Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.06.2009

Принц против лорда: превышение полномочий?

Нина Фролова
Объект:
Казармы Челси - жилой комплекс
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Мастерская:
RSHP

Девелоперы из Катара по настоянию Принца Уэльского отказались от проекта жилого комплекса, разработанного Ричардом Роджерсом для лондонского района Челси.

Ансамбль из семнадцати 9-этажных башен (впрочем, противники проекта называют высоту в 67 м) должен был появится на месте снесенных армейских казарм, на участке в 5 га рядом с Королевским госпиталем Кристофера Рена. Около половины из 552 квартир в этом жилом массиве с бюджетом в 1 миллиард фунтов стерлингов должны были быть доступным жильем, остальные – принадлежать к категории «люкс». В ходе разработки проекта Роджерс смягчил свой первоначальный вариант из стекла и стали, добавив туда медь и бетон, окрашенный в тона, согласующиеся с исторической застройкой.

Казармы Челси - жилой комплекс
Казармы Челси - жилой комплекс

Тем не менее, комплекс выдержан в русле хай-тека, без каких-либо стилевых уступок архитектурному окружению. Но особые сомнения у наблюдателей вызывал масштаб ансамбля, задуманного еще в благоприятные для британского рынка недвижимости дни. По мнению жителей окрестных кварталов, новые здания закрыли бы доступ в их квартиры солнечному свету, а также этот массив стал бы «гетто Gucci» – закрытым для простых горожан пространством. Но, по словам лорда Роджерса, после 80 совещаний с местным населением и обвинений в элитаризме, он сделал проект на половину социальным и обеспечил открытость комплекса и его общественных пространств для всех в любое время дня и ночи.
Казармы Челси - жилой комплекс
Казармы Челси - жилой комплекс

С 2007 по поручению принадлежащей катарской королевской семье компании Qatari Diar (для нее это первый крупный проект в Европе) руководство проекта осуществляли ведущие британские девелоперы Candy & Candy, как правило, работающие с ведущими архитекторами – в том числе с Роджерсом. По информации последнего, осенью 2008 весь контроль над процессом забрали себе катарские застройщики, а в начале весны 2009 принц Чарльз, уже выражавший недовольство модернистским духом проекта «Казарм Челси», написал письмо Шейху Хамаду бен Яссиму бен Ябр аль-Тани, премьер-министру и члену королевской семьи Катара, с просьбой пересмотреть планы Qatari Diar. Принц, известный своими традиционалистскими убеждениями и активной нелюбовью к любым другим архитектурным направлениям, призвал его отказаться от варианта Роджерса как несоответствующего градостроительной ситуации и предложил взамен неоклассический проект своего «придворного архитектора» Куинлана Терри. Но, так как количество квадратных метров в комплексе должно было остаться неизменным, план Терри выглядит очень перегруженным и плотным и не намного более «дружественным» к окружению.
Казармы Челси - жилой комплекс
Казармы Челси - жилой комплекс

В начале апреля информация о письме принца Чарльза попала в прессу и вызвала широкий резонанс. Противники проекта увидели в принце Уэльском своего благородного защитника, в то время как большинство архитекторов были неприятно поражены. Многим вспомнился 1984 год, когда на приеме в Королевском институте британских архитекторов (RIBA), посвященном его 150-летнему юбилею и вручению индийскому модернисту Чарльзу Корреа Золотой медали RIBA, наследник престола в своей речи разгромил современную архитектуру в весьма резких выражениях, и долгое время после этого многие застройщики неохотно нанимали архитекторов – приверженцев хай-тека или радикального постмодернизма.
Казармы Челси - жилой комплекс
Казармы Челси - жилой комплекс

Вскоре появилось открытое письмо в Sunday Times, подписанное шестью притцкеровскими лауреатами, директором Галереи Тейт и двумя бывшими кураторами Венецианской архитектурной биеннале, с призывом к принцу Чарльзу: не нарушать демократических процедур рассмотрения и утверждения проекта и высказывать свое личное мнение в предусмотренной законом форме, не прибегая к закулисным интригам. Впрочем, на авторов письма также обрушились критики, увидевшие в их действиях защиту интересов элитарной группки «архитекторов-звезд», мало интересующихся социальными проблемами, невнимательных к нуждам рядовых граждан и к градостроительному контексту своих работ.
Казармы Челси - жилой комплекс
Казармы Челси - жилой комплекс

В то же время, многие видные члены RIBA и его президент Сунанд Прасад также выступили с критикой поступка Чарльза, но уже с более широких позиций – как профессионалы, недовольные вмешательством дилетанта, уже успевшего им немало навредить за прошедшие годы. Особенную остроту ситуации придала назначенная на 12 мая 2009 первая после 1984 года речь принца в RIBA, приуроченная к 175-летию института. Некоторые, например, Уилл Олсоп и Крис Уилкинсон, призывали в знак протеста бойкотировать это мероприятие. Но в назначенный день зал был полон, а Чарльз был очень осторожен: он извинился за свои резкие слова 25-летней давности и призвал архитекторов всех направлений работать вместе над темой устойчивого развития.

Тем временем, проект ЖК «Казармы Челси» авторства Роджерса был подан на рассмотрение в муниципальный совет Вестминстера и получил положительную оценку в докладе чиновников. Окончательное решение должно было быть принято на заседании в этом месяце. Но незадолго до того, утром 12 июня, и сам Роджерс, и общественность были оповещены о том, что девелоперы отказались от проекта и планируют организовать новый архитектурный конкурс – совместно с архитектурным фондом принца Чарльза The Prince's Foundation for the Built Environment.
Казармы Челси - жилой комплекс
Казармы Челси - жилой комплекс

Реакция Ричарда Роджерса была предсказуемо резкой: он известен своими радикальными политическими заявлениями (например, несколько лет назад он вошел в группу британских архитекторов, призвавших коллег отказаться от работы в Израиле из-за негуманного отношения местного правительства к палестинцам), также он заседает в Палате лордов британского Парламента и имеет широкие связи в высших эшелонах власти. Он назвал действия Чарльза «превышением полномочий» и «неконституционным» поведением и призвал провести общественное разбирательство для выяснения того, насколько законны вмешательство принца Уэльского в судьбу проекта в Челси и подобные его поступки в сферах медицины, образования, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.
Жилой комплекс «Казармы Челси» – вариант Куинлана Терри
Жилой комплекс «Казармы Челси» – вариант Куинлана Терри

Роджерс даже назвал «Казармы Челси» одной из лучших своих работ за всю жизнь, а также подчеркнул, что Чарльз уничтожил проект, над которым десятки людей работали два с половиной года, на реализации которого были бы заняты в условиях безработицы 10 000 человек, и который включал бы  226 «социальных» квартир. Но главная претензия лорда к принцу заключается в том, что последний не хочет вступать в дискуссию со своими противниками, ограничиваясь отдельными заявлениями или действуя негласно. В данном случае Роджерс определенно прав: пресс-служба Чарльза с самого начала отказывалась подтвердить или опровергнуть факт отправки им письма к катарскому премьер-министру – и сейчас ситуация не изменилась. Это создает впечатление, что принц или сожалеет о своем поступке, или боится шквала критики, которая последует после его признания.
Участок под строительство до сноса армейских казарм
Участок под строительство до сноса армейских казарм

Чувства Ричарда Роджерса более чем понятны: это уже третий его проект, оставшийся невоплощенным по вине будущего короля: в 1987, после критического заявления Чарльза, девелоперы отказались от его проекта застройки площади Патерностер-сквер близ собора Святого Павла, а позднее из-за интриг принца руководством Королевской Оперы был забракован проект ее нового здания – также авторства Роджерса.
Участок под строительство сегодня
Участок под строительство сегодня

Как обычно, когда в деле замешан принц Уэльский, страсти разгорелись нешуточные. Но споря о преимуществах традиционализма и модернизма, эгоцентризме архитекторов-«звезд» и высокомерии коронованных особ, нельзя забывать об интересах девелоперов. Сейчас ситуация резко отличается от 2007 года, и остается неясным, какой доход принесет этот жилой комплекс по окончании строительства. Застройщики уже потратили на этот проект около 30 млн фунтов, но по сравнению с 1 млрд общего бюджета (и возможных убытков, если он не окупится) это не так уж много. Поэтому, возможно, скандальное завершение дела «Казарм Челси» не имеет отношения к политике и архитектуре: это просто вопрос выгоды.