Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса

mainImg
В последнее время все большую популярность набирают концепции Agile и Activity Based Working, и многие компании уже рассматривают возможность их реализации у себя в офисе, но испытывают определенные сложности. Зачастую менеджмент не может решиться на подобные изменения, опасаясь столкнуться с недовольством сотрудников и снижением их продуктивности.

О том, почему изменение концепции офисного интерьера может негативно сказаться на работе компании и что нужно учитывать, чтобы пространство было организовано максимально эффективно, нам рассказал директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин.
Денис Черничкин, директор Haworth Business Interiors © Haworth

В чем заключаются основные сложности реализации проектов по типу Agile и Activity Based Working?

– Офисы, реализованные по данным концепциям, предполагают в первую очередь наличие множества различных функциональных зон, которые сотрудник может выбирать на свое усмотрение в зависимости от конкретной задачи и типа деятельности. Это разнообразие дает такую свободу действий при планировании офиса, что ответственные за это люди порой не имеют представления, с чего начать, на что ориентироваться, или вообще не решаются на существенные изменения, а если и решаются, то не могут четко сформулировать задачу и объяснить архитекторам, какого результата необходимо добиться. Обычно формулировки слишком абстрактные, основанные на ощущениях и тенденциях, а не конкретных фактах и статистике. Эти пожелания далеки от содержательного, структурированного, качественного технического задания, которое отражает требования к эффективному пространству сегодня и на дистанции в три-пять лет для конкретной компании. Результат может получиться несоответствующим ожиданиям заказчика.

Зачастую компании, не понимая, что конкретно они хотят получить, начинают копировать идеи уже существующих офисов без адаптации под собственные потребности и внедрять их в совершенно другом пространстве, в иных условиях, в других командах, которые принципиально не готовы к принятию подобных концепций. Как результат – это приводит к существенному снижению продуктивности.

Несмотря на то, что эти сложности в большей степени свойственны переходу к концепциям Agile и Activity Based Working, они могут возникнуть при создании любого пространства. Конечно, стандартный офис типа “open space”, где часто используются однотипные решения, создать проще, но трудности в формировании требований к эффективному пространству возникают и в таких случаях.

А как вы определяете эффективное офисное пространство?

– Это пространство, которое объединяет людей и где они максимально продуктивны и эффективны. Это та среда, внутри которой рабочие команды или индивидуальные специалисты могут максимально раскрыться, когда окружающее пространство не препятствует им, а помогает. А поскольку каждая команда и каждый специалист обладают индивидуальными особенностями, эффективное пространство уникально для каждой отдельной организации. Не существует единого сценария или верного ответа, ведь многое зависит и от целей компании. Для одних на данный момент важны снижение расходов, сокращение квадратных метров на человека, для других – создание нового продукта или вывод новой технологии на рынок, для кого-то – повышение удовлетворенности клиентов и качества обслуживания. Иногда эти задачи находятся в конфликте. Поэтому каждая компания должна определить, какие у нее цели, критерии успеха и способы его достижения, и как пространство может помочь в выполнении этих задач.

Я бы посоветовал начать с идентификации одного очень важного параметра – организационной культуры. Именно она отличает компании друг от друга. Это крайне важная характеристика, которую часто недооценивают на нашем рынке, хотя в мире ее значение уже давно признано. Зная и понимая культуру своей компании, проще определить, какое пространство ей необходимо.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

А как культура может быть связана с пространством?

– Культура воздействует буквально на все аспекты деятельности организации, включая менеджмент, бизнес-процессы, создаваемые продукты, привлечение и удержание сотрудников, систему принятия решений, репутацию и многое другое. Она формирует чувство защищенности, приверженности компании и влияет на удовлетворенность и продуктивность сотрудников. Поэтому часто ее рассматривают как полноценный и очень важный актив организации.

Обычно культуру в компании ассоциируют с формальными вещами, такими, как корпоративные ценности, стандарты работы, кодексы поведения, – так называемыми видимыми факторами. Но существуют еще и невидимые факторы, которые определяют негласные правила и привычки людей. В этой области большую роль играет и рабочее пространство, включая архитектуру, интерьер и мебельные решения. То есть рабочее пространство является важной частью организационной культуры и должно ей соответствовать. Это как кусочек пазла, взятый из другого набора – он не только не подойдет к соседним элементам, но и вообще испортит всю картину. То же самое и с пространством. Оно во многом формирует стиль работы сотрудника, поэтому, если пространство не соответствует текущей культуре, люди будут работать вразрез с ценностями компании.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

Получается, если переместить сотрудника из одного офиса в другой, заметно отличающийся от предыдущего, он станет работать по-другому?

– Безусловно. Конечно, это изменение не всегда будет столь броским, но суть в том, что тип пространства, доступные в нем функции и организационная культура в целом обуславливают то, как человек подходит к выполнению задач, взаимодействию с коллегами и принятию решений. Ведь, пусть мы обычно об этом не задумываемся, влияние культуры на наше поведение действительно велико. Стоит поменять место, и мы уже неосознанно ведем себя по-другому.

Мне нравится высказывание Уинстона Черчилля: «Сначала мы определяем форму наших зданий, а потом наши здания определяют форму нашего поведения». И это действительно так. Возьмем, к примеру, для сравнения, поведение людей вне офиса – в дорогом ресторане и в обычном пабе. В первом случае мы стараемся соответствовать уровню – формальный стиль одежды, спокойный тон, зачастую разговор на интеллектуальные темы. Но представьте, что мы в пабе – наше поведение будет более свободное и неформальное. То же происходит и в офисах – пространство прямо влияет на поведение и стиль работы сотрудников.

А что если сотрудникам не нравится пространство, в котором они работают? Как это на них отразится?

– Это крайне важный вопрос. Неудовлетворенность сотрудников офисным пространством, в котором, например, невозможно найти удобную функциональную зону, подходящую для выполнения конкретной задачи, или присутствует множество раздражающих отвлекающих факторов, создает значительный негативный эффект. Но, к сожалению, сотрудники не могут самостоятельно изменить существующее пространство. Подобные полномочия ложатся на плечи специалистов, отвечающих за создание офисного интерьера, которые должны принимать во внимание культурные особенности организации, чтобы создать максимально комфортную среду. Более того, ввиду разного типа деятельности отделов внутри одной организации, существуют так называемые суб-культуры, которые тоже необходимо учитывать при проектировании.

Все мы знаем, что архитектура разных стран и городов отличается друг от друга, отражает культурные особенности и создает уникальную атмосферу. В офисе все тоже самое – дизайн и архитектура офисного пространства должны отражать индивидуальность организации и ее подразделений.

А как можно определить свою организационную культуру и понять, какое пространство ей наиболее соответствует?

– На самом деле это достаточно просто. Есть классификация, которая основана на 25-летних исследованиях профессоров Мичиганского Университета Кэмерона и Куинна и называется «Competing Values». Ученые выделили четыре доминирующих ценности в компаниях: Сотрудничество, Соперничество, Создание и Контроль. Каждой ценности соответствует набор характеристик рабочего пространства, который максимально поддерживает ее. К слову, эта модель была признана многими экспертами очень эффективной и вошла в топ-50 лучших бизнес-инструментов в истории по рейтингу Financial Times.

Давайте для примера рассмотрим компании, где доминирует ценность «Контроль». Для таких организаций ключевое – это делать работу «правильно». Они характеризуются четкой структурой организации, иерархией, строгим контролем, обилием протоколов и процедур и формальным взаимодействием сотрудников. Чаще всего это крупные бюрократичные корпорации и государственные учреждения, а также финансовые и юридические отделы. Пространство в таком случае должно характеризоваться упорядоченным понятным расположением рабочих мест, поддерживать иерархию и статус, быть оснащено высокими перегородками и специально отведенными зонами для взаимодействия, скорее, отдельными переговорными. Рабочие места обычно изолированы, разделены жестко по отделам в близкой доступности к начальнику, в интерьере часто используются консервативные цвета.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

Для сравнения, возьмем противоположную ценность «Создание». Для компаний, где доминирует эта ценность, характерно стремление делать продукт или услугу первыми, они акцентируют внимание на инновациях, на нестандартном мышлении, на стремлении стать лидером за счет новых разработок и более быстрого выпуска на рынок уникального предложения. Этот тип часто ассоциируют с IT-компаниями, а также с креативными маркетинговыми агентствами, но на самом деле почти любая компания, создающая собственный продукт, обладает данной ценностью, особенно если она занимает лидирующую позицию в своей индустрии. Для таких компаний крайне важна возможность в любое время провести групповые обсуждения, мозговые штурмы, совещания, неформально поделиться с коллегами своими идеями. Поэтому для подобного типа организаций необходимо множество разнообразных мест для индивидуальной сфокусированной работы, а также для коллективного взаимодействия и спонтанных встреч, нужны большие поверхности для визуального отображения информации, более просторные пространства с хорошей перспективой, так как это способствует воображению, более сложная и органичная планировка, отсутствие однообразия в дизайне и повторений, вдохновляющие интерьерные решения, меньше ограничений и больше свободы, и много разных зон для творчества с хорошей акустикой, т.к. творческий процесс очень легко разрушить.

Но самое важное, что нужно помнить – каждая компания всегда сочетает в себе все четыре ценности. Как правило, две из них доминируют, но, в любом случае, организационная культура каждой компании – это уникальное сочетание всех этих ценностей, которые присутствуют в определенных пропорциях. Поэтому не получится найти компании с одинаковой культурой. Зная свою собственную организационную культуру, понимая соотношение ключевых ценностей, можно получить четкое представление, какое пространство необходимо каждому конкретному отделу и компании в целом.
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth
Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства © Haworth

Как именно можно идентифицировать культуру в компании?

– Для четкой диагностики организационной культуры компании и подразделений необходим комплексный научный подход. У нас в HAWORTH есть собственная запатентованная методология CultureLENS™ для проведения подобных исследований. Благодаря компьютерным технологиям участвовать в данном исследовании могут все сотрудники, дистанционно отвечая на вопросы для анализа текущей организационной культуры. Топ-менеджеры отвечают на дополнительные вопросы, которые помогают определить предпочтительную организационную культуру, которую они хотели бы видеть в своей компании через 2-3 года. Все ответы обрабатываются компьютером, позволяя экспертам и стратегам по офисному пространству составить индивидуальные выводы и рекомендации для заказчика. Например, сравнивая текущую и предпочтительную культуры, можно понять, в каком направлении следует двигаться и какие изменения необходимо внедрить в офисное пространство, чтобы добиться нужных результатов, не вызывая отторжения и сопротивления со стороны персонала.

Правильно ли я понимаю, что результаты исследования организационной культуры ложатся в основу технического задания на проектирование офиса? Нужно ли что-то еще предусмотреть заказчикам? 

– Да, результатом исследования является подробный отчет, который представляет собой дизайн бриф, детальное техническое задание на создание будущего офиса с примерами пространственных решений, которое будет поддерживать предпочтительную организационную культуру исследуемой компании. Но я рассказал лишь об одном инструменте, хотя и фундаментальном. Помимо организационной культуры важно понимать и другие индивидуальные особенности организации – существующие рабочие стили, типы взаимодействие отделов и сотрудников, статистику использования рабочих и общих мест, личную удовлетворенность текущим рабочим пространством и т.д. Существуют дополнительные исследования, помогающие компаниям выявить все эти особенности.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что каждая компания при проектировании нового офиса или проведении реновации в существующем офисе должна аккуратно проанализировать себя и свои потребности. Возможно, что данной организации нет необходимости переходить на Agile или Activity Based Working. Ни у кого нет задачи следовать моде или быть в тренде, наша обязанность – создать правильное пространство, повышающее продуктивность, удовлетворенность и приверженность сотрудников. Ведь люди – главный актив любой компании.
 

18 Июня 2018

Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.