Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors

Дизайн Реклама
mainImg
За прошедшее десятилетие преобладание открытых зон в современных офисах стало более явным, вытесняя другие типы организации пространства. Несмотря на то, что open space улучшает взаимодействие между сотрудниками и сокращает затраты на недвижимость, в то же время в нем сложнее сфокусироваться и сконцентрироваться на работе, что негативно влияет на производительность и в итоге может перевесить все плюсы.

Безусловно, практически в любом офисе должны быть открытые зоны для общения, повышающие частоту и эффективность взаимодействия сотрудников и увеличивающие вероятность создания инноваций. Однако подобные зоны создают визуальные и шумовые помехи в открытом пространстве, которые мешают сосредоточиться, а работа, требующая концентрации, является не менее важной, чем командная работа. Поэтому стоит разобраться, что именно влияет на концентрацию, как можно избежать ее потери, а также как грамотно сочетать открытые зоны с зонами для сфокусированной работы.

О проблеме шума и потере концентрации в open space известно всем, но, к сожалению, немногие всерьез занимаются этим вопросом. Возможно, из-за того, что звук нельзя увидеть, мы недооцениваем его значение. Например, если бы в офисе случилась протечка, пусть не очень серьезная, ответственный персонал моментально занялся бы ее устранением. «Утечки» звука могут наносить не меньший ущерб работе офиса, но мы почему-то легко игнорируем эту проблему, в отличие от промокшего ковра.

Согласно данным исследовательского центра Haworth, в среднем сотрудники теряют 28% рабочего времени из-за отвлекающих факторов в офисе. В результате им приходится начинать рабочий день раньше или оставаться допоздна, чтобы закончить все задачи, требующие тишины и концентрации. Эта проблема далеко не новая. Офисные работники зачастую нуждаются в местах, где можно уединиться и сосредоточиться, и, к сожалению, этот фактор меньше всего учитывается в открытых рабочих пространствах. По статистике, приведенной в исследовании, более половины всех сотрудников считают, что в их офисе сложно сконцентрироваться, из-за чего они теряют много времени.

Помимо визуального беспорядка и шумового загрязнения, с которыми сотрудники вынуждены сталкиваться в офисах с открытой планировкой, их засыпают такими отвлекающими факторами, как электронные письма, жужжащие смартфоны и всплывающие сообщения. Избыток информации от непрерывной мобильной и интернет связи «парализует» их, оставляя меньше времени, чтобы сосредоточиться на своей работе и нестандартном решении задач. Человеческий мозг работает так же, как и тысячу лет назад, но сейчас у нас есть все эти технологии, и наша биология не поспевает за их развитием. Перегруженность информацией быстро стала главным негативным трендом на рынке человеческого капитала.

Потеря концентрации

Работая над одной задачей, человек может сосредоточиться таким образом, что будет воспринимать только ту информацию, которую считает важной, игнорируя все остальное. Это удивительная способность человеческого мозга. Однако, когда возникают многочисленные отвлекающие факторы, внимание часто переключается с нужной задачи на менее важные вещи.
Офисное пространство open space © Haworth
Офисное пространство open space © Haworth
Офисное пространство open space © Haworth

Важно отметить, что отвлекающие факторы можно разбить на два типа: внутренние и внешние. И согласно приведенным в исследовании данным, сотрудникам требуется в среднем 23 минуты, чтобы вновь сосредоточиться и вернуться к выполнению прерванной работы из-за внешних отвлекающих факторов. Интересно, что при этом они фокусируются на как минимум двух других задачах, прежде чем вернуться к той, что они выполняли до этого.

Внутренние факторы – это, как правило, личные мысли или переживания, не касающиеся непосредственно работы, например, что поесть на обед или какие дела остались на вечер. Вернуться к работе, отвлекшись из-за внутренних факторов, как выяснилось, несколько сложнее, и на это уходит около 30-35 минут. Таким образом, мы тратим достаточно много когнитивных усилий на контролирование собственных отвлекающих мыслей. Поэтому так важно минимизировать эффект внешних факторов – ведь чем больше усилий нужно для борьбы с внешними факторами, тем чаще человек будет отвлекаться и тем больше времени будет тратиться впустую.

Чем больше мультизадачность, тем ниже эффективность

Человеческий мозг не способен обрабатывать информацию так, как компьютер, который может выполнять несколько процессов одновременно. Для людей больше свойственна последовательность действий. Когда мы пытаемся выполнить две или более задачи, нам часто кажется, что мы справляемся со всем разом. В реальности же, переключаясь между задачами, мы теряем много времени, и чем дольше они выполняются, тем больше мы теряем концентрацию и тем больше делаем ошибок. Многие даже называют мультизадачность еще одной формой отвлекающих факторов, поскольку при выполнении нескольких задач внимание рассеивается между ними.
Мобильные телефонные будки Framery предоставляют место с полной акустической изоляцией прямо в open space © Haworth

Например, у нас есть задача наполнить несколько стаканов из одной бутылки воды. Мы не можем заполнить их одновременно, поэтому мы либо наполняем их полностью по очереди, либо понемножку, раз за разом возвращаясь к незаполненным стаканам. В первом случае, очевидно, мы справимся быстрее и эффективнее, тогда как во втором случае процесс займет больше времени, при этом мы можем вылить больше воды мимо стаканов. И чем больше стаканов, тем дольше будет идти этот процесс, и тем больше воды мы прольем мимо.

Технологии могут особенно все осложнить при мультизадачной работе, поскольку со всеми отвлекающими факторами мы находимся в состоянии, когда сами готовимся к тому, чтобы нас отвлекли, и большинство людей просто не справляется с мультизадачностью как надо. Поэтому, сфокусировавшись на одной активности, мы работаем более продуктивно. Особенно в состоянии «потока».

Попасть в поток

«Поток» (flow) – концепция в психологии, которую разработал венгерский психолог Михай Чиксентмихайи в 1970х годах. Этот термин обозначает психическое состояние, в котором человек полностью вовлечен в определенную активность, мотивирован, полон энергии и часто теряет счет времени. Так он работает не только более продуктивно, но и более креативно.

Внешние отвлекающие факторы могут мешать сосредоточиться, но практически не влияют на тех, кто находится в состоянии «потока». Например, музыка в офисе может восприниматься одним как отвлекающий фактор, и быть практически не замеченной другим, хотя оба сосредоточены на одной задаче. Это может означать, что второй уже вошел в состояние «потока», тогда как другой только пытается это сделать, но ему мешают внешние факторы.
Офисное пространство open space © Haworth

С другой стороны, внешние стимулы не обязаны быть отвлекающими факторами, а, наоборот, могут быть полезными для выполнения работы. Иногда необходимо понимать и оценивать внешнюю обстановку и окружающую среду. Подобное ситуационное восприятие бывает полезно для определенной деятельности. Например, при вождении человек сосредоточен, при этом ему нужно оценивать различные ситуативные факторы: дорогу, светофор, других участников движения.
Продуктивная работа в офисе требует как ситуационного восприятия, так и вхождения в «потоковое» состояние. К сожалению, невозможно находиться одновременно в обоих состояниях, поэтому, с учетом текущих задач, обстоятельств и внутренних и внешних факторов, сотрудники должны переключаться между ними. А пространство в офисе должно поддерживать работу в каждом из этих состояний.

Дизайн пространства для работы в концентрации

Отвлекающие факторы никуда не исчезнут, но офисное пространство должно поддерживать работу в концентрации вместо того, чтобы создавать новые преграды для достижения «потокового» состояния.
Рабочие потребности сотрудников меняются в течение дня в зависимости от задачи. Например, сначала необходимо разобрать почту, сделать несколько звонков, затем подготовиться к встрече, обсудить задачи с коллегами, после подготовить коммерческое предложение. Только с комплексным подходом к дизайну можно создать пространство, которое подходит для всех перечисленных активностей.
Коллекция Openest позволяет создавать небольшие уединенные зоны прямо в open space, которые можно легко реконфигурировать при необходимости © Haworth

Этот комплексный подход к организации офисного пространства заключает в себе пять принципов: разнообразие, выбор, контроль, узнаваемость и пополнение сил.

Разнообразие. Не стоит выбирать между открытыми и приватными зонами, нужно предоставить сотрудникам и те, и другие, а также дать им возможность выбирать подходящее пространство для каждой задачи. Работа, требующая концентрации, может выполняться в любой зоне: кому-то комфортнее в open space под звуки офисного гула, а кому-то необходима полная тишина в уединенном месте. Главное, чтобы оба типа пространства были представлены в офисе.

Выбор. Доверьте сотрудникам право выбирать где, как и когда им выполнять свою работу. И они смогут сами найти те условия, в которых они будут максимально продуктивны.

Контроль. Дайте сотрудникам контроль над их рабочим местом. Если все решить за них, то велика вероятность ошибиться с их предпочтениями. Например, решив избавить сотрудников от шумовых помех и изолировав их от общих зон, компании могут значительно ухудшить взаимодействие коллег. Вместо этого стоит дать сотрудникам возможность регулировать уровень приватности на своем рабочем месте, частоту взаимодействия с коллегами, а также набор аксессуаров, уровень света, температуру и т.д. Само осознание того, что они могут контролировать свое рабочее пространство, может перекрыть некоторые негативные последствия отвлекающих факторов.

Узнаваемость. Попасть из точки А в точку B, затем в точку С должно быть легко. Понятные и простые планировки позволяют людям быстрее ориентироваться в пространстве и избегать неловких ситуаций и потери времени. По-настоящему понятная планировка позволяет сотруднику мысленно представить карту офиса, находить в нем коллег и интуитивно понимать предназначение каждой зоны. Когда вы четко разграничиваете функциональные зоны, вы не перегружаете когнитивные процессы сотрудников ненужными мыслями, и они сразу готовы направить свою энергию на выполнение задач вместо того, чтобы пытаться сориентироваться в пространстве.

Пополнение сил. Выделите сотрудникам время и место для перерывов. Когда мы долго концентрируемся на работе, расходуется много энергии, и организм быстрее устает. Наш мозг делает действительно удивительные вещи, позволяя нам концентрироваться на чем-то в течение длительного времени, не обращая внимания на отвлекающие факторы. Поэтому «перезарядка» после такой активности просто необходима. Одним из вариантов пополнения энергии является возможность полюбоваться видом из окна, ненадолго оторвавшись от работы, и любая компания должна обеспечить такую возможность. Также можно делать небольшие паузы в течение дня, чтобы перекусить или пообщаться с коллегами в неформальных зонах. Один или два более длительных перерыва, таких, как посещение тренажерного зала или прогулка вне офиса, могут дать необходимый заряд энергии для более длительной рабочей сессии. Важно предоставить сотрудникам подобные варианты, чтобы они всегда были полны сил для работы в концентрации.
Офисное пространство open space © Haworth
Офисное пространство open space © Haworth

Проблема концентрации в российских офисах

Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors, дал свои комментарии относительно данного исследования и соотнес их с российскими реалиями.

«Проблема с концентрацией в открытых пространствах в России не менее актуальна, чем на Западе. Я бы даже сказал, что вопрос стоит еще более остро. Дело в том, что, например, американские компании в большинстве своем достаточно аккуратно переходят к open space, и применяют его только для конкретных подразделений или зон. В российских же офисах этот переход стал более резким и прямолинейным, без учета специфики деятельности сотрудников и их рабочих стилей. Более того, зачастую в многочисленных рядах однообразных «бенчей» практически отсутствуют какие бы то ни было разграничения или акустические преграды. Отчего шум и другие отвлекающие факторы достигают критического уровня. Это подтверждается нашими исследованиями Ideation в российских офисах, в результате которых мы получаем постоянное подтверждение, что почти в каждой компании основной жалобой сотрудников является отсутствие приватности и невозможность сосредоточиться.

Для того чтобы сотрудники могли сфокусироваться на своих задачах, рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Большее разнообразие и доступность того или иного пространства дает возможность сотрудникам использовать максимально подходящую среду под текущую задачу и позволяет не отвлекать соседей, а так же разряжает скучную монотонность повторяющихся рядов open space, улучшая акустический комфорт.

И конечно, крайне важно проводить обучение сотрудников касательно правильного использования пространства. Необходимо вовлекать людей в процесс изменений с самого начала, поскольку гораздо проще реализовывать идеи, полученные через общение с коллегами, а не навязывать чужие. Компаниям нужно подкреплять новое поведение через четко выраженную стратегию изменений, коммуникации и обучение. В таком случае они не встретят сопротивления со стороны сотрудников, и эффективность нововведений будет максимально высокой».
По материалам исследования компании Haworth

22 Августа 2018

Технологии и материалы
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.