Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.

01 Октября 2018
mainImg
0 В первую очередь, стоит разобраться, в каких именно условиях рождаются новые идеи и как устроен креативный процесс с точки зрения работы человеческого мозга. Важно понимать, что креативность – не дар, а навык, который можно развить. За него отвечает не правое полушарие, как принято считать, а весь мозг целиком, поэтому и рабочая среда должна поддерживать всю цепочку мыслительного процесса, а не какую-то отдельную часть.
Рабочее пространство © Haworth

Существует 4 стадии креативного процесса: подготовка (сбор информации и получение новых знаний), взвешивание (образование связей между текущими знаниями и новой информацией), озарение (появление новой идеи) и верификация (проверка идеи на других).

Этот процесс цикличен, то есть в результате проверки мы получаем обратную связь, на ее основе генерируем новые идеи и оцениваем их, пока эти идеи не будут полностью сформированными и испытанными. Не потратив должного времени на каждую из этих стадий, мы не получим работающую креативную идею.

Со временем этот процесс проходит более естественно, особенно когда мы повышаем свои знания и навыки, следуем правильным рабочим привычкам и понимаем, как сочетать новые идеи и отбирать лучшие. Стоит отметить, что у людей с обширными знаниями по самым разным вопросам чаще рождаются новые идеи. Благодаря своему любопытству у них развивается открытость к новому опыту, что тесно связано с креативностью. Их глубокое понимание различных предметов предоставляет больше «сырья» для новых связей между знаниями, ведущих к новым идеям.
Рабочее пространство © Haworth

Конвергентное и дивергентное мышление

Существует 2 типа мышления – конвергентное и дивергентное. Первое отвечает за нахождение прямого ответа на конкретный вопрос, что требует знания предварительно усвоенных фактов и методов. А дивергентное мышление – это творческий процесс выработки решения, создание новых идей.

Конвергентное мышление отвечает за две стадии креативного процесса – верификацию и подготовку. В это время мы усваиваем новую информацию, поэтому для данного типа мышления очень важна возможность сфокусироваться. Когда внешняя среда несет в себе множество отвлекающих факторов, нам приходится тратить больше когнитивных усилий, чтобы контролировать свое внимание, а учитывая ограниченность наших когнитивных ресурсов, неподалеку от рабочего места должны быть предусмотрены зоны для отдыха и восстановления энергии.

Отвлекающие факторы могут быть и внутренними, когда нам мешают собственные эмоции. Эксперименты подтверждают, что в состоянии слишком сильного возбуждения или стресса продуктивность при выполнении срочных задач, требующих концентрации, существенно снижается. При этом отсутствие эмоций вообще, то есть скука, тоже негативно сказывается на продуктивности, поскольку в таком состоянии мы не можем долго удерживать внимание. Например, во время совещаний наши мысли нередко уходят в другую сторону, если предмет обсуждения не вызывает интереса. Поэтому для работы в концентрации важно, чтобы задачи сами по себе были увлекательными и сложными, но при этом выполнимыми.

Для задач, задействующих дивергентное мышление, внешние стимулы, напротив, могут оказаться полезными. Стадии взвешивания и озарения проходят в менее сосредоточенном состоянии, и чем больше мы переключаем наше внимание на разные вещи, тем выше вероятность того, что в нашей голове появится новая связь, формирующая свежую идею. То есть для дивергентного мышления нужны зоны с минимальным уровнем приватности, ярким дизайном, открытым видом из окна и объектами вдохновения, которые помогают стимулировать воображение и чаще отвлекаться, несмотря на то, что это может показаться контрпродуктивным.
Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworth

Стратеги Haworth Ideation Group отмечают, что скука, мешающая обычной сосредоточенной работе, может существенно помочь генерации новых идей. Исследования доказывают, что когда мы пребываем в более расслабленном состоянии, думаем о чем-то отвлеченном или занимаемся рутинной деятельностью, наш мозг в фоновом режиме рассматривает различные варианты решения задач и ищет нужные связи, формируя новые идеи. Поэтому часто озарение приходит внезапно, когда мы делаем что-то неосознанно, например, едем в общественном транспорте или прогуливаемся по улице.

Понимая данный процесс, многие компании создают специальные места, в которых люди смогли бы отвлечься от работы и кратковременно сменить деятельность, чтобы мозг в это время работал над новыми идеями. Например, это могут быть игровые зоны или тренажерный зал. Зная предпочтения своих сотрудников, проще создать подходящее для них пространство, в противном случае есть риск появления решений, которыми никто не будет пользоваться.

К сожалению, не всегда учитывается необходимость создания разнообразных зон, и зачастую в офисах преобладает однотипная планировка – это либо полностью открытое пространство типа open space, либо кабинетная система с высокими барьерами. Для создания благоприятных для инноваций условий необходимо соблюдать баланс между открытыми и закрытыми пространствами, а также стремиться к разнообразию функциональных зон, чтобы каждый сотрудник смог найти для себя оптимальное место, где он может восполнить энергию, поразмышлять над задачей или заняться отвлеченными делами, чтобы поймать вдохновение.

Когда в офисе предусмотрены зоны как для конвергентного, так и для дивергентного мышления, сотрудники могут проходить все стадии креативного процесса, поочередно переключаясь между этими режимами. Эксперты Haworth Ideation Group утверждают, что у каждого человека частота переключения отличается и зависит от нескольких параметров: насколько хорошо он может сконцентрироваться, как много времени ему требуется на отдых и восстановление энергии, объема знаний, которыми он уже обладает, потребности получения дополнительных знаний и текущей стадии креативного процесса.

Согласно исследованиям, 10% самых продуктивных сотрудников, в среднем, берут 15-минутный перерыв после каждого часа сосредоточенной работы. Переключение между режимами может происходить с разной частотой, иногда настолько быстро, что уже невозможно определить, в каком режиме находится человек. Мы поглощаем информацию, придумываем новые идеи и тут же их дорабатываем – и все это не прилагая дополнительных сил. В таком состоянии мы максимально сфокусированы, при этом когнитивные усилия не тратятся на поддержание концентрации, а вместо этого расходуются на поиск новых идей и решений. Таким образом, мы одновременно задействуем конвергентное и дивергентное мышление. При этом мы теряем счет времени, но зато достигаем максимального уровня продуктивности. В такое состояние, называемое «потоком», непросто войти, но при должных навыках, настрое и мотивации, а также соответствующей рабочей среде, поддерживающей все необходимые условия и типы деятельности, оно достигается гораздо легче.

Командная работа

Для того, чтобы дополнить наши идеи и проверить их полезность и оригинальность, нам необходимо взаимодействие с другими людьми. То есть креативный процесс затрагивает не только индивидуальную, но и командную работу, в ходе которой происходит обмен знаниями.

Для успешной командной креативной работы все участники процесса должны быть хорошо знакомы друг с другом, иметь опыт общения, общие воспоминания и историю взаимоотношений. Более открытое межличностное общение и хорошие отношения между коллегами способствуют легкому и откровенному выражению своих мыслей и идей. Сотрудники не боятся правдиво обсуждать и оценивать предложения, а также слышать критику в ответ.

Препятствовать доверительному общению может организационная культура компании, в которой ошибки осуждаемы и наказуемы. Люди в таком случае не решаются взять на себя ответственность и проявить инициативу. Когда же в компании ценятся новые идеи, а к ошибкам относятся как к полезному опыту, получаемому после неудачи, сотрудники не боятся высказывать то, что в других условиях они бы не озвучили.

Таким образом, для создания эффективной творческой среды необходимы не только зоны для командной работы, где могут быть решены функциональные задачи, но и социальные пространства, способствующие неформальному общению и улучшению командного духа в компании.
Рабочее пространство © Haworth

Помимо этого, согласно исследованию Haworth Ideation Group, креативность сотрудников выше всего в тех компаниях или отделах, в которых в меньшей степени выражена иерархия. То есть для эффективной разработки инноваций следует стремиться к созданию небольших команд и рабочих групп с горизонтальной структурой управления, которые взаимодействуют между собой в пределах организации, а также с внешними агентами, в результате чего возникает больше взаимодействий и связей между объектами знаний.

Организация пространства для креативного процесса

Создавая зоны для работы в концентрации, нужно не только обеспечить полную или частичную приватность, но и предоставить пользователю возможность самому настраивать место под себя и свои рабочие предпочтения, чтобы максимально эффективно расходовать когнитивные ресурсы. Для этого стоит обратить внимание на следующие четыре пункта.
Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworth

Ограждение. Защита от отвлекающих факторов, мешающих сосредоточиться, включающая визуальные барьеры (стены, перегородки), информационные предупреждения (знаки «не беспокоить») или акустические преграды (наушники или достаточная дистанция от источника шума).

Доступ к информации. Обеспечение пространства цифровыми и физическими материалами (книгами, журналами, дизайнерскими объектами) для того, чтобы сотрудники получали новую информацию или освежали в памяти уже имеющиеся знания.

Визуализация. Достаточное количество поверхностей для визуального отображения информации, записей, аргументации и визуальной коммуникации.

Коммуникации. Общение через медиа-решения или личное взаимодействие с другими коллегами для обмена мнениями по конкретной тематике.

При наличии подобных атрибутов у пользователя будет выбор, какие инструменты ему использовать и каким образом. Например, доступ к информации важнее для индивидуальной работы, тогда как визуализация чаще применяется для группового обсуждения.

Пространство для отдыха и пополнения сил должно предоставлять сотрудникам выбор места и времени. Некоторые предпочитают короткие паузы, чтобы быстро отвлечься, передохнуть и вернуться к выполнению задачи, другим необходимо больше времени на восстановление, для чего требуются отдельные зоны для индивидуального или группового отдыха. Организация этих зон зависит от того, какие способы «перезарядки» выбирают сотрудники и как много времени им на это нужно. Учитывая различные индивидуальные особенности сотрудников, необходимо обеспечить разнообразие зон отдыха и регенерации, чтобы каждый сотрудник нашел максимально комфортное для себя место.
zooming
Рабочее пространство © Haworth

Контроль пользователя над пространством в зонах для отдыха гораздо менее важен, чем в зонах для сосредоточенной работы. Но при этом необходимо обеспечить их базовыми инструментами для визуализации и коммуникаций, например, Wi-Fi и доской для записей, на случай, если появится новая идея, которой захочется поделиться.

Чтобы не нагружать когнитивные ресурсы сотрудников, которые лучше направить на креативный процесс, навигация в пространстве должна быть простой и интуитивной. Это касается не только мест для сосредоточенной работы или отдыха, но и для всего офиса вообще. Для этого каждая зона выделяется особым цветом, надписью, графикой, архитектурным элементом. Также сотрудникам должно быть сразу понятно назначение того или иного пространства и какой тип деятельности в нем лучше выполнять. Это позволит не отвлекаться на ненужные мысли или на долгие поиски подходящей зоны, а сразу направят когнитивные усилия в конструктивное русло.

Таким образом, создание офисной среды для эффективной творческой работы заключается не только в разработке креативного вдохновляющего интерьера. Это комплексный процесс, в результате которого необходимо предусмотреть необходимое количество различных функциональных зон с разным уровнем приватности и акустического комфорта как для индивидуальной, так и для групповой работы, а также многообразие мест для регенерации и коллективного отдыха, способствующего повышению командного духа компании.

01 Октября 2018

Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?