Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.

01 Октября 2018
Строительство Партнерский материал
mainImg
Компaния:
HAWORTH
В первую очередь, стоит разобраться, в каких именно условиях рождаются новые идеи и как устроен креативный процесс с точки зрения работы человеческого мозга. Важно понимать, что креативность – не дар, а навык, который можно развить. За него отвечает не правое полушарие, как принято считать, а весь мозг целиком, поэтому и рабочая среда должна поддерживать всю цепочку мыслительного процесса, а не какую-то отдельную часть.
Рабочее пространство © Haworth

Существует 4 стадии креативного процесса: подготовка (сбор информации и получение новых знаний), взвешивание (образование связей между текущими знаниями и новой информацией), озарение (появление новой идеи) и верификация (проверка идеи на других).

Этот процесс цикличен, то есть в результате проверки мы получаем обратную связь, на ее основе генерируем новые идеи и оцениваем их, пока эти идеи не будут полностью сформированными и испытанными. Не потратив должного времени на каждую из этих стадий, мы не получим работающую креативную идею.

Со временем этот процесс проходит более естественно, особенно когда мы повышаем свои знания и навыки, следуем правильным рабочим привычкам и понимаем, как сочетать новые идеи и отбирать лучшие. Стоит отметить, что у людей с обширными знаниями по самым разным вопросам чаще рождаются новые идеи. Благодаря своему любопытству у них развивается открытость к новому опыту, что тесно связано с креативностью. Их глубокое понимание различных предметов предоставляет больше «сырья» для новых связей между знаниями, ведущих к новым идеям.
Рабочее пространство © Haworth

Конвергентное и дивергентное мышление

Существует 2 типа мышления – конвергентное и дивергентное. Первое отвечает за нахождение прямого ответа на конкретный вопрос, что требует знания предварительно усвоенных фактов и методов. А дивергентное мышление – это творческий процесс выработки решения, создание новых идей.

Конвергентное мышление отвечает за две стадии креативного процесса – верификацию и подготовку. В это время мы усваиваем новую информацию, поэтому для данного типа мышления очень важна возможность сфокусироваться. Когда внешняя среда несет в себе множество отвлекающих факторов, нам приходится тратить больше когнитивных усилий, чтобы контролировать свое внимание, а учитывая ограниченность наших когнитивных ресурсов, неподалеку от рабочего места должны быть предусмотрены зоны для отдыха и восстановления энергии.

Отвлекающие факторы могут быть и внутренними, когда нам мешают собственные эмоции. Эксперименты подтверждают, что в состоянии слишком сильного возбуждения или стресса продуктивность при выполнении срочных задач, требующих концентрации, существенно снижается. При этом отсутствие эмоций вообще, то есть скука, тоже негативно сказывается на продуктивности, поскольку в таком состоянии мы не можем долго удерживать внимание. Например, во время совещаний наши мысли нередко уходят в другую сторону, если предмет обсуждения не вызывает интереса. Поэтому для работы в концентрации важно, чтобы задачи сами по себе были увлекательными и сложными, но при этом выполнимыми.

Для задач, задействующих дивергентное мышление, внешние стимулы, напротив, могут оказаться полезными. Стадии взвешивания и озарения проходят в менее сосредоточенном состоянии, и чем больше мы переключаем наше внимание на разные вещи, тем выше вероятность того, что в нашей голове появится новая связь, формирующая свежую идею. То есть для дивергентного мышления нужны зоны с минимальным уровнем приватности, ярким дизайном, открытым видом из окна и объектами вдохновения, которые помогают стимулировать воображение и чаще отвлекаться, несмотря на то, что это может показаться контрпродуктивным.
Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworth

Стратеги Haworth Ideation Group отмечают, что скука, мешающая обычной сосредоточенной работе, может существенно помочь генерации новых идей. Исследования доказывают, что когда мы пребываем в более расслабленном состоянии, думаем о чем-то отвлеченном или занимаемся рутинной деятельностью, наш мозг в фоновом режиме рассматривает различные варианты решения задач и ищет нужные связи, формируя новые идеи. Поэтому часто озарение приходит внезапно, когда мы делаем что-то неосознанно, например, едем в общественном транспорте или прогуливаемся по улице.

Понимая данный процесс, многие компании создают специальные места, в которых люди смогли бы отвлечься от работы и кратковременно сменить деятельность, чтобы мозг в это время работал над новыми идеями. Например, это могут быть игровые зоны или тренажерный зал. Зная предпочтения своих сотрудников, проще создать подходящее для них пространство, в противном случае есть риск появления решений, которыми никто не будет пользоваться.

К сожалению, не всегда учитывается необходимость создания разнообразных зон, и зачастую в офисах преобладает однотипная планировка – это либо полностью открытое пространство типа open space, либо кабинетная система с высокими барьерами. Для создания благоприятных для инноваций условий необходимо соблюдать баланс между открытыми и закрытыми пространствами, а также стремиться к разнообразию функциональных зон, чтобы каждый сотрудник смог найти для себя оптимальное место, где он может восполнить энергию, поразмышлять над задачей или заняться отвлеченными делами, чтобы поймать вдохновение.

Когда в офисе предусмотрены зоны как для конвергентного, так и для дивергентного мышления, сотрудники могут проходить все стадии креативного процесса, поочередно переключаясь между этими режимами. Эксперты Haworth Ideation Group утверждают, что у каждого человека частота переключения отличается и зависит от нескольких параметров: насколько хорошо он может сконцентрироваться, как много времени ему требуется на отдых и восстановление энергии, объема знаний, которыми он уже обладает, потребности получения дополнительных знаний и текущей стадии креативного процесса.

Согласно исследованиям, 10% самых продуктивных сотрудников, в среднем, берут 15-минутный перерыв после каждого часа сосредоточенной работы. Переключение между режимами может происходить с разной частотой, иногда настолько быстро, что уже невозможно определить, в каком режиме находится человек. Мы поглощаем информацию, придумываем новые идеи и тут же их дорабатываем – и все это не прилагая дополнительных сил. В таком состоянии мы максимально сфокусированы, при этом когнитивные усилия не тратятся на поддержание концентрации, а вместо этого расходуются на поиск новых идей и решений. Таким образом, мы одновременно задействуем конвергентное и дивергентное мышление. При этом мы теряем счет времени, но зато достигаем максимального уровня продуктивности. В такое состояние, называемое «потоком», непросто войти, но при должных навыках, настрое и мотивации, а также соответствующей рабочей среде, поддерживающей все необходимые условия и типы деятельности, оно достигается гораздо легче.

Командная работа

Для того, чтобы дополнить наши идеи и проверить их полезность и оригинальность, нам необходимо взаимодействие с другими людьми. То есть креативный процесс затрагивает не только индивидуальную, но и командную работу, в ходе которой происходит обмен знаниями.

Для успешной командной креативной работы все участники процесса должны быть хорошо знакомы друг с другом, иметь опыт общения, общие воспоминания и историю взаимоотношений. Более открытое межличностное общение и хорошие отношения между коллегами способствуют легкому и откровенному выражению своих мыслей и идей. Сотрудники не боятся правдиво обсуждать и оценивать предложения, а также слышать критику в ответ.

Препятствовать доверительному общению может организационная культура компании, в которой ошибки осуждаемы и наказуемы. Люди в таком случае не решаются взять на себя ответственность и проявить инициативу. Когда же в компании ценятся новые идеи, а к ошибкам относятся как к полезному опыту, получаемому после неудачи, сотрудники не боятся высказывать то, что в других условиях они бы не озвучили.

Таким образом, для создания эффективной творческой среды необходимы не только зоны для командной работы, где могут быть решены функциональные задачи, но и социальные пространства, способствующие неформальному общению и улучшению командного духа в компании.
Рабочее пространство © Haworth

Помимо этого, согласно исследованию Haworth Ideation Group, креативность сотрудников выше всего в тех компаниях или отделах, в которых в меньшей степени выражена иерархия. То есть для эффективной разработки инноваций следует стремиться к созданию небольших команд и рабочих групп с горизонтальной структурой управления, которые взаимодействуют между собой в пределах организации, а также с внешними агентами, в результате чего возникает больше взаимодействий и связей между объектами знаний.

Организация пространства для креативного процесса

Создавая зоны для работы в концентрации, нужно не только обеспечить полную или частичную приватность, но и предоставить пользователю возможность самому настраивать место под себя и свои рабочие предпочтения, чтобы максимально эффективно расходовать когнитивные ресурсы. Для этого стоит обратить внимание на следующие четыре пункта.
Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworth

Ограждение. Защита от отвлекающих факторов, мешающих сосредоточиться, включающая визуальные барьеры (стены, перегородки), информационные предупреждения (знаки «не беспокоить») или акустические преграды (наушники или достаточная дистанция от источника шума).

Доступ к информации. Обеспечение пространства цифровыми и физическими материалами (книгами, журналами, дизайнерскими объектами) для того, чтобы сотрудники получали новую информацию или освежали в памяти уже имеющиеся знания.

Визуализация. Достаточное количество поверхностей для визуального отображения информации, записей, аргументации и визуальной коммуникации.

Коммуникации. Общение через медиа-решения или личное взаимодействие с другими коллегами для обмена мнениями по конкретной тематике.

При наличии подобных атрибутов у пользователя будет выбор, какие инструменты ему использовать и каким образом. Например, доступ к информации важнее для индивидуальной работы, тогда как визуализация чаще применяется для группового обсуждения.

Пространство для отдыха и пополнения сил должно предоставлять сотрудникам выбор места и времени. Некоторые предпочитают короткие паузы, чтобы быстро отвлечься, передохнуть и вернуться к выполнению задачи, другим необходимо больше времени на восстановление, для чего требуются отдельные зоны для индивидуального или группового отдыха. Организация этих зон зависит от того, какие способы «перезарядки» выбирают сотрудники и как много времени им на это нужно. Учитывая различные индивидуальные особенности сотрудников, необходимо обеспечить разнообразие зон отдыха и регенерации, чтобы каждый сотрудник нашел максимально комфортное для себя место.
zooming
Рабочее пространство © Haworth

Контроль пользователя над пространством в зонах для отдыха гораздо менее важен, чем в зонах для сосредоточенной работы. Но при этом необходимо обеспечить их базовыми инструментами для визуализации и коммуникаций, например, Wi-Fi и доской для записей, на случай, если появится новая идея, которой захочется поделиться.

Чтобы не нагружать когнитивные ресурсы сотрудников, которые лучше направить на креативный процесс, навигация в пространстве должна быть простой и интуитивной. Это касается не только мест для сосредоточенной работы или отдыха, но и для всего офиса вообще. Для этого каждая зона выделяется особым цветом, надписью, графикой, архитектурным элементом. Также сотрудникам должно быть сразу понятно назначение того или иного пространства и какой тип деятельности в нем лучше выполнять. Это позволит не отвлекаться на ненужные мысли или на долгие поиски подходящей зоны, а сразу направят когнитивные усилия в конструктивное русло.

Таким образом, создание офисной среды для эффективной творческой работы заключается не только в разработке креативного вдохновляющего интерьера. Это комплексный процесс, в результате которого необходимо предусмотреть необходимое количество различных функциональных зон с разным уровнем приватности и акустического комфорта как для индивидуальной, так и для групповой работы, а также многообразие мест для регенерации и коллективного отдыха, способствующего повышению командного духа компании.

Поставщики, технологии

HAWORTH

01 Октября 2018

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни