Конференция – ежегодное мероприятие Ассоциации деревянного домостроения – в этот раз прошла в стенах Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица. Доклады участников из семи стран продемонстрировали невероятное многообразие способов использования дерева в современной архитектуре и, одновременно, его многочисленные достоинства: не только красоту и экологичность, но также и доступность, эффективность и безопасность.
Ацетилированная древесина Accoya в проектах голландского бюро Ro&Ad
Первыми выступили голландцы из бюро Ro&Ad, заразившие публику своим энтузиазмом и «легким» подходом к проектированию. Самая известная работа этих ребят – мост Moses Bridge, который проходит через ров крепости Де Ровере ниже поверхности воды. Архитекторы выбрали такой вариант, чтобы свести к минимуму изменения облика укреплений начала XVII в. Реализовать идею получилось благодаря ацетилированной древесине Accoya, которая выдерживает самые суровые условия эксплуатации (зимой, когда ров замерзает, люди катаются на коньках прямо над мостом). Из этого же материала голландцы сделали мост для другой крепости в городе Берген-оп-Зом – он стелется змейкой над поверхностью воды, повторяя путь лодок, которые когда-то подплывали к форту. Предполагается, что мосты прослужат 50-80 лет. Дополнительное достоинство – такая древесина может быть полностью переработана, что делает ее по-настоящему экологичным материалом.
К слову, голландцы нашли оригинальный способ сделать дерево пожароустойчивым. Деньги на строительство смотровой вышки для крепости Де Ровере они распределили между местными организациями – школами, церквями и т.д. Те сами нашли людей, которые произведут части будущего объекта. В результате проект не только стал дешевле (на сэкономленные средства получилось возвести информационный центр, театр под открытым небом и кафе): к сооружению вышки привлекли многих жителей, для которых строительство стало общим делом. Пожарозащита таким образом получилась социальная – никому не придет в голову поджигать башню, которую строил ты сам, твой друг или родственник.
Ро и Эд постарались показать, что экологичное строительство – это легко, доступно и целесообразно, а дерево – материал, который наилучшим образом отвечает основной задаче их деятельности – сделать мир прекраснее и чище.
Аманда и Роберт Мосли, Великобритания: сибирская лиственница в центре Лондона
Создавать высококлассные строения из дерева могут все. Семейная пара из Великобритании Роберт и Аманда Мосли всерьез занялись архитектурой не так давно: их увлечение началось с покупки старинного дома в центре Лондона, реставрировать который они решили сами. Когда они узнали, что соседний участок будут застраивать зданиями, совершенно не соответствующими контексту, они снова взяли инициативу в свои руки. Полтора года проектирования и всего двенадцать дней на сборку – в итоге получился дом, которым заинтересовались и критики, и общественность. Дом Carmarthen Place сооружен из сибирской лиственницы, причем он не копирует историческую среду, однако и не нарушает ее.
Роберт Харви Оштац, США: клееные деревянные балки для сложных форм
Дерево позволяет воплощать самые смелые архитектурные фантазии. Это в своем докладе продемонстрировал архитектор из США Роберт Харви Ошатц на примере клееных деревянных конструкций, которые стали его визитной карточкой: здания Ошатца отличаются необычными обтекаемыми формами и интересной «геометрией». Архитектор демонстрировал фотографии как новых, так и старых проектов, которые с годами не только не ветшают, но даже становятся интереснее. Особенность использования изгиба клееных балок заключается в том, что нельзя получить два одинаковых радиуса или полный круг, и это необходимо учитывать при проектировании. По мнению архитектора, ряд свойств, которыми обладает дерево – теплота, текстура, плотность, цвет, индивидуальность – позволяют, кроме всего прочего, сохранить дух места, гармонично вписав новый объект в существующих контекст.
Дерево и цифровые технологии
Финский архитектор Тони Остерлунд также ищет новые формы применения традиционного материала: он исследует, какие деревянные конструкции могут быть созданы с помощью цифрового проектирования. Благодаря этому, удалось воплотить в жизнь павильон Hila – плод фантазии студентов архитектурного факультета городского университета Оулу, трудившихся над проектом во время летних каникул. В течение четырех дней студенты разрабатывали концепцию павильона: их фантазия ничем не ограничивалась, кроме того, что объект должен быть выполнен из дерева и вмещать шесть человек. После консультации с инженером выбрали одну решетчатую конструкцию, которая лучше всего взаимодействовала с окружающим пейзажем. Затем Тони в течение месяца занимался созданием цифрового проекта. На обычной фабрике были сделаны детали павильона, который студенты смонтировали сами. К слову, проект DigiWoodLab, в рамках которого создавался павильон, спонсирует Министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии.
«Проект ОБЛО» – классика из дерева
Архитектор Николай Белоусов – самый сейчас известный российский архитектор, работающий исключительно с деревом. Несколько лет назад он закрыл московскую практику и решил заниматься только рублеными домами: организовал «Проект ОБЛО» (обло – узел деревянного сруба, где концы бревен выпущены наружу дома) и открыл собственное производство в Костромской области, где заняты плотники высокого профессионального уровня. Николай Белоусов стремится применять технологии ручной рубки, которым уже тысячи лет (слеговые конструкции, «ласточкин хвост», слюдяные пластинки и пр.), в современных сооружениях. В результате появляются объекты, собирающие множество премий, поклонников и последователей.
Энергоэффективность по-белорусски
Архитектор Александр Кучерявый рассказал о реализации проекта «Первый Мультикомфортный дом в Беларуси». Этот проект был инициирован представителями крупного бизнеса и реализован год назад близ Минска. Задачей было создать прецедент в области энергоэффективного индивидуального домостроения. Проектом занималась очень большая команда, в которую вошел и VELUX.
Традиционные солярные символы на главном фасаде отражают основную идею дома – максимальное использовать солнечную энергию. Также дом собирает дождевую воду, которая полностью обеспечивает нужды семьи. Качество воздуха контролируется гибридной системой вентиляции: зимой работает механическая вентиляция с рекуперацией, при температуре от +12° начинает работать естественная вентиляция через мансардные окна. Конструкция дома выполнена из деревянных двутавровых балок.
Стоит ли улучшать дерево?
Австрийский архитектор Вальтер Унтеррайнер объяснил, что здание из дерева – необязательно экологичное и ресурсоэффективное. Важную роль играет способ обработки, сочетание с другими материалами, конструкция, возможность утилизации. Он привел несколько «неустойчивых» примеров из области деревянного строительства: отель в Норвегии, в котором древесина быстро потрескалась из-за обилия дождей, а также дом, где через 7 лет после завершения строительства пришлось менять фасад и врезать дорогостоящие – и уродливые – металлические пластины для отвода дождевой воды. Важны такие моменты, как происхождение материала – везут ли лес в Швецию из Сибири или используют местную древесину; используются ли ресурсы возобновляемых лесов, или деревья вырубаются без последующего восстановления.
По мнению архитектора, чем больше мы стараемся улучшить дерево, тем оно делается хуже. Длительное просушивание делает его бесполезным продуктом; химические материалы, которые используют для его обработки (клей, краски, пропитки) могут легко превратить его в токсичный материал, который не «разлагается» сам, без усилий со стороны человека. Древесина в сочетании с силиконом служит совсем недолго, приходится часто ее заменять. Если же правильно подходить к материалу – тщательно выбирать его, использовать ручную обработку, точно подгонять детали – то с годами он не теряет прочности и становится еще красивее и уютнее.
Одним из спонсоров конференции выступила компания VELUX, которая уже много лет поддерживает подобные мероприятие и архитекторов, в том числе молодых специалистов. Группа компаний VELUX не только производит высококачественные мансардные окна, но и вносит свой вклад в разработку нового поколения энергосберегающего жилья, которое гарантирует своим обитателям комфорт и обеспечивает в помещениях здоровый климат с достаточным количеством свежего воздуха и дневного света.
Первыми выступили голландцы из бюро Ro&Ad, заразившие публику своим энтузиазмом и «легким» подходом к проектированию. Самая известная работа этих ребят – мост Moses Bridge, который проходит через ров крепости Де Ровере ниже поверхности воды. Архитекторы выбрали такой вариант, чтобы свести к минимуму изменения облика укреплений начала XVII в. Реализовать идею получилось благодаря ацетилированной древесине Accoya, которая выдерживает самые суровые условия эксплуатации (зимой, когда ров замерзает, люди катаются на коньках прямо над мостом). Из этого же материала голландцы сделали мост для другой крепости в городе Берген-оп-Зом – он стелется змейкой над поверхностью воды, повторяя путь лодок, которые когда-то подплывали к форту. Предполагается, что мосты прослужат 50-80 лет. Дополнительное достоинство – такая древесина может быть полностью переработана, что делает ее по-настоящему экологичным материалом.
К слову, голландцы нашли оригинальный способ сделать дерево пожароустойчивым. Деньги на строительство смотровой вышки для крепости Де Ровере они распределили между местными организациями – школами, церквями и т.д. Те сами нашли людей, которые произведут части будущего объекта. В результате проект не только стал дешевле (на сэкономленные средства получилось возвести информационный центр, театр под открытым небом и кафе): к сооружению вышки привлекли многих жителей, для которых строительство стало общим делом. Пожарозащита таким образом получилась социальная – никому не придет в голову поджигать башню, которую строил ты сам, твой друг или родственник.
Ро и Эд постарались показать, что экологичное строительство – это легко, доступно и целесообразно, а дерево – материал, который наилучшим образом отвечает основной задаче их деятельности – сделать мир прекраснее и чище.
Аманда и Роберт Мосли, Великобритания: сибирская лиственница в центре Лондона
Создавать высококлассные строения из дерева могут все. Семейная пара из Великобритании Роберт и Аманда Мосли всерьез занялись архитектурой не так давно: их увлечение началось с покупки старинного дома в центре Лондона, реставрировать который они решили сами. Когда они узнали, что соседний участок будут застраивать зданиями, совершенно не соответствующими контексту, они снова взяли инициативу в свои руки. Полтора года проектирования и всего двенадцать дней на сборку – в итоге получился дом, которым заинтересовались и критики, и общественность. Дом Carmarthen Place сооружен из сибирской лиственницы, причем он не копирует историческую среду, однако и не нарушает ее.
Роберт Харви Оштац, США: клееные деревянные балки для сложных форм
Дерево позволяет воплощать самые смелые архитектурные фантазии. Это в своем докладе продемонстрировал архитектор из США Роберт Харви Ошатц на примере клееных деревянных конструкций, которые стали его визитной карточкой: здания Ошатца отличаются необычными обтекаемыми формами и интересной «геометрией». Архитектор демонстрировал фотографии как новых, так и старых проектов, которые с годами не только не ветшают, но даже становятся интереснее. Особенность использования изгиба клееных балок заключается в том, что нельзя получить два одинаковых радиуса или полный круг, и это необходимо учитывать при проектировании. По мнению архитектора, ряд свойств, которыми обладает дерево – теплота, текстура, плотность, цвет, индивидуальность – позволяют, кроме всего прочего, сохранить дух места, гармонично вписав новый объект в существующих контекст.
Дерево и цифровые технологии
Финский архитектор Тони Остерлунд также ищет новые формы применения традиционного материала: он исследует, какие деревянные конструкции могут быть созданы с помощью цифрового проектирования. Благодаря этому, удалось воплотить в жизнь павильон Hila – плод фантазии студентов архитектурного факультета городского университета Оулу, трудившихся над проектом во время летних каникул. В течение четырех дней студенты разрабатывали концепцию павильона: их фантазия ничем не ограничивалась, кроме того, что объект должен быть выполнен из дерева и вмещать шесть человек. После консультации с инженером выбрали одну решетчатую конструкцию, которая лучше всего взаимодействовала с окружающим пейзажем. Затем Тони в течение месяца занимался созданием цифрового проекта. На обычной фабрике были сделаны детали павильона, который студенты смонтировали сами. К слову, проект DigiWoodLab, в рамках которого создавался павильон, спонсирует Министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии.
«Проект ОБЛО» – классика из дерева
Архитектор Николай Белоусов – самый сейчас известный российский архитектор, работающий исключительно с деревом. Несколько лет назад он закрыл московскую практику и решил заниматься только рублеными домами: организовал «Проект ОБЛО» (обло – узел деревянного сруба, где концы бревен выпущены наружу дома) и открыл собственное производство в Костромской области, где заняты плотники высокого профессионального уровня. Николай Белоусов стремится применять технологии ручной рубки, которым уже тысячи лет (слеговые конструкции, «ласточкин хвост», слюдяные пластинки и пр.), в современных сооружениях. В результате появляются объекты, собирающие множество премий, поклонников и последователей.
Энергоэффективность по-белорусски
Архитектор Александр Кучерявый рассказал о реализации проекта «Первый Мультикомфортный дом в Беларуси». Этот проект был инициирован представителями крупного бизнеса и реализован год назад близ Минска. Задачей было создать прецедент в области энергоэффективного индивидуального домостроения. Проектом занималась очень большая команда, в которую вошел и VELUX.
Традиционные солярные символы на главном фасаде отражают основную идею дома – максимальное использовать солнечную энергию. Также дом собирает дождевую воду, которая полностью обеспечивает нужды семьи. Качество воздуха контролируется гибридной системой вентиляции: зимой работает механическая вентиляция с рекуперацией, при температуре от +12° начинает работать естественная вентиляция через мансардные окна. Конструкция дома выполнена из деревянных двутавровых балок.
Стоит ли улучшать дерево?
Австрийский архитектор Вальтер Унтеррайнер объяснил, что здание из дерева – необязательно экологичное и ресурсоэффективное. Важную роль играет способ обработки, сочетание с другими материалами, конструкция, возможность утилизации. Он привел несколько «неустойчивых» примеров из области деревянного строительства: отель в Норвегии, в котором древесина быстро потрескалась из-за обилия дождей, а также дом, где через 7 лет после завершения строительства пришлось менять фасад и врезать дорогостоящие – и уродливые – металлические пластины для отвода дождевой воды. Важны такие моменты, как происхождение материала – везут ли лес в Швецию из Сибири или используют местную древесину; используются ли ресурсы возобновляемых лесов, или деревья вырубаются без последующего восстановления.
По мнению архитектора, чем больше мы стараемся улучшить дерево, тем оно делается хуже. Длительное просушивание делает его бесполезным продуктом; химические материалы, которые используют для его обработки (клей, краски, пропитки) могут легко превратить его в токсичный материал, который не «разлагается» сам, без усилий со стороны человека. Древесина в сочетании с силиконом служит совсем недолго, приходится часто ее заменять. Если же правильно подходить к материалу – тщательно выбирать его, использовать ручную обработку, точно подгонять детали – то с годами он не теряет прочности и становится еще красивее и уютнее.
Одним из спонсоров конференции выступила компания VELUX, которая уже много лет поддерживает подобные мероприятие и архитекторов, в том числе молодых специалистов. Группа компаний VELUX не только производит высококачественные мансардные окна, но и вносит свой вклад в разработку нового поколения энергосберегающего жилья, которое гарантирует своим обитателям комфорт и обеспечивает в помещениях здоровый климат с достаточным количеством свежего воздуха и дневного света.