Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса

mainImg
В последнее время все большую популярность набирают концепции Agile и Activity Based Working, и многие компании уже рассматривают возможность их реализации у себя в офисе, но испытывают определенные сложности. Зачастую менеджмент не может решиться на подобные изменения, опасаясь столкнуться с недовольством сотрудников и снижением их продуктивности.

О том, почему изменение концепции офисного интерьера может негативно сказаться на работе компании и что нужно учитывать, чтобы пространство было организовано максимально эффективно, нам рассказал директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин.
Денис Черничкин, директор Haworth Business Interiors © Haworth

В чем заключаются основные сложности реализации проектов по типу Agile и Activity Based Working?

– Офисы, реализованные по данным концепциям, предполагают в первую очередь наличие множества различных функциональных зон, которые сотрудник может выбирать на свое усмотрение в зависимости от конкретной задачи и типа деятельности. Это разнообразие дает такую свободу действий при планировании офиса, что ответственные за это люди порой не имеют представления, с чего начать, на что ориентироваться, или вообще не решаются на существенные изменения, а если и решаются, то не могут четко сформулировать задачу и объяснить архитекторам, какого результата необходимо добиться. Обычно формулировки слишком абстрактные, основанные на ощущениях и тенденциях, а не конкретных фактах и статистике. Эти пожелания далеки от содержательного, структурированного, качественного технического задания, которое отражает требования к эффективному пространству сегодня и на дистанции в три-пять лет для конкретной компании. Результат может получиться несоответствующим ожиданиям заказчика.

Зачастую компании, не понимая, что конкретно они хотят получить, начинают копировать идеи уже существующих офисов без адаптации под собственные потребности и внедрять их в совершенно другом пространстве, в иных условиях, в других командах, которые принципиально не готовы к принятию подобных концепций. Как результат – это приводит к существенному снижению продуктивности.

Несмотря на то, что эти сложности в большей степени свойственны переходу к концепциям Agile и Activity Based Working, они могут возникнуть при создании любого пространства. Конечно, стандартный офис типа “open space”, где часто используются однотипные решения, создать проще, но трудности в формировании требований к эффективному пространству возникают и в таких случаях.

А как вы определяете эффективное офисное пространство?

– Это пространство, которое объединяет людей и где они максимально продуктивны и эффективны. Это та среда, внутри которой рабочие команды или индивидуальные специалисты могут максимально раскрыться, когда окружающее пространство не препятствует им, а помогает. А поскольку каждая команда и каждый специалист обладают индивидуальными особенностями, эффективное пространство уникально для каждой отдельной организации. Не существует единого сценария или верного ответа, ведь многое зависит и от целей компании. Для одних на данный момент важны снижение расходов, сокращение квадратных метров на человека, для других – создание нового продукта или вывод новой технологии на рынок, для кого-то – повышение удовлетворенности клиентов и качества обслуживания. Иногда эти задачи находятся в конфликте. Поэтому каждая компания должна определить, какие у нее цели, критерии успеха и способы его достижения, и как пространство может помочь в выполнении этих задач.

Я бы посоветовал начать с идентификации одного очень важного параметра – организационной культуры. Именно она отличает компании друг от друга. Это крайне важная характеристика, которую часто недооценивают на нашем рынке, хотя в мире ее значение уже давно признано. Зная и понимая культуру своей компании, проще определить, какое пространство ей необходимо.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

А как культура может быть связана с пространством?

– Культура воздействует буквально на все аспекты деятельности организации, включая менеджмент, бизнес-процессы, создаваемые продукты, привлечение и удержание сотрудников, систему принятия решений, репутацию и многое другое. Она формирует чувство защищенности, приверженности компании и влияет на удовлетворенность и продуктивность сотрудников. Поэтому часто ее рассматривают как полноценный и очень важный актив организации.

Обычно культуру в компании ассоциируют с формальными вещами, такими, как корпоративные ценности, стандарты работы, кодексы поведения, – так называемыми видимыми факторами. Но существуют еще и невидимые факторы, которые определяют негласные правила и привычки людей. В этой области большую роль играет и рабочее пространство, включая архитектуру, интерьер и мебельные решения. То есть рабочее пространство является важной частью организационной культуры и должно ей соответствовать. Это как кусочек пазла, взятый из другого набора – он не только не подойдет к соседним элементам, но и вообще испортит всю картину. То же самое и с пространством. Оно во многом формирует стиль работы сотрудника, поэтому, если пространство не соответствует текущей культуре, люди будут работать вразрез с ценностями компании.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

Получается, если переместить сотрудника из одного офиса в другой, заметно отличающийся от предыдущего, он станет работать по-другому?

– Безусловно. Конечно, это изменение не всегда будет столь броским, но суть в том, что тип пространства, доступные в нем функции и организационная культура в целом обуславливают то, как человек подходит к выполнению задач, взаимодействию с коллегами и принятию решений. Ведь, пусть мы обычно об этом не задумываемся, влияние культуры на наше поведение действительно велико. Стоит поменять место, и мы уже неосознанно ведем себя по-другому.

Мне нравится высказывание Уинстона Черчилля: «Сначала мы определяем форму наших зданий, а потом наши здания определяют форму нашего поведения». И это действительно так. Возьмем, к примеру, для сравнения, поведение людей вне офиса – в дорогом ресторане и в обычном пабе. В первом случае мы стараемся соответствовать уровню – формальный стиль одежды, спокойный тон, зачастую разговор на интеллектуальные темы. Но представьте, что мы в пабе – наше поведение будет более свободное и неформальное. То же происходит и в офисах – пространство прямо влияет на поведение и стиль работы сотрудников.

А что если сотрудникам не нравится пространство, в котором они работают? Как это на них отразится?

– Это крайне важный вопрос. Неудовлетворенность сотрудников офисным пространством, в котором, например, невозможно найти удобную функциональную зону, подходящую для выполнения конкретной задачи, или присутствует множество раздражающих отвлекающих факторов, создает значительный негативный эффект. Но, к сожалению, сотрудники не могут самостоятельно изменить существующее пространство. Подобные полномочия ложатся на плечи специалистов, отвечающих за создание офисного интерьера, которые должны принимать во внимание культурные особенности организации, чтобы создать максимально комфортную среду. Более того, ввиду разного типа деятельности отделов внутри одной организации, существуют так называемые суб-культуры, которые тоже необходимо учитывать при проектировании.

Все мы знаем, что архитектура разных стран и городов отличается друг от друга, отражает культурные особенности и создает уникальную атмосферу. В офисе все тоже самое – дизайн и архитектура офисного пространства должны отражать индивидуальность организации и ее подразделений.

А как можно определить свою организационную культуру и понять, какое пространство ей наиболее соответствует?

– На самом деле это достаточно просто. Есть классификация, которая основана на 25-летних исследованиях профессоров Мичиганского Университета Кэмерона и Куинна и называется «Competing Values». Ученые выделили четыре доминирующих ценности в компаниях: Сотрудничество, Соперничество, Создание и Контроль. Каждой ценности соответствует набор характеристик рабочего пространства, который максимально поддерживает ее. К слову, эта модель была признана многими экспертами очень эффективной и вошла в топ-50 лучших бизнес-инструментов в истории по рейтингу Financial Times.

Давайте для примера рассмотрим компании, где доминирует ценность «Контроль». Для таких организаций ключевое – это делать работу «правильно». Они характеризуются четкой структурой организации, иерархией, строгим контролем, обилием протоколов и процедур и формальным взаимодействием сотрудников. Чаще всего это крупные бюрократичные корпорации и государственные учреждения, а также финансовые и юридические отделы. Пространство в таком случае должно характеризоваться упорядоченным понятным расположением рабочих мест, поддерживать иерархию и статус, быть оснащено высокими перегородками и специально отведенными зонами для взаимодействия, скорее, отдельными переговорными. Рабочие места обычно изолированы, разделены жестко по отделам в близкой доступности к начальнику, в интерьере часто используются консервативные цвета.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

Для сравнения, возьмем противоположную ценность «Создание». Для компаний, где доминирует эта ценность, характерно стремление делать продукт или услугу первыми, они акцентируют внимание на инновациях, на нестандартном мышлении, на стремлении стать лидером за счет новых разработок и более быстрого выпуска на рынок уникального предложения. Этот тип часто ассоциируют с IT-компаниями, а также с креативными маркетинговыми агентствами, но на самом деле почти любая компания, создающая собственный продукт, обладает данной ценностью, особенно если она занимает лидирующую позицию в своей индустрии. Для таких компаний крайне важна возможность в любое время провести групповые обсуждения, мозговые штурмы, совещания, неформально поделиться с коллегами своими идеями. Поэтому для подобного типа организаций необходимо множество разнообразных мест для индивидуальной сфокусированной работы, а также для коллективного взаимодействия и спонтанных встреч, нужны большие поверхности для визуального отображения информации, более просторные пространства с хорошей перспективой, так как это способствует воображению, более сложная и органичная планировка, отсутствие однообразия в дизайне и повторений, вдохновляющие интерьерные решения, меньше ограничений и больше свободы, и много разных зон для творчества с хорошей акустикой, т.к. творческий процесс очень легко разрушить.

Но самое важное, что нужно помнить – каждая компания всегда сочетает в себе все четыре ценности. Как правило, две из них доминируют, но, в любом случае, организационная культура каждой компании – это уникальное сочетание всех этих ценностей, которые присутствуют в определенных пропорциях. Поэтому не получится найти компании с одинаковой культурой. Зная свою собственную организационную культуру, понимая соотношение ключевых ценностей, можно получить четкое представление, какое пространство необходимо каждому конкретному отделу и компании в целом.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

Как именно можно идентифицировать культуру в компании?

– Для четкой диагностики организационной культуры компании и подразделений необходим комплексный научный подход. У нас в HAWORTH есть собственная запатентованная методология CultureLENS™ для проведения подобных исследований. Благодаря компьютерным технологиям участвовать в данном исследовании могут все сотрудники, дистанционно отвечая на вопросы для анализа текущей организационной культуры. Топ-менеджеры отвечают на дополнительные вопросы, которые помогают определить предпочтительную организационную культуру, которую они хотели бы видеть в своей компании через 2-3 года. Все ответы обрабатываются компьютером, позволяя экспертам и стратегам по офисному пространству составить индивидуальные выводы и рекомендации для заказчика. Например, сравнивая текущую и предпочтительную культуры, можно понять, в каком направлении следует двигаться и какие изменения необходимо внедрить в офисное пространство, чтобы добиться нужных результатов, не вызывая отторжения и сопротивления со стороны персонала.

Правильно ли я понимаю, что результаты исследования организационной культуры ложатся в основу технического задания на проектирование офиса? Нужно ли что-то еще предусмотреть заказчикам? 

– Да, результатом исследования является подробный отчет, который представляет собой дизайн бриф, детальное техническое задание на создание будущего офиса с примерами пространственных решений, которое будет поддерживать предпочтительную организационную культуру исследуемой компании. Но я рассказал лишь об одном инструменте, хотя и фундаментальном. Помимо организационной культуры важно понимать и другие индивидуальные особенности организации – существующие рабочие стили, типы взаимодействие отделов и сотрудников, статистику использования рабочих и общих мест, личную удовлетворенность текущим рабочим пространством и т.д. Существуют дополнительные исследования, помогающие компаниям выявить все эти особенности.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что каждая компания при проектировании нового офиса или проведении реновации в существующем офисе должна аккуратно проанализировать себя и свои потребности. Возможно, что данной организации нет необходимости переходить на Agile или Activity Based Working. Ни у кого нет задачи следовать моде или быть в тренде, наша обязанность – создать правильное пространство, повышающее продуктивность, удовлетворенность и приверженность сотрудников. Ведь люди – главный актив любой компании.
 

18 Июня 2018

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.