Пожарная безопасность спортивных объектов

Автор текста:
Ирина Орлова

02 Мая 2017
Строительство Партнерский материал
mainImg
Мастерская:
ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Мастерская Андрея Бокова
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Россия, Адлер, Нижнеимеретинская Бухта

Авторский коллектив:
ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Архитекторы: Боков А.В. , Буш Д.В., Орлов А.В., Чуклов С.Н., Заключаев А.А., Тулупов В.Н., Романова Л.С., Бузмакова Е.А., Золотова А.С., Шувалова А.Л., Каранда С.Х., Гришина И.Е., Арсений О.Н., Лобанов М.В.
Конструктор: Кельман М.И.
Инженер: Бекмухамедов Е.Е.

2009 / 2013

Заказчик: ГК «Олимпстрой»
Генеральный подрядчик: ЗАО «ИНГЕОКОМ»
Футбольный стадион «Казань-арена»
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Архитектурая концепция: бюро “Populous”, США
Ген.проектирование: «Татинвестгражданпроект»,
Проектирование: «ЦНИИПромзданий»

2010 — 2013

Заказчик: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Ген.подрядчик: ООО «ПСО Казань»
Управляющая компания: «Интэкс»
Поставщики: ТАТПРОФ (профили и системные решения для производства строительных конструкций из алюминия),
АББ (ABB) (силовое оборудование высокого, среднего и низкого напряжения; продукты и технологии для автоматизации)
ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2012 — 2013 / 2013 — 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 
Компaния:
представительство компании ROCKWOOL на Архи.ру
Контакты:
Московский офис ROCKWOOL:
109028, Серебряническая наб.,29, БЦ Silver City
reception.reception@rockwool.com
0 Безопасность спортивных объектов – не пустой звук. Об этом могут рассказать жители Великобритании, где 11 мая 1985 г. на стадионе в Брэдфорде произошёл пожар, унесший жизни 56 человек. Ещё 200 зрителей получили тяжёлые ожоги. Причиной чрезвычайного происшествия стало возгорание кучи мусора, находившейся под деревянной трибуной. Вся конструкция была охвачена огнём уже через пять минут после появления первого очага. Пути эвакуации оказались закрытыми, и зрители пытались спастись, выбегая на поле. Маломобильные группы населения и люди преклонного возраста самостоятельно эвакуироваться не смогли. [1] Предотвратить подобные ситуации сегодня помогают современные технологии и материалы, соответствующие международным строительным нормам и строгим требованиям мировых спортивных организаций. Многие из них использовались и в нашей стране при подготовке к крупным соревнованиям.

Теоретические основы пожарной безопасности

Требования к пожаробезопасности спортивных сооружений устанавливают соответствующий технический регламент¹ (Федеральный закон № 123-ФЗ) и своды правил, регулирующие отдельные аспекты противопожарной защиты. Также при проектировании объектов разрабатываются специальные технические условия (СТУ). Они согласовываются с соответствующими инстанциями в порядке, установленном Минрегионразвития России, и являются дополнительным гарантом снижения рисков и минимизации источников опасности. [2]

Нормы регламентируют наличие двух защит: активной и пассивной. К первой относят системы пожарной сигнализации и обнаружения очагов возгорания, оповещатели, датчики задымления, установки для водяного и пенного пожаротушения и прочую технику. «Активное» оборудование всегда на виду, ответственным за строительство легко проконтролировать его качество и работоспособность: соответствующие испытания можно провести прямо на объекте в любой момент. С пассивной защитой всё несколько сложнее. Она подразумевает объёмно-планировочные решения и использование определённых материалов внутри и снаружи строительных конструкций. Последние часто скрыты под отделкой, и ошибки проектирования и подбора не заметны невооружённым глазом, поэтому требуется тщательный контроль как со стороны генерального подрядчика строительства, так и надзорных органов.

К основным мерам обеспечения пожарной безопасности спортивных объектов относят деление на отдельные отсеки площадью не более 2500 м² и высотой не более 50 м (16 этажей). Оно осуществляется с помощью возведения так называемых брандмауэров, то есть противопожарных стен. Важную роль играет и организация путей эвакуации людей: выходы должны вести на незадымляемые лестницы, которые ведут к безопасному месту. Пролёты дополнительно защищаются от огня и задымления, а выходы оборудуются противопожарными дверями. Обязательно предусматривается эвакуационное освещение на полу и лестничных ступенях.

Но наиболее критическое значение имеет выбор строительных материалов, в том числе и утеплителей для стен, фасадов и кровель, так как от них во многом будет зависеть скорость распространения огня, токсичность дыма, общая устойчивость сооружения и обеспечение требуемой степени огнестойкости. Нужными свойствами обладают не все теплоизоляционные материалы. Так, некоторые виды пенополистирола относятся к классу горючих , поэтому, в соответствии с действующими нормами, при его использовании рекомендуется выполнять противопожарные рассечки из негорючего утеплителя у обрамления окон и дверей. Отдельные производители PIR-плит добавляют низкокачественный модифицированный пенополиуретан, что свидетельствует о высоком классе токсичности подобного строительного материала, доходящего до группы Т3 (высокотоксичные).

Очевидно, что более надёжным и логичным выглядит изначальный выбор теплоизоляции из негорючего материала, например каменной ваты. Её волокна, не плавясь, выдерживают температуры более 10000 С. В системах конструктивной огнезащиты она является надёжным барьером для распространения огня и обеспечивает предел огнестойкости конструкций до четырёх часов. Последнее крайне важно, учитывая, что во время пожара значительно повышается температура несущих элементов, что негативно сказывается на прочности каркаса здания. Для обеспечения пределов огнестойкости, заложенных нормативными документами (до 240 минут), бетон, из которого выполняются несущие элементы, обрабатывают специальными огнезащитными средствами, такими как штукатурные покрытия на основе вспученного жидкого стекла, извести и гипса. Однако они могут применяться в помещениях с относительной влажностью не более 60 % и обладают пределом огнестойкости до 120 минут, чего недостаточно. Альтернативным решением является применение огнезащитных покрытий из плит каменной ваты, например двухплотностных FT BARRIER D. Они обеспечивают предел огнестойкости до 240 минут и не имеют ограничений в монтаже: утеплитель можно укладывать при любой температуре и влажности, он крепится при помощи металлических анкеров, а сверху может наноситься декоративное покрытие. Такое решение сочетает в себе свойства огнезащиты и теплоизоляции.

От теоретической части вопроса пожарной безопасности спортивных объектов перейдём к практике, а именно – ознакомимся с решениями, которые применялись при строительстве площадок в России.

Первопроходцы из Казани: защита объектов Универсиады от огня

Первым международным спортивным событием в истории России XXI века стала XXVII Всемирная летняя универсиада, прошедшая в 2013 г. в столице Республики Татарстан. Для проведения соревнований было задействовано 64 объекта, из которых 36 построили специально к молодёжным играм. Возведение всех комплексов контролировалось членами Международного олимпийского комитета.
zooming
Стадион «Казань-Арена». Фото: Kazaneer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Одним из самых ярких объектов Универсиады стал стадион «Казань Арена». Здание переменной этажности (от пяти до восьми уровней) расположилось на участке 32 га. Высота стадиона – 50 м, площадь – 113 000 м², размер поля – 105 х 68 м. Единовременно комплекс вмещает 45 379 человек. Несколько лет назад на стадионе «Казань Арена» прошли церемонии открытия и закрытия Универсиады, в 2017 г. здесь состоятся игры Кубка конфедераций, а в 2018 г. – матчи чемпионата мира по футболу.

Проект «Казань Арена» признан типовым для всех новых футбольных арен. За активную пожарную безопасность здесь отвечают насосные установки спринклерного пожаротушения. Элементами пассивной защиты стали огнеупорные сиденья, а также комплексное решение по теплоизоляции и огнезащите из каменной ваты. Подобные материалы использовались и во Дворце единоборств. Причём застройщику удалось существенно ускорить монтаж благодаря использованию плит двойной плотности с более мягким нижним и жёстким верхним слоем ВЕНТИ БАТТС Д. Комбинированная структура позволяет также снизить вес конструкции и уменьшить расход крепёжных элементов в сравнении с двухслойным утеплением. Кроме того, благодаря отсутствию нижнего слоя использование таких продуктов облегчает процедуру визуального контроля качества исполнения теплоизоляции вплоть до закрытия облицовкой.

В строительстве спортивных площадок в Казани были задействованы все ведущие проектные институты и строительные организации Татарстана. У таких опытных компаний были высокие требования к используемым технологиям. Рассказывает Сергей Спиридонов, главный специалист по архитектуре компании «ГипроВТИ»: «В последние годы по проектам нашего института построены значимые по архитектурным и градостроительным решениям объекты, высоко оценённые Правительством Республики Татарстан: центр гимнастики, центр хоккея на траве и другие. На многих из них применялись плиты из каменной ваты ROCKWOOL, так как у них хорошие теплоизоляционные и пожарозащитные свойства, а также высокие прочностные характеристики». [4]

Опыт Олимпиады и технологии для чемпионатов мира

Эстафету после Казани перехватил Сочи, в 2014 г. ставший столицей XXII зимних Олимпийских игр. Всего в ходе подготовки к Олимпиаде было введено в эксплуатацию 352 сооружения. При выборе материалов для их строительства существенные ограничения внёс высокогорный приморский климат – требовалось подобрать решения, устойчивые к воздействию влаги. Во многом именно поэтому в качестве теплоизоляции для Главного медиацентра, дворца зимнего спорта «Айсберг», горнолыжного курорта «Горки Город» и комплексов «Лаура» и «Альпика-Сервис» в Красной Поляне использовалась каменная вата, отличающаяся влагостойкостью. Даже в условиях повышенной влажности сооружения будут надёжно защищены от теплопотерь в течение всего срока эксплуатации.

Ещё одним крупным мировым событием для России стал чемпионат мира по хоккею – 2016. В его преддверии в столице появился многофункциональный спортивный комплекс «ВТБ Ледовый дворец», вошедший в состав городского квартала «Парк легенд». Под одной крышей находятся сразу три арены: главная на 12 000 человек, малая на 3500 зрителей и тренировочная, рассчитанная на 500 болельщиков.
zooming
Спортивный комплекс «ВТБ Ледовый дворец». Фото: Brateevsky via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Общая площадь комплекса составила более 70 000 м². Для утепления кровли объекта были смонтированы плиты из каменной ваты ROCKWOOL серии РУФ, а в качестве однослойного гидроизоляционного покрытия применялась мембрана ROCKmembrane. Кстати, данный опыт пригодился и для возведения спортивных объектов сооружений, расположенных рядом с комплексом «ВТБ Ледовый дворец», в частности комплекса центра водных видов спорта. «Большое внимание на крупных спортивных объектах уделяется пожароопасности и несущей способности кровли, к которой предъявляются повышенные требования со стороны Госстройнадзора, городских властей и МЧС, – рассказывает Андрей Родин, генеральный директор ООО “Промгражданпроект-1”, выступавшего подрядчиком строительства центра водных развлечений. – Чтобы объекты соответствовали строгим нормам, при создании пожаробезопасного “пирога” специалисты нашей компании используют исключительно каменную вату. Для усиления огнестойкости конструкции они при устройстве кровли дополнительно по профлисту заливают бетонную плиту толщиной 70 мм».

Следующим знаковым событием для России станет XXI чемпионат мира по футболу. Он пройдёт в 2018 г. в 11 городах на 12 стадионах. В Сочи и Казани объекты уже построены, ещё две площадки появились в Москве – это новый стадион «Открытие Арена» и реконструированный комплекс «Лужники». Первый – домашняя площадка команды «Спартак» – признан одним из лучших в мире (по версии авторитетного портала StadiumDB.com). Арена вмещает до 45 000 зрителей. Как признают компании-подрядчики, в процессе её строительства требовалось обеспечить высокий уровень безопасности, вплоть до устройства огнезащиты коммуникаций. Данное решение необходимо, так как при пожаре трубы могут выгореть, и тогда в местах их прохода через стены и прочие перегородки откроется путь для распространения огня. Так, например, воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования из тонкостенного стального листа в случае развития пожара выдерживают не более 15 минут. Для защиты инженерных систем использовались навивные цилиндры ROCKWOOL 100 из каменной ваты и материал WIRED MAT 80. Они позволят трубам сохранить целостность даже при воздействии критически высоких температур.
zooming
Стадион «Открытие Арена». Фото: Brateevsky via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0

Кроме стадиона «Открытие Арена» строители уделили пристальное внимание Большой спортивной арене «Лужников», где состоятся церемония открытия и финал предстоящего мундиаля. Чтобы соответствовать жёстким требованиями оргкомитета ФИФА, на стадионе в 2013 г. началась масштабная реконструкция. Завершить работы планируется во втором квартале 2017 года. [6] Общая площадь обновлённой арены с учётом трибун составит 221 000 м², а количество зрительских мест – 81 000. В апреле 2016 г. в «Лужниках» смонтировали системы пожарной безопасности. По словам Андрея Бочкарёва, руководителя Департамента строительства Москвы, для стадиона разработана сложная многосоставная система, предполагающая возможность водяного, газового и порошкового пожаротушения. Также предусмотрены новая геометрия подтрибунных помещений, каскадные лестницы, расположенные по периметру, увеличенное количество основных выходов. Это позволит обеспечить максимально быстрое перемещение зрителей в случае внештатных ситуаций. Согласно требованиям безопасности, максимальное время эвакуации со стадиона в «Лужниках» составляет 20 минут. [7] Фасады арены частично выполнены из специального огнестойкого стекла. Остальные фасадные площади стадиона защищены плитами из каменной ваты ФАСАД БАТТС, которые не только выполняют функцию теплоизоляции, но и являются основанием для нанесения тонкого штукатурного слоя. Стоит отметить, что модернизированная площадка соответствует международным требованиям и в части пожаробезопасности,и в области экологии. Так, стадион получил сертификат BREEAM стадии intertim «design stage».

Опыт возведения и реконструкции строительных площадок, соответствующих строгим нормам пожарной безопасности, должен транслироваться по всему миру. Это поможет застройщикам подбирать проверенные и зарекомендовавшие себя решения.

¹ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
² Например, производимый в соответствии с ГОСТ 15588-2014 «Межгосударственный стандарт. Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия».
³ СНИП 21-01-97 и МГСН 4.19-05.

материал предоставлен компанией ROCKWOOL

Поставщики, технологии

Мастерская:
ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Мастерская Андрея Бокова
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Дворец Зимнего Спорта «Айсберг»
Россия, Адлер, Нижнеимеретинская Бухта

Авторский коллектив:
ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Архитекторы: Боков А.В. , Буш Д.В., Орлов А.В., Чуклов С.Н., Заключаев А.А., Тулупов В.Н., Романова Л.С., Бузмакова Е.А., Золотова А.С., Шувалова А.Л., Каранда С.Х., Гришина И.Е., Арсений О.Н., Лобанов М.В.
Конструктор: Кельман М.И.
Инженер: Бекмухамедов Е.Е.

2009 / 2013

Заказчик: ГК «Олимпстрой»
Генеральный подрядчик: ЗАО «ИНГЕОКОМ»
Футбольный стадион «Казань-арена»
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Архитектурая концепция: бюро “Populous”, США
Ген.проектирование: «Татинвестгражданпроект»,
Проектирование: «ЦНИИПромзданий»

2010 — 2013

Заказчик: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Ген.подрядчик: ООО «ПСО Казань»
Управляющая компания: «Интэкс»
Поставщики: ТАТПРОФ (профили и системные решения для производства строительных конструкций из алюминия),
АББ (ABB) (силовое оборудование высокого, среднего и низкого напряжения; продукты и технологии для автоматизации)
ЦСКА АРЕНА
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23

Авторский коллектив:
Авторы проекта (архитектурное бюро SPEECH): Николай Гордюшин, Сергей Попов, Алексей Евсиков, Алексей Болотин
Дизайн фасада, подготовка к печати (архитектурное бюро nps tchoban voss): Валерия Каширина, Лев Шестаков

2012 — 2013 / 2013 — 2015

Заказчик: Корпорация ТЭН
Реализация: ООО «Элизстрой»

 

02 Мая 2017

Автор текста:

Ирина Орлова
ROCKWOOL: другие статьи и новости
В реконструированных кинотеатрах столицы будет тепло...
На протяжении нескольких последних лет в Москве активно реконструируют кинотеатры, построенные в советскую эпоху. Чтобы здания соответствовали современным нормам пожарной безопасности и энергоэффективности, для утепления фасадов использовали материалы из каменной ваты ROCKWOOL.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.