МЕТРО. Эстетика дизайна в деталях: от миланского метро до современной серии мебели METROPOLITANA

Творчество легендарного Франко Альбини (Franco Albini) во времени

17 Декабря 2014
Дизайн Партнерский материал
mainImg
К 50-летию пуска Линии 1 миланского метро, где оформление, оборудование и система знаков и надписей были спроектированы архитекторами и дизайнерами Франко Альбини (Franco Albini) и Франкой Хельг (Franca Helg) и графическим дизайнером Бобом Ноорда (Bob Noorda), фабрикой Cassina выпущена новая вариация знаменитого кресла TRE PEZZI от Franco Albini из коллекции I MAESTRI. Новая версия кресла называется METROPOLITANA: теперь возможна отделка в новом цвете – такая же, как и на перилах станций Линии 1 в 1964, когда она только открылась.
zooming
Кресло TRE PEZZI от Franco Albini из коллекции I MAESTRI. Фотография предоставлена компанией «Архистудия»
zooming
Миланский собор и знак станции Дуомо Линии 1 Миланского метро. Фото 2011 года. Авторы проекта: Франко Альбини, Франка Хельг, Боб Ноорда. Фотограф JasonParis. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic

Стиль Альбини, получивший название «поэтический рационализм», принес маэстро немало наград, включая престижнейшую премию Compasso d’Oro за достижения в области дизайна. Альбини получил ее трижды, в том числе за кресло Luisa в 1955 и за оформление станций Линии 1 миланского метро в 1964. Эти станции метро занимают особое место в мировой истории подземного городского общественного транспорта: за образец проект Альбини взяли «метростроевцы» в странах Европы, Азии и США.
zooming
Станция Амендола-Фьера Линии 1 Миланского метро. Фото 1964 года. Авторы проекта: Франко Альбини, Франка Хельг, Боб Ноорда

Этот проект объединил архитектуру, предметы мебели и графический дизайн в единое целое, создав привлекательный, узнаваемый и интуитивно понятный образ метро, удобный и приятный пассажирам. Для первой линии метро был выбран красный цвет, отразившийся в надписях, архитектурных деталях (перилах), предметах мебели.
zooming
Станция Кадорна Линии 1 Миланского метро. Фото 2013 года. Авторы проекта: Франко Альбини, Франка Хельг, Боб Ноорда. Фотограф Friedrichstrasse. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic и 1.0 Generic

Сразу после окончания Миланского политехнического института в 1929 Альбини отправился в путешествие по Европе, во время которого познакомился с Ле Корбюзье и Людвигом Мис ван дер Роэ, функционалистский подход которых он с энтузиазмом воспринял. С этого момента стальные трубки в мебели Альбини на некоторое время заменили благородную древесину: ведь архитектор Альбини в эти годы прежде всего занимался созданием мебели. С этих лет и в течение всего своего творческого пути он живо интересовался новыми технологиями и применял их в своих работах, порой его даже называют предшественником стиля хай-тек. Кроме того, для его работ характерно тщательность проработки деталей.
zooming
Станция Сан-Бабила Линии 1 Миланского метро. Фото 1967 года. Авторы проекта: Франко Альбини, Франка Хельг, Боб Ноорда

Тема структуры – как предмета интерьера, так и здания – проявлялась в работах Франко Альбини как стремление продемонстрировать ее, обратить внимание зрителя на несущую конструкцию. Так, в кресле Tre Pezzi очень выделены ножки и спинка. Кроме того, его красные изогнутые подлокотники перекликаются по очертаниям с автографом Альбини.
zooming
Станция Вилла-Сан-Джованни Линии 1 Миланского метро. Фото 2013 года. Авторы проекта: Франко Альбини, Франка Хельг, Боб Ноорда. Фотограф Friedrichstrasse. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Стоит особо сказать о проектировании мебели итальянскими архитекторами в 1950-е годы. Как многие модернисты, в послевоенный период Франко Альбини в основном занимался именно архитектурой, а не дизайном. Практика создания зодчими уникальной мебели в дополнение к своим индивидуальным архитектурным проектам уходила в прошлое, но подобные образцы 1930-х годов обладали потенциалом для индустриального производства. Поэтому большинство проектов мебели, запущенных в серийное производство компаниями Cassina, представляют собой результат многолетней оптимизации идей и решений, доведенных до совершенства в 1950-е годы.
zooming
Кресло TRE PEZZI от Franco Albini из коллекции I MAESTRI. Фотография предоставлена компанией «Архистудия»

Как и у любого другого предмета из коллекции I MAESTRI, у кресла TRE PEZZI METROPOLITANA есть регистрационная карточка, логотип I MAESTRI, логотип фонда Albini, авторское факсимиле и серийный номер, удостоверяющий его подлинность.

***
С 2005 года Сassina является частью Poltrona Frau Group – мирового лидера по производству мебели высочайшего класса. Poltrona Frau Group в России представляет компания ARCHI STUDIO.

17 Декабря 2014

comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Метро. Материалы

МЕТРО. Передовая гидроизоляция для алма-атинского...
В начале 2015 года в эксплуатацию будут запущены две долгожданные станции второй очереди алма-атинской «подземки». Поставщиком гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов для одной из них стала компания ТехноНИКОЛЬ.

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.