МЕТРО. «Zitadelle» и «Боровицкая»: традиции разные, а клинкер - на века

Кирпичная отделка, как идентификатор места или как сориентироваться в подземном пространстве метро, глядя на то, как и чем отделаны стены станций.

17 Декабря 2014
Строительство Партнерский материал
mainImg

Компaния:

представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру

Контакты:

Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Консервативные англичане, построив первое в мире метро, не смогли воспринять кирпич, как отделочный материал, с которым можно работать под землей. Кирпичные стены остались привилегией наземных сооружений, и, как ни странно, служебных тоннелей. И самый яркий пример тому – станция City Road, построенная в 1901 и заброшенная в 1939. Достаточно взглянуть на ее сохранившиеся венткиоски и подходной пешеходный туннель, чтобы вспомнить о том, что краснокирпичная архитектура родилась именно здесь, на внеконтинентальной части Европы. Но пустить эстетику городского уличного пространства в подземку англичане все-таки не решились. Хотя, надо честно признать, что об эстетике на первых линиях лондонской подземки речи вообще не было.

«Zitadelle», Берлин

Иное дело немцы: они отлично понимали и понимают, что привнесение в подземку элементов улицы всегда правильно. И вопрос не только в том, как чувствует себя человек, спустившись меньше, чем за минуту, с залитого солнцем тротуара в пространство подземного города, лишенное естественного света, воздуха и тепла. Дело еще и в том, что совершив пространственно-временной прокол, то есть, переместившись за очень короткое время по городу под землей, не имея никаких ориентиров, кроме названий станций, человек волей-неволей испытывает чувство растерянности. Ему нужны идентификаторы пространства. А в кирпичных городах, и идентификаторы могут быть кирпичными. И одни из самых ярких примеров станции-идентификатора в немецкой практике – станция «Zitadelle» линии U7 берлинского метро.
zooming
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
zooming
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Построенная по проекту Ранера Г. Рюммлера, она открылась 1 октября 1984 года. Ее дизайн абсолютно соответствует тому месту, куда приезжаешь – цитадели-крепости некогда независимого города Шпандау. Здесь вся отделка из красного лицевого кирпича: наземные павильоны, колонны, стены, карнизные тяги и даже межпутевые разделители.
zooming
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Фрески, рассказывающие об истории Шпандау, и фотографии знаменитых горожан – просто дополнение к общей картине местного подземного и околоземного микромира станции. И еще один, дополнительный элемент идентификации, работающий в полной увязке с первым – с кирпичом. Но главную роль, все равно, играет кирпич. Стандартная кладка: ложковый ряд, ряд «тычок – ложок» на стенах и тычковый ряд, , ряд «тычок – ложок» на колоннах. Ничего особенного. Но именно эта обыкновенность и дает ощущение тепла и привычности. На ее фоне ярко работают любые детали: нестандартно окрашенные двери в стиле «граница на замке», потолочные светильники и вся необходимая инфографика.
zooming
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
zooming
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

«Боровицкая», Москва

Как ни странно, но краснокирпичные элементы встречаются и на одной из центральных станций московского метро. И хотя, казалось бы, кирпичу очень трудно найти место в архитектуре подземных дворцов, но кирпичные стены переходов, лестниц и внутренние поверхности арок приплатформенных аркад станции «Боровицкая», играют ту же роль, что и кирпичные стены в Шпандау: вот он Кремль, а это – его преддверие, его подземный пространственный идентификатор.
zooming
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru
zooming
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru

И керамическое панно «Древо народов» художника Николаева на торцевой стене перронного зала с рельефным изображением Кремля и стилизованной краснокирпичной кроной могучего дерева «народов, населяющих Россию» – тоже продолжение темы идентификации человека в подземелье гигантского города.
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru

«Wandsbek-Gartenstadt, Гамбург

Точно так же работает клинкерная глазурованная плитка «Amazonas» 2DF компании Hagemeister в отделке лестниц станции Wandsbek-Gartenstadt гамбургского метро. Она была открыта 12 сентября 1918 года на выезде из города в Вальддорф – в Лесную деревню, то есть, за город. В этих местах даже электричества еще не было: станцию электрифицировали только в сентябре 1920. Она и сегодня больше напоминает пригородный вокзал, чем станцию городского метрополитена. И, тем не менее, это – пересадочный узел с линии U1 на линию U3, уходящую далеко за старую границу города, в те самые, некогда бывшие здесь, леса и деревни.
zooming
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.

С начала 2014 года идут постоянные работы по модернизации и самой станции, и всех станционных построен, в том числе наземных вестибюлей и переходов. Именно там, на стенах лестниц и появляется продукция Hagemeister’а. Ровные ряды. Тип кладки – обычная однорядная цепная перевязка: чередующиеся ложковые ряды, положенные со сдвижкой в полкирпича. Точно подогнанные швы и тонко выверенные переходы цвета. И цвет облицовки, решенной в оттенках зелено-серого и серо-зеленого, играет роль того же самого идентификатора, напоминая о том, что здесь – то самое место, где когда-то город переходил в загород, менялся ритм жизни, ее цвет и свет. Архитектор попытался связать клинкер с этим контекстом, поэтому зеленая глазурованная плитка Hagemeister с нанесенным на ней рельефом листвы поддерживает замысел.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas.Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.

Ну, а если говорить о самой плитке, то она – клинкерная, а значит, в отличие от лицевого керамического кирпича или, например, фасадной штукатурки, имеет многократное преимущество в долговечности и надежности.

У немецкого метрополитена очень строгие требования к техническим свойствам используемых в строительсве материалов. Они болжны быть очень устойчивыми, поскольку среда, в которой они используются очень агрессивная – снег смешанный со средствами для борьбы со снегом. Поэтому немецкий метрополитен сам тестирует все строительные материалы. Клинкер Hagemeister все тесты прошел на отлично, и это было очень важно для заказчика.
***
В России заводы Hagemeister представляет компании Кирилл.
Представительство компаинии Кирилл на Архи.ру

17 Декабря 2014

Поставщики, технологии

comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Метро. Материалы

МЕТРО. Передовая гидроизоляция для алма-атинского...
В начале 2015 года в эксплуатацию будут запущены две долгожданные станции второй очереди алма-атинской «подземки». Поставщиком гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов для одной из них стала компания ТехноНИКОЛЬ.

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.