Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors

Дизайн Реклама
mainImg
За прошедшее десятилетие преобладание открытых зон в современных офисах стало более явным, вытесняя другие типы организации пространства. Несмотря на то, что open space улучшает взаимодействие между сотрудниками и сокращает затраты на недвижимость, в то же время в нем сложнее сфокусироваться и сконцентрироваться на работе, что негативно влияет на производительность и в итоге может перевесить все плюсы.

Безусловно, практически в любом офисе должны быть открытые зоны для общения, повышающие частоту и эффективность взаимодействия сотрудников и увеличивающие вероятность создания инноваций. Однако подобные зоны создают визуальные и шумовые помехи в открытом пространстве, которые мешают сосредоточиться, а работа, требующая концентрации, является не менее важной, чем командная работа. Поэтому стоит разобраться, что именно влияет на концентрацию, как можно избежать ее потери, а также как грамотно сочетать открытые зоны с зонами для сфокусированной работы.

О проблеме шума и потере концентрации в open space известно всем, но, к сожалению, немногие всерьез занимаются этим вопросом. Возможно, из-за того, что звук нельзя увидеть, мы недооцениваем его значение. Например, если бы в офисе случилась протечка, пусть не очень серьезная, ответственный персонал моментально занялся бы ее устранением. «Утечки» звука могут наносить не меньший ущерб работе офиса, но мы почему-то легко игнорируем эту проблему, в отличие от промокшего ковра.

Согласно данным исследовательского центра Haworth, в среднем сотрудники теряют 28% рабочего времени из-за отвлекающих факторов в офисе. В результате им приходится начинать рабочий день раньше или оставаться допоздна, чтобы закончить все задачи, требующие тишины и концентрации. Эта проблема далеко не новая. Офисные работники зачастую нуждаются в местах, где можно уединиться и сосредоточиться, и, к сожалению, этот фактор меньше всего учитывается в открытых рабочих пространствах. По статистике, приведенной в исследовании, более половины всех сотрудников считают, что в их офисе сложно сконцентрироваться, из-за чего они теряют много времени.

Помимо визуального беспорядка и шумового загрязнения, с которыми сотрудники вынуждены сталкиваться в офисах с открытой планировкой, их засыпают такими отвлекающими факторами, как электронные письма, жужжащие смартфоны и всплывающие сообщения. Избыток информации от непрерывной мобильной и интернет связи «парализует» их, оставляя меньше времени, чтобы сосредоточиться на своей работе и нестандартном решении задач. Человеческий мозг работает так же, как и тысячу лет назад, но сейчас у нас есть все эти технологии, и наша биология не поспевает за их развитием. Перегруженность информацией быстро стала главным негативным трендом на рынке человеческого капитала.

Потеря концентрации

Работая над одной задачей, человек может сосредоточиться таким образом, что будет воспринимать только ту информацию, которую считает важной, игнорируя все остальное. Это удивительная способность человеческого мозга. Однако, когда возникают многочисленные отвлекающие факторы, внимание часто переключается с нужной задачи на менее важные вещи.
Офисное пространство open space © Haworth
Офисное пространство open space © Haworth
Офисное пространство open space © Haworth

Важно отметить, что отвлекающие факторы можно разбить на два типа: внутренние и внешние. И согласно приведенным в исследовании данным, сотрудникам требуется в среднем 23 минуты, чтобы вновь сосредоточиться и вернуться к выполнению прерванной работы из-за внешних отвлекающих факторов. Интересно, что при этом они фокусируются на как минимум двух других задачах, прежде чем вернуться к той, что они выполняли до этого.

Внутренние факторы – это, как правило, личные мысли или переживания, не касающиеся непосредственно работы, например, что поесть на обед или какие дела остались на вечер. Вернуться к работе, отвлекшись из-за внутренних факторов, как выяснилось, несколько сложнее, и на это уходит около 30-35 минут. Таким образом, мы тратим достаточно много когнитивных усилий на контролирование собственных отвлекающих мыслей. Поэтому так важно минимизировать эффект внешних факторов – ведь чем больше усилий нужно для борьбы с внешними факторами, тем чаще человек будет отвлекаться и тем больше времени будет тратиться впустую.

Чем больше мультизадачность, тем ниже эффективность

Человеческий мозг не способен обрабатывать информацию так, как компьютер, который может выполнять несколько процессов одновременно. Для людей больше свойственна последовательность действий. Когда мы пытаемся выполнить две или более задачи, нам часто кажется, что мы справляемся со всем разом. В реальности же, переключаясь между задачами, мы теряем много времени, и чем дольше они выполняются, тем больше мы теряем концентрацию и тем больше делаем ошибок. Многие даже называют мультизадачность еще одной формой отвлекающих факторов, поскольку при выполнении нескольких задач внимание рассеивается между ними.
Мобильные телефонные будки Framery предоставляют место с полной акустической изоляцией прямо в open space © Haworth

Например, у нас есть задача наполнить несколько стаканов из одной бутылки воды. Мы не можем заполнить их одновременно, поэтому мы либо наполняем их полностью по очереди, либо понемножку, раз за разом возвращаясь к незаполненным стаканам. В первом случае, очевидно, мы справимся быстрее и эффективнее, тогда как во втором случае процесс займет больше времени, при этом мы можем вылить больше воды мимо стаканов. И чем больше стаканов, тем дольше будет идти этот процесс, и тем больше воды мы прольем мимо.

Технологии могут особенно все осложнить при мультизадачной работе, поскольку со всеми отвлекающими факторами мы находимся в состоянии, когда сами готовимся к тому, чтобы нас отвлекли, и большинство людей просто не справляется с мультизадачностью как надо. Поэтому, сфокусировавшись на одной активности, мы работаем более продуктивно. Особенно в состоянии «потока».

Попасть в поток

«Поток» (flow) – концепция в психологии, которую разработал венгерский психолог Михай Чиксентмихайи в 1970х годах. Этот термин обозначает психическое состояние, в котором человек полностью вовлечен в определенную активность, мотивирован, полон энергии и часто теряет счет времени. Так он работает не только более продуктивно, но и более креативно.

Внешние отвлекающие факторы могут мешать сосредоточиться, но практически не влияют на тех, кто находится в состоянии «потока». Например, музыка в офисе может восприниматься одним как отвлекающий фактор, и быть практически не замеченной другим, хотя оба сосредоточены на одной задаче. Это может означать, что второй уже вошел в состояние «потока», тогда как другой только пытается это сделать, но ему мешают внешние факторы.
Офисное пространство open space © Haworth

С другой стороны, внешние стимулы не обязаны быть отвлекающими факторами, а, наоборот, могут быть полезными для выполнения работы. Иногда необходимо понимать и оценивать внешнюю обстановку и окружающую среду. Подобное ситуационное восприятие бывает полезно для определенной деятельности. Например, при вождении человек сосредоточен, при этом ему нужно оценивать различные ситуативные факторы: дорогу, светофор, других участников движения.
Продуктивная работа в офисе требует как ситуационного восприятия, так и вхождения в «потоковое» состояние. К сожалению, невозможно находиться одновременно в обоих состояниях, поэтому, с учетом текущих задач, обстоятельств и внутренних и внешних факторов, сотрудники должны переключаться между ними. А пространство в офисе должно поддерживать работу в каждом из этих состояний.

Дизайн пространства для работы в концентрации

Отвлекающие факторы никуда не исчезнут, но офисное пространство должно поддерживать работу в концентрации вместо того, чтобы создавать новые преграды для достижения «потокового» состояния.
Рабочие потребности сотрудников меняются в течение дня в зависимости от задачи. Например, сначала необходимо разобрать почту, сделать несколько звонков, затем подготовиться к встрече, обсудить задачи с коллегами, после подготовить коммерческое предложение. Только с комплексным подходом к дизайну можно создать пространство, которое подходит для всех перечисленных активностей.
Коллекция Openest позволяет создавать небольшие уединенные зоны прямо в open space, которые можно легко реконфигурировать при необходимости © Haworth

Этот комплексный подход к организации офисного пространства заключает в себе пять принципов: разнообразие, выбор, контроль, узнаваемость и пополнение сил.

Разнообразие. Не стоит выбирать между открытыми и приватными зонами, нужно предоставить сотрудникам и те, и другие, а также дать им возможность выбирать подходящее пространство для каждой задачи. Работа, требующая концентрации, может выполняться в любой зоне: кому-то комфортнее в open space под звуки офисного гула, а кому-то необходима полная тишина в уединенном месте. Главное, чтобы оба типа пространства были представлены в офисе.

Выбор. Доверьте сотрудникам право выбирать где, как и когда им выполнять свою работу. И они смогут сами найти те условия, в которых они будут максимально продуктивны.

Контроль. Дайте сотрудникам контроль над их рабочим местом. Если все решить за них, то велика вероятность ошибиться с их предпочтениями. Например, решив избавить сотрудников от шумовых помех и изолировав их от общих зон, компании могут значительно ухудшить взаимодействие коллег. Вместо этого стоит дать сотрудникам возможность регулировать уровень приватности на своем рабочем месте, частоту взаимодействия с коллегами, а также набор аксессуаров, уровень света, температуру и т.д. Само осознание того, что они могут контролировать свое рабочее пространство, может перекрыть некоторые негативные последствия отвлекающих факторов.

Узнаваемость. Попасть из точки А в точку B, затем в точку С должно быть легко. Понятные и простые планировки позволяют людям быстрее ориентироваться в пространстве и избегать неловких ситуаций и потери времени. По-настоящему понятная планировка позволяет сотруднику мысленно представить карту офиса, находить в нем коллег и интуитивно понимать предназначение каждой зоны. Когда вы четко разграничиваете функциональные зоны, вы не перегружаете когнитивные процессы сотрудников ненужными мыслями, и они сразу готовы направить свою энергию на выполнение задач вместо того, чтобы пытаться сориентироваться в пространстве.

Пополнение сил. Выделите сотрудникам время и место для перерывов. Когда мы долго концентрируемся на работе, расходуется много энергии, и организм быстрее устает. Наш мозг делает действительно удивительные вещи, позволяя нам концентрироваться на чем-то в течение длительного времени, не обращая внимания на отвлекающие факторы. Поэтому «перезарядка» после такой активности просто необходима. Одним из вариантов пополнения энергии является возможность полюбоваться видом из окна, ненадолго оторвавшись от работы, и любая компания должна обеспечить такую возможность. Также можно делать небольшие паузы в течение дня, чтобы перекусить или пообщаться с коллегами в неформальных зонах. Один или два более длительных перерыва, таких, как посещение тренажерного зала или прогулка вне офиса, могут дать необходимый заряд энергии для более длительной рабочей сессии. Важно предоставить сотрудникам подобные варианты, чтобы они всегда были полны сил для работы в концентрации.
Офисное пространство open space © Haworth
Офисное пространство open space © Haworth

Проблема концентрации в российских офисах

Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors, дал свои комментарии относительно данного исследования и соотнес их с российскими реалиями.

«Проблема с концентрацией в открытых пространствах в России не менее актуальна, чем на Западе. Я бы даже сказал, что вопрос стоит еще более остро. Дело в том, что, например, американские компании в большинстве своем достаточно аккуратно переходят к open space, и применяют его только для конкретных подразделений или зон. В российских же офисах этот переход стал более резким и прямолинейным, без учета специфики деятельности сотрудников и их рабочих стилей. Более того, зачастую в многочисленных рядах однообразных «бенчей» практически отсутствуют какие бы то ни было разграничения или акустические преграды. Отчего шум и другие отвлекающие факторы достигают критического уровня. Это подтверждается нашими исследованиями Ideation в российских офисах, в результате которых мы получаем постоянное подтверждение, что почти в каждой компании основной жалобой сотрудников является отсутствие приватности и невозможность сосредоточиться.

Для того чтобы сотрудники могли сфокусироваться на своих задачах, рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Большее разнообразие и доступность того или иного пространства дает возможность сотрудникам использовать максимально подходящую среду под текущую задачу и позволяет не отвлекать соседей, а так же разряжает скучную монотонность повторяющихся рядов open space, улучшая акустический комфорт.

И конечно, крайне важно проводить обучение сотрудников касательно правильного использования пространства. Необходимо вовлекать людей в процесс изменений с самого начала, поскольку гораздо проще реализовывать идеи, полученные через общение с коллегами, а не навязывать чужие. Компаниям нужно подкреплять новое поведение через четко выраженную стратегию изменений, коммуникации и обучение. В таком случае они не встретят сопротивления со стороны сотрудников, и эффективность нововведений будет максимально высокой».
По материалам исследования компании Haworth

22 Августа 2018

Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...