Какой хороший кризис?

31 марта в доме архитектора состоялся круглый стол, посвященный экономическому кризису. В ходе него выяснилось, в частности: что все согласования теперь будут официально бесплатными (это ново), что именитым архитекторам следует пойти поработать в Моспроект-1, что типовые проекты удобнее индивидуальных, потому что они не требуют времени на согласование. Архитекторы надеются продолжить диалог с властью, для чего по окончании обсуждения была создана специальная комиссия. Планируются другие встречи. Мы же предлагаем всем профессионалам, кого волнуют обозначенные проблемы (и прежде всего – пути выхода из кризиса), поучаствовать в специальном он-лайн обсуждении.

mainImg

Как известно, архитекторы очень сильно пострадали от кризиса – многим девелоперы не платят за работу, число «живых» заказов сократилось катастрофически, многие мастерские уволили больше половины (некоторые – значительно больше половины) сотрудников. Неудивительно, что в кулуарах архитекторы говорят о кризисе много и с отчаянием. Однако круглый стол 31 марта стал едва ли не первой попыткой поговорить о нем открыто и коллективно. Поставить проблему. Среди вопросов, объявленных организаторами (коих много – САР, СМА, ВАНП и НП ГАРХИ) были самые животрепещущие: как взыскать долги с девелоперов, где взять заказы, и главное – как бы добиться того, чтобы власти (московские и федеральные) стали помогать архитекторам выжить.

Собственно это было главной темой круглого стола – обратиться к власти за помощью. Предполагалось даже составить открытое письмо «в органы государственной власти» (сразу скажу, что этого не сделали). Надежды, возлагаемые на эти самые органы, были сформулированы Дмитрием Фесенко в самом начале круглого стола (полностью тезисы можно увидеть здесь). Если обобщить тезисы, слова в пресс-релизе организаторов и то, что время от времени прорывалось во время обсуждения, то надежды получаются следующие.

Во-первых, девелоперы не платят архитекторам – и архитекторам хотелось бы на девелоперов как-то повлиять, чтобы заплатили по долгам. Тем более, что труд архитектора в общей стоимости проекта составляет очень малую часть. На заседании прозвучало: 1,5 %, 2-3 %, Михаил Хазанов похвастался 7 процентами за дом правительства московской области. По словам Дмитрия Александрова, расценки на новые заказы девелоперы стремятся привести к 20 долларам за кв. метр, а по государственным тендерам эта сумма еще меньше – 12 долларов за метр.

Девелоперы, прибыль которых от дорогих проектов была трех, пяти- семикратной, в кризис, по словам Сергея Скуратова «решили наказать в первую очередь архитекторов», чей труд продавали так дорого. Кроме неплательщиков, есть такие заказчики, которые предлагают уменьшить сумму договоров вдвое – «потому что кризис» – рассказал Сергей Киселев и прокомментировал: это даже хорошо, что кризис дал нам возможность увидеть что это за люди, с такими людьми нельзя и здороваться.
Итак, девелоперы не платят по долгам. Варианты решения: первый – договориться, «составить какой-нибудь договор, ну, или хотя бы, соглашение…» (слова Виктора Логвинова); второй – привлечь власти в качестве арбитра и повлиять на должников административно.

Во-вторых: где взять заказы? Заказов стало значительно меньше. Да что там – многие стройки законсервированы, проекты заморожены и отменены. Как сказал глава ассоциации девелоперов и гендиректор «Главстроя» Aртур Маркарян, объемы девелоперов уменьшились в 10 раз, по-видимому, во столько же уменьшилось работы у архитекторов.

По части поиска работы решение обсуждалось вообще как бы одно: госзаказ, федеральное и муниципальное финансирование. Неудивительно, что обсуждение крутилось вокруг федерального закона № 94 «О размещении заказов…», проще говоря – о тендерах. Закон ругали все, даже (сдержанно) представители московского правительства. Девелопер Артур Маркарян сказал: «закон тяжелый и его надо изменить».
В чем главная тяжесть закона? Он требует распределения госзаказов по тендерам, что вроде бы на первый взгляд правильно. Но: тот же закон предлагает кабальные условия. Участвующий в тендере «замораживает» некоторую сумму денег, и, если потом решает отказаться, эту сумму теряет. Выбрать должны проектировщика, предложившего самую дешевую стоимость работ. При этом даже исходные суммы – нереально маленькие. Суммируя – очевидно, что закон требует того самого ценового демпинга. По слишком низким ценам нормальную работу сделать нельзя. Следовательно – прав Сергей Киселев, когда он утверждает, что закон достаточно почитать, чтобы понять, что участвовать в конкурсах по такому закону нельзя, и говорить здесь больше не о чем.

Но государственных заказов все же хочется. Тот же Дмитрий Фесенко предлагает такие антикризисные меры: государство строит инфраструктуру, оно получает мосты и дороги, архитекторы – заказы и возможность пережить кризис. И приводит в пример Америку 1930-х, где это помогло. Можно, правда, привести и другой пример – Борис Годунов в голод начал строить каменные городские стены и каменные торговые лавки, чтобы дать людям работу. В отличие от американцев, ему – не помогло.
А вот если представить себе, что мосты и дороги будут построены на тех самых демпинговых, кабальных условиях? Каково будет качество этой инфраструктуры? Кто-то из присутствующих сказал: если опускать на тендере цену на 50%, то потом надо либо украсть 50% материалов, либо сбежать с авансом…

Есть, правда, и другие госзаказы – градостроительное и территориальное планирование. По градкодексу с 1января 2010 года все территории должны иметь планы, коих нет, и делать их пока что некому. Чем не работа?
По словам Сергея Скуратова: «у мастерских мало работы, высвободился колоссальный ресурс. Они могут готовить задания для конкурсов (необходимые по 94 закону), могут делать генпланы территорий, устроить ревизию всех ранее выработанных решений…». То есть, в принципе, межу мастерскими можно было бы распределить гос- и муниципальные заказы на планирование, зонирование и прочее в этом роде.

Но желательно, чтобы эти госзаказы еще и деньги хоть какие-то приносили. В этом выступавшие архитекторы были солидарны.
Сергей Скуратов – «я против того, чтобы снижать расценки архитекторов, надо снижать налоги с архитекторов, во всем мире они платят по 6%. За что мы платим НДС? У нас же интеллектуальный труд!». Михаил Хазанов – «…европейская норма какая? от 2 до 12 % от стоимости строительства. Должно быть – 7, 8% и больше. Госзаказ должен быть выгоднее коммерческого заказа, во всем мире борются за госзаказ, потому что он выгоднее». И один Сергей Киселев сказал следующее: «мы уже давно и принципиально не работаем с госзаказом».

Две темы, как вернуть старые деньги и как заработать новые. Вопросы, в общем-то, ясны, проблемы поставлены. Их обсуждение… Нельзя сказать, чтобы на этот раз оно получилось конструктивным, хотя на круглом столе присутствовали все три группы заинтересованных: архитекторы, девелоперы (один, но зато президент ассоциации), и власти (московские, три человека: Светлана Бачурина, советник Ресина, из правительства Москвы; Сергей Палладин и Алексей Куренной, заместители председателя Москомархитектуры).

У стороннего наблюдателя этого обсуждения возникало устойчивое ощущение того, что каждый упорно говорит о своем.
Артур Маркарян поделился опытом разработки закона о девелопменте. А также сообщил, что с ноября все деньги от продажи недвижимости идут только на погашение долгов. И что кризис – это с одной стороны плохо, а с другой – хорошо. Раньше девелоперский бизнес существовал на кредиты, теперь он больше не будет кредитоваться. Значит, он будет жить на деньги акционеров. Значит, у девелоперов будет только больше потенциальных инвесторов. Но и более жесткие условия работы. И повернул в сторону архитекторов – от них будут требоваться более точные расчеты стоимости. В общем и целом получилось так: давайте, господа архитекторы, повышать качество работы, кризис нас к этому призывает. Но не забывать о том, что кризис призывает нас деньги уважать. Слишком много у нас было некоммерческих проектов, надо чтобы все проекты имели коммерческую составляющую.
Архитекторы же тихо-тихо, аккуратно так спросили: а как бы нам так договориться, чтобы с долгами рассчитаться? И, не дожидаясь ответа, перевели разговор на другое.

Это другое – а именно выступления представителей «властей» – заняло значительную часть всего обсуждения и пересказать ее не представляется никакой возможности, поэтому сосредоточимся на общем ощущении и на нескольких любопытных сюжетах.

Общее ощущение такое: московские власти, как и девелоперы тоже, находят, что кризис это с одной стороны плохо, с другой – не то чтобы очень. И – опять-таки: работать надо лучше, товарищи, всем нам надо лучше работать. Избаловались, мол, господа архитекторы, разжирели на дорогих заказах, а вот теперь давайте работать качественно, повышать и проч. И то же самое потом – от архитекторов: кризис, так хорошо, теперь у нас есть время высказываться и обсуждать, теперь мы чиновникам все выскажем, как проекты на пересогласование отправлять из-за мелочей.
В сухом остатке – как будто бы кризис всем нравится. Все, почти что поголовно, выражают надежду на то, что другие будут лучше работать. Причем каждый по-своему: девелоперы о деньгах, мэрия о градплане, архитекторы об общественной деятельности. Тогда к чему, господа, антикрисный круглый стол? Кризис (если суммировать многие из приведенных рассуждений) – его любить надо! И лучше работать, надо, знаете ли, лучше работать.

А сюжеты – следующие.
Все согласования теперь будут бесплатными. То есть абсолютно. В формальной части, разумеется; что там будет твориться в неформальной – можно догадаться, но лучше не надо, не будем. Чем однако не новость – бесплатные согласования? Вот она антикризисная мера, об этом отдельно говорить надо!
Кроме того, отменяется согласование предпроектной стадии, архитекторы теперь будут получать от Москомархитектуры вместо АРИ (Акта разрешенного использования) ГПЗУ (генеральный план застройки участка), и согласовывать сразу проект. Умудренные опытом архитекторы сразу же заметили, как печально будет, если на согласовании «зарубят» и пошлют на переделку уже готовый, детально проработанный проект. И спросили об этом. На что Алексей Куренной ответил, что неформально показать предварительный проект будет конечно можно, тем, кто знает как это сделать.

Кстати – еще одна ситуация. Дмитрий Александров поинтересовался у представителей Москомархитектуры, что будет происходить с программой строительства детских садов, будут ли они строиться по индивидуальным проектам. Как известно, еще весной главный архитектор Москвы Александр Кузьмин собирал известных архитекторов и просил, почти даже уговаривал их принять участие в такой городской программе индивидуального проектирования детсадов. В ответ выяснилось – Юрий Лужков потребовал, чтобы программа была выполнена побыстрее, и для того, чтобы ускориться, в Москомархитектуре решили строить по типовым проектам. Индивидуальные проекты – их ведь долго согласовывать. Прошу заметить, не дорого проектировать, а – долго согласовывать. Хотя казалось бы, от кого зависит скорость согласования?

Далее: зампред Москомархитектуры Сергей Палладин призвал 50-летних архитекторов, признанных мастеров, «пока все не стало хуже», отправиться работать в Моспроект 1, «возглавить направления и отстаивать».
Вот вам и ответ, батеньки, на ваш профессиональный призыв – поддержать вольного отечественного архитектора, искусственно сохранить баланс между мастерскими и институтами, выдать творческой вольнице госзаказы по выгодным, как в Европе, ценам. Милости просим в наши объятия, на ставочку-с, зато и с десяти до шести-с, но и под начал, под начал! Будем вместе работать, нам давно пора укрепить ряды настоящими профессионалами – как тут не порадоваться кризису, как не полюбить его? Профессионалу некуда деться, буржуйские денежки кончились…

Обобщая, скажем: почти что все присутствующие архитекторы сошлись на том, что экономический кризис грозит гибелью профессии. Возможно.
Но – наш социалистический опыт показывает, что еще более верная смерть профессии заключается в двух вещах – типовом проектировании и поголовной работе в крупных институтах. Скучной, от сих до сих работе за небольшие деньги в крупных институтах над типовыми проектами. Хотя возможно, я сгущаю краски. Известно ведь, что сейчас многие из уволенных уже пристраиваются в институты. Но должна же остаться какая-то альтернатива.
Кстати о типовом проектировании – Михаил Хазанов вспомнил: в Прибалтике в перестройку, несмотря на отсутствие денег, запретили типовое проектирование как таковое.

И еще один сюжет. На слова Сергея Скуратова про то, что хорошо бы сейчас, когда у мастерских «освободился ресурс», привлекать маститых архитекторов к градостроительной проблематике (Сергей Скуратов: «меня волнуют московские площади – почему их все застроили? Проект Пушкинского музея – почему его делает Фостер? Проект для газгольдеров – я бы с удовольствием им занялся, но меня не позвали…»). На эти слова представитель мэрии Светлана Бачурина ответила вопросом – а где были лично Вы, пока мы обсуждали корректировки градплана с общественностью? Вы, не как архитектор, а как москвич?
На что последовал закономерный вопрос Елены Гонсалес – а как же нам, общественности, было повлиять на публичные слушания по Крымскому валу? Нам, кто не жители Якиманки. Ан нет – последовал ответ, Крымский вал – это генплан конкретной территории, там только для жителей, а вы вот придите общий генплан обсуждать, у нас там два толстых тома написано…

Из этого небольшого, но яркого фрагмента понятно: архитекторы, предлагая работу мэрии, полагают себя (небезосновательно) – профессионалами, но мэрия-то держит их за общественность! Пока независимые. Профессионального места им не нашлось. Все на субботник, товарищи архитекторы. Как граждане, все на равных.
А если не хотите на субботник – то пожалуйте в сетку расписания Моспроекта-1. Тогда вы уже будете не общественность, вы будете – подчиненные.

У архитекторов, в свете сказанного, тоже нашлась тема из разряда «о своем»: о повышении престижа профессии. Мы поставили себя в позу парикмахера, нашу великую творческую профессию позволили назвать услугой – сказал Михаил Хазанов, позволили кричать на себя во всяких учреждениях… Мы позволили опустить себя ниже плинтуса – поддержал его Дмитрий Величкин.
Кризис нас освободил, давайте заниматься поднятием престижа профессии, стучатся в закрытые для нас двери – это опять Михаил Хазанов. Впрочем, как справедливо заметил Дмитрий Фесенко, архитекторы всегда говорят о поднятии престижа профессии, это такая наболевшая тема.

Вопрос – как его поднимать. На этот счет крайне ясно высказался председатель Московского объединения ландшафтных архитекторов Илья Мочалов. Он сказал, есть два пути – PR и GR, разговор с общественностью и разговор с властью; специалисты в этих областях в связи с кризисом подешевели (опять-таки: какой хороший кризис), и теперь они нам больше по карману, чем раньше. Илья Мочалов говорил о сочетании двух методов, иными словами, рекламы-продвижения и лоббизма. Но присутствующих живо заинтересовал только один путь: сколько стоит лоббист? Где его взять? Ну кто же вам так просто скажет…

Словом, архитекторы рекомендовали коллегам в связи с кризисом: идти в библиотеку (Сергей Киселев), купить домик и уйти от дел (он же), стучаться в закрытые двери инстанций и доказывать, что архитекторы не парикмахеры (Михаил Хазанов). Все это хорошо для очень известных, престижных и заработавших. Как быть тем кто помоложе и только начал разворачивать успешную мастерскую?

На этот счет очень внятно, по делу и коротко, выступил Константин Ходнев из группы ДНК. Он сказал: собирались обсудить, где брать заказы, как получать госзаказы и ничуть не обсудили. В Моспроект-1, сказал он, идти не хочется и не стоит, это грозит профессиональным регрессом.

Святые слова. И хорошее основание для того, чтобы взвесить все то, что говорилось на этом круглом столе. Помимо лирических отступлений на нем говорилось о том, как бы получить госзаказ за приличные деньги. Обсуждать было с кем: с представителями мэрии и Москомархитектуры. Которые постоянно благодарили за то, что их пригласили, а также за каждый вопрос – но чувствовалось, что на самом деле все наоборот, глубоко признательны «властям» организаторы. Признательны за то, что пришли, и даже как-то чувствовалось опасение – а вдруг больше не придут?

Итак, госзаказ за приличные деньги. С позиций стороннего наблюдателя – мало что тут может получиться, во всяком случае – пока. Обобщая, позиция архитекторов: госзаказ, но оплата – 7-8% от стоимости строительства; и заказы желательно распределять так, чтобы равномерно всех поддерживать. Позиция «властей»: либо помогайте нам как общественность (даром), либо бросайте свои мастерские и идите к нам на ставку в Моспроект, либо – довольствуйтесь законом какой есть (все, понимаешь, законы критикуют). Ну никак эти позиции не согласуются между собой. Не договорятся.
Либо надо такие вещи обсуждать по отдельности – архитекторам между собой, потом с властями, лоббистами, и прочими представителями. На открытых круглых столах они, судя по всему, не решаются никак.

Обсуждение затянулось до позднего вечера. По окончании признав, что оно получилось более чем предварительным, ведущие (Виктор Логвинов и Дмитрий Александров) предложили создать комиссию для того, чтобы подготовить обращение к властям, о котором говорилось вначале. Помимо ведущих в эту комиссию вошли Михаил Хазанов, Дмитрий Фесенко и Петр Кудрявцев.

Как нам стало известно сегодня, ГАРХИ в соавторстве с Федеральным союзом проектировщиков готовит предложение для правительства в рамках развития антикризисной программы правительства. Предложение будет обсуждаться 16 апреля на конференции СМА.

Мы же – в свою очередь – предлагаем архитекторам, заинтересованным в осмыслении сегодняшней ситуации в целом, обсудить ее в сети и создаем для этого специальный форум на Архи.ру. Приглашаем к участию.

Ведущие круглого стола: Виктор Логвинов (СМА) и Дмитрий Александров (ГАРХИ). Справа - архитектор Михаил Хазанов
Фотографии Ю. Тарабариной
Артур Маркарян, глава ассоциации девелоперов и гендиректор компании «Главстрой»
Светлана Бачурина, советник первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина
Алексей Куренной, заместитель председателя Москомархитектуры
Сергей Палладин и Алексей Куренной, заместители председателя Москомархитектуры
Михаил Хазанов, архитектор. Ведущий архитектор ЗАО «Курортпроект» и руководитель ПТАМ Михаила Хазанова
Сергей Киселев, один из руководителей компании «Сергей Киселев и Партнеры»
Павел Андреев, руководитель мастерской №14 Моспроекта-2
Константин Ходнев, один из руководителей бюро «ДНК»

06 Апреля 2009

Пресса: Поболтали - разошлись? С «круглого стола» в ЦДА
31 марта в Белой гостиной Дома архитектора САР, СМА, ГАРХИ и Всероссийская ассоциация некоммерческих партнерств провели «круглый стол» на тему кризиса и перспектив выхода из создавшегося тупика. Мы публикуем нашу версию произошедшего.
Пресса: Кризис нарушил планы U2 по постройке небоскреба в Дублине
Проект строительства самой высокой башни на территории Ирландии, начатый музыкантами группы U2 совместно с знаменитым архитектором Норманом Фостером, стал очередной жертвой глобального финансового кризиса.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.