Пожарная безопасность спортивных объектов

mainImg
Мастерская:
Мастерская Андрея Бокова
Моспроект-4
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Россия, Адлер, Нижнеимеретинская Бухта

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, А. Орлов, С. Чуклов, В. Тулупов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Шувалова, С. Каранда, И. Гришина, О. Арсений
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы: М. Кельман, А. Проскурнин
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, А. Иванов
Технологи: С. Синицын, О. Хороненко

2009 / 2013

Заказчик: ЗАО «ИНГЕОКОМ»
Генеральный подрядчик:  ГК «Олимпстрой»
Футбольный стадион «Казань-арена»
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Архитектурая концепция: бюро “Populous”, США
Ген.проектирование: «Татинвестгражданпроект»,
Проектирование: «ЦНИИПромзданий»

2010 — 2013

Заказчик: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Ген.подрядчик: ООО «ПСО Казань»
Управляющая компания: «Интэкс»
Поставщики: ТАТПРОФ (профили и системные решения для производства строительных конструкций из алюминия),
АББ (ABB) (силовое оборудование высокого, среднего и низкого напряжения; продукты и технологии для автоматизации)
ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2012 — 2013 / 2013 — 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 
Компaния:
представительство компании РОКВУЛ на Архи.ру
Сайт:
https://rwl.ru/
Контакты:
115054 г. Москва, 
Павелецкая площадь, 2, стр. 2,
БЦ «Павелецкая Плаза»
+7 495 777 79 79
reception@rwl.ru
Безопасность спортивных объектов – не пустой звук. Об этом могут рассказать жители Великобритании, где 11 мая 1985 г. на стадионе в Брэдфорде произошёл пожар, унесший жизни 56 человек. Ещё 200 зрителей получили тяжёлые ожоги. Причиной чрезвычайного происшествия стало возгорание кучи мусора, находившейся под деревянной трибуной. Вся конструкция была охвачена огнём уже через пять минут после появления первого очага. Пути эвакуации оказались закрытыми, и зрители пытались спастись, выбегая на поле. Маломобильные группы населения и люди преклонного возраста самостоятельно эвакуироваться не смогли. [1] Предотвратить подобные ситуации сегодня помогают современные технологии и материалы, соответствующие международным строительным нормам и строгим требованиям мировых спортивных организаций. Многие из них использовались и в нашей стране при подготовке к крупным соревнованиям.

Теоретические основы пожарной безопасности

Требования к пожаробезопасности спортивных сооружений устанавливают соответствующий технический регламент¹ (Федеральный закон № 123-ФЗ) и своды правил, регулирующие отдельные аспекты противопожарной защиты. Также при проектировании объектов разрабатываются специальные технические условия (СТУ). Они согласовываются с соответствующими инстанциями в порядке, установленном Минрегионразвития России, и являются дополнительным гарантом снижения рисков и минимизации источников опасности. [2]

Нормы регламентируют наличие двух защит: активной и пассивной. К первой относят системы пожарной сигнализации и обнаружения очагов возгорания, оповещатели, датчики задымления, установки для водяного и пенного пожаротушения и прочую технику. «Активное» оборудование всегда на виду, ответственным за строительство легко проконтролировать его качество и работоспособность: соответствующие испытания можно провести прямо на объекте в любой момент. С пассивной защитой всё несколько сложнее. Она подразумевает объёмно-планировочные решения и использование определённых материалов внутри и снаружи строительных конструкций. Последние часто скрыты под отделкой, и ошибки проектирования и подбора не заметны невооружённым глазом, поэтому требуется тщательный контроль как со стороны генерального подрядчика строительства, так и надзорных органов.

К основным мерам обеспечения пожарной безопасности спортивных объектов относят деление на отдельные отсеки площадью не более 2500 м² и высотой не более 50 м (16 этажей). Оно осуществляется с помощью возведения так называемых брандмауэров, то есть противопожарных стен. Важную роль играет и организация путей эвакуации людей: выходы должны вести на незадымляемые лестницы, которые ведут к безопасному месту. Пролёты дополнительно защищаются от огня и задымления, а выходы оборудуются противопожарными дверями. Обязательно предусматривается эвакуационное освещение на полу и лестничных ступенях.

Но наиболее критическое значение имеет выбор строительных материалов, в том числе и утеплителей для стен, фасадов и кровель, так как от них во многом будет зависеть скорость распространения огня, токсичность дыма, общая устойчивость сооружения и обеспечение требуемой степени огнестойкости. Нужными свойствами обладают не все теплоизоляционные материалы. Так, некоторые виды пенополистирола относятся к классу горючих , поэтому, в соответствии с действующими нормами, при его использовании рекомендуется выполнять противопожарные рассечки из негорючего утеплителя у обрамления окон и дверей. Отдельные производители PIR-плит добавляют низкокачественный модифицированный пенополиуретан, что свидетельствует о высоком классе токсичности подобного строительного материала, доходящего до группы Т3 (высокотоксичные).

Очевидно, что более надёжным и логичным выглядит изначальный выбор теплоизоляции из негорючего материала, например каменной ваты. Её волокна, не плавясь, выдерживают температуры более 10000 С. В системах конструктивной огнезащиты она является надёжным барьером для распространения огня и обеспечивает предел огнестойкости конструкций до четырёх часов. Последнее крайне важно, учитывая, что во время пожара значительно повышается температура несущих элементов, что негативно сказывается на прочности каркаса здания. Для обеспечения пределов огнестойкости, заложенных нормативными документами (до 240 минут), бетон, из которого выполняются несущие элементы, обрабатывают специальными огнезащитными средствами, такими как штукатурные покрытия на основе вспученного жидкого стекла, извести и гипса. Однако они могут применяться в помещениях с относительной влажностью не более 60 % и обладают пределом огнестойкости до 120 минут, чего недостаточно. Альтернативным решением является применение огнезащитных покрытий из плит каменной ваты, например двухплотностных FT BARRIER D. Они обеспечивают предел огнестойкости до 240 минут и не имеют ограничений в монтаже: утеплитель можно укладывать при любой температуре и влажности, он крепится при помощи металлических анкеров, а сверху может наноситься декоративное покрытие. Такое решение сочетает в себе свойства огнезащиты и теплоизоляции.

От теоретической части вопроса пожарной безопасности спортивных объектов перейдём к практике, а именно – ознакомимся с решениями, которые применялись при строительстве площадок в России.

Первопроходцы из Казани: защита объектов Универсиады от огня

Первым международным спортивным событием в истории России XXI века стала XXVII Всемирная летняя универсиада, прошедшая в 2013 г. в столице Республики Татарстан. Для проведения соревнований было задействовано 64 объекта, из которых 36 построили специально к молодёжным играм. Возведение всех комплексов контролировалось членами Международного олимпийского комитета.
zooming
Стадион «Казань-Арена». Фото: Kazaneer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Одним из самых ярких объектов Универсиады стал стадион «Казань Арена». Здание переменной этажности (от пяти до восьми уровней) расположилось на участке 32 га. Высота стадиона – 50 м, площадь – 113 000 м², размер поля – 105 х 68 м. Единовременно комплекс вмещает 45 379 человек. Несколько лет назад на стадионе «Казань Арена» прошли церемонии открытия и закрытия Универсиады, в 2017 г. здесь состоятся игры Кубка конфедераций, а в 2018 г. – матчи чемпионата мира по футболу.

Проект «Казань Арена» признан типовым для всех новых футбольных арен. За активную пожарную безопасность здесь отвечают насосные установки спринклерного пожаротушения. Элементами пассивной защиты стали огнеупорные сиденья, а также комплексное решение по теплоизоляции и огнезащите из каменной ваты. Подобные материалы использовались и во Дворце единоборств. Причём застройщику удалось существенно ускорить монтаж благодаря использованию плит двойной плотности с более мягким нижним и жёстким верхним слоем ВЕНТИ БАТТС Д. Комбинированная структура позволяет также снизить вес конструкции и уменьшить расход крепёжных элементов в сравнении с двухслойным утеплением. Кроме того, благодаря отсутствию нижнего слоя использование таких продуктов облегчает процедуру визуального контроля качества исполнения теплоизоляции вплоть до закрытия облицовкой.

В строительстве спортивных площадок в Казани были задействованы все ведущие проектные институты и строительные организации Татарстана. У таких опытных компаний были высокие требования к используемым технологиям. Рассказывает Сергей Спиридонов, главный специалист по архитектуре компании «ГипроВТИ»: «В последние годы по проектам нашего института построены значимые по архитектурным и градостроительным решениям объекты, высоко оценённые Правительством Республики Татарстан: центр гимнастики, центр хоккея на траве и другие. На многих из них применялись плиты из каменной ваты ROCKWOOL, так как у них хорошие теплоизоляционные и пожарозащитные свойства, а также высокие прочностные характеристики». [4]

Опыт Олимпиады и технологии для чемпионатов мира

Эстафету после Казани перехватил Сочи, в 2014 г. ставший столицей XXII зимних Олимпийских игр. Всего в ходе подготовки к Олимпиаде было введено в эксплуатацию 352 сооружения. При выборе материалов для их строительства существенные ограничения внёс высокогорный приморский климат – требовалось подобрать решения, устойчивые к воздействию влаги. Во многом именно поэтому в качестве теплоизоляции для Главного медиацентра, дворца зимнего спорта «Айсберг», горнолыжного курорта «Горки Город» и комплексов «Лаура» и «Альпика-Сервис» в Красной Поляне использовалась каменная вата, отличающаяся влагостойкостью. Даже в условиях повышенной влажности сооружения будут надёжно защищены от теплопотерь в течение всего срока эксплуатации.

Ещё одним крупным мировым событием для России стал чемпионат мира по хоккею – 2016. В его преддверии в столице появился многофункциональный спортивный комплекс «ВТБ Ледовый дворец», вошедший в состав городского квартала «Парк легенд». Под одной крышей находятся сразу три арены: главная на 12 000 человек, малая на 3500 зрителей и тренировочная, рассчитанная на 500 болельщиков.
zooming
Спортивный комплекс «ВТБ Ледовый дворец». Фото: Brateevsky via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Общая площадь комплекса составила более 70 000 м². Для утепления кровли объекта были смонтированы плиты из каменной ваты ROCKWOOL серии РУФ, а в качестве однослойного гидроизоляционного покрытия применялась мембрана ROCKmembrane. Кстати, данный опыт пригодился и для возведения спортивных объектов сооружений, расположенных рядом с комплексом «ВТБ Ледовый дворец», в частности комплекса центра водных видов спорта. «Большое внимание на крупных спортивных объектах уделяется пожароопасности и несущей способности кровли, к которой предъявляются повышенные требования со стороны Госстройнадзора, городских властей и МЧС, – рассказывает Андрей Родин, генеральный директор ООО “Промгражданпроект-1”, выступавшего подрядчиком строительства центра водных развлечений. – Чтобы объекты соответствовали строгим нормам, при создании пожаробезопасного “пирога” специалисты нашей компании используют исключительно каменную вату. Для усиления огнестойкости конструкции они при устройстве кровли дополнительно по профлисту заливают бетонную плиту толщиной 70 мм».

Следующим знаковым событием для России станет XXI чемпионат мира по футболу. Он пройдёт в 2018 г. в 11 городах на 12 стадионах. В Сочи и Казани объекты уже построены, ещё две площадки появились в Москве – это новый стадион «Открытие Арена» и реконструированный комплекс «Лужники». Первый – домашняя площадка команды «Спартак» – признан одним из лучших в мире (по версии авторитетного портала StadiumDB.com). Арена вмещает до 45 000 зрителей. Как признают компании-подрядчики, в процессе её строительства требовалось обеспечить высокий уровень безопасности, вплоть до устройства огнезащиты коммуникаций. Данное решение необходимо, так как при пожаре трубы могут выгореть, и тогда в местах их прохода через стены и прочие перегородки откроется путь для распространения огня. Так, например, воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования из тонкостенного стального листа в случае развития пожара выдерживают не более 15 минут. Для защиты инженерных систем использовались навивные цилиндры ROCKWOOL 100 из каменной ваты и материал WIRED MAT 80. Они позволят трубам сохранить целостность даже при воздействии критически высоких температур.
zooming
Стадион «Открытие Арена». Фото: Brateevsky via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0

Кроме стадиона «Открытие Арена» строители уделили пристальное внимание Большой спортивной арене «Лужников», где состоятся церемония открытия и финал предстоящего мундиаля. Чтобы соответствовать жёстким требованиями оргкомитета ФИФА, на стадионе в 2013 г. началась масштабная реконструкция. Завершить работы планируется во втором квартале 2017 года. [6] Общая площадь обновлённой арены с учётом трибун составит 221 000 м², а количество зрительских мест – 81 000. В апреле 2016 г. в «Лужниках» смонтировали системы пожарной безопасности. По словам Андрея Бочкарёва, руководителя Департамента строительства Москвы, для стадиона разработана сложная многосоставная система, предполагающая возможность водяного, газового и порошкового пожаротушения. Также предусмотрены новая геометрия подтрибунных помещений, каскадные лестницы, расположенные по периметру, увеличенное количество основных выходов. Это позволит обеспечить максимально быстрое перемещение зрителей в случае внештатных ситуаций. Согласно требованиям безопасности, максимальное время эвакуации со стадиона в «Лужниках» составляет 20 минут. [7] Фасады арены частично выполнены из специального огнестойкого стекла. Остальные фасадные площади стадиона защищены плитами из каменной ваты ФАСАД БАТТС, которые не только выполняют функцию теплоизоляции, но и являются основанием для нанесения тонкого штукатурного слоя. Стоит отметить, что модернизированная площадка соответствует международным требованиям и в части пожаробезопасности,и в области экологии. Так, стадион получил сертификат BREEAM стадии intertim «design stage».

Опыт возведения и реконструкции строительных площадок, соответствующих строгим нормам пожарной безопасности, должен транслироваться по всему миру. Это поможет застройщикам подбирать проверенные и зарекомендовавшие себя решения.

¹ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
² Например, производимый в соответствии с ГОСТ 15588-2014 «Межгосударственный стандарт. Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия».
³ СНИП 21-01-97 и МГСН 4.19-05.

материал предоставлен компанией ROCKWOOL

Поставщики, технологии

Мастерская:
Мастерская Андрея Бокова
Моспроект-4
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Россия, Адлер, Нижнеимеретинская Бухта

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, А. Орлов, С. Чуклов, В. Тулупов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Шувалова, С. Каранда, И. Гришина, О. Арсений
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова
Конструкторы: М. Кельман, А. Проскурнин
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Леденев, А. Иванов
Технологи: С. Синицын, О. Хороненко

2009 / 2013

Заказчик: ЗАО «ИНГЕОКОМ»
Генеральный подрядчик:  ГК «Олимпстрой»
Футбольный стадион «Казань-арена»
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Архитектурая концепция: бюро “Populous”, США
Ген.проектирование: «Татинвестгражданпроект»,
Проектирование: «ЦНИИПромзданий»

2010 — 2013

Заказчик: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Ген.подрядчик: ООО «ПСО Казань»
Управляющая компания: «Интэкс»
Поставщики: ТАТПРОФ (профили и системные решения для производства строительных конструкций из алюминия),
АББ (ABB) (силовое оборудование высокого, среднего и низкого напряжения; продукты и технологии для автоматизации)
ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2012 — 2013 / 2013 — 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 

02 Мая 2017

РОКВУЛ: другие статьи и новости
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».