Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2024

Под руководством архитекторов

Нина Фролова
Мастерская:
Grimshaw

100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.

Огромный инфраструктурный проект, осуществленный под руководством архитекторов Grimshaw (в команду также входили конструкторы AtkinsRéalis, графические дизайнеры Maynard, дизайнеры освещения Equation), рассчитан на 120 лет службы, а каждый будний день им пользуется 770 тыс. человек. Мы подробно писали о линии Елизаветы здесь, но все же напомним основные моменты.
 

Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Прежде проект назывался Crossrail, но был переименован в честь королевы Елизаветы II. Это не линия метро, но половина ее проходит под землей. 100-километровый маршрут включает 31 реконструированную и 10 новых станций. Новыми станциями занимались архитекторы John McAslan + Partners, Weston Williamson + Partners, Hawkins\Brown, Aedas, Wilkinson Eyre, BDP, Adamson Associates, Allies & Morrison и Fereday Pollard, однако премию Стерлинга дали не этим сооружениям, а комплексу линии в целом, по сути – типовым решениям.
 
Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Авторский коллектив во главе с архитектурным бюро Grimshaw занимался платформами, тоннелями для перемещения пассажиров, эскалаторами и прилегающими к ним залами, указателями и надписями, мебелью, светильниками, отделкой и сопутствующими технологическими решениями.
 
Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Жюри премии во главе с Муйива Оки, президентом Королевского института британских архитекторов RIBA (организатора премии Стерлинга), подчеркнуло, что линия Елизаветы – это «триумф сотрудничества под руководством архитекторов, эффективное, безупречное, прекрасно срежиссированное решение для внутригородской транспортной системы». Особо были отмечены лишенная отвлекающих деталей ясность всех пространств станции, интуитивная понятность планировок, цельная и узнаваемая трактовка всего проекта.
 
Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Яркость и тон освещения соответствует размеру и назначению пространств (на платформах освещение рассеянное, в малых переходах – направленное), скрытые под обшивкой акустические панели минимизируют шум, сдержанный колорит не раздражает: все направлено на то, чтобы снизить возможный стресс от поездки на общественном транспорте даже в час пик.  
 
Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Линия Елизаветы была чрезвычайно сложным проектом, в том числе из-за своего маршрута через весь Лондон с современными и историческими фундаментами, водопроводной и канализационной системой и так далее. Стройплощадка перед началом работ стала крупнейшим археологическим раскопом в истории Великобритании: находки варьируются от останков мамонта, жившего 55 млн лет назад, до шара для игры в кегли тюдоровской эпохи. Весь извлеченный при строительстве грунт не отправили на свалку, а использовали для земляных работ в заповеднике в прилегающем к Лондону графстве Эссекс.
Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow