Динамизм по-фински: медь, цвет и форма

Продолжаем знакомство с финалистами 16-го Международного творческого конкурса «Медь в европейской архитектуре».

Реклама
В этом году конкурс собрал 82 квалификационные заявки (работы), в т.ч. впервые сразу 5 (пять!) работ из России. В связи с последним обстоятельством мы приняли решения опубликовать все  российские работы вне зависимости от достигнутого ими на творческом конкурсе результата.

Из числа финалистов сегодня мы представляем работу коллектива из Финляндии. К архитектурным работам финских архитекторов внимание всегда особое: от проектов и построек из страны тысячи озёр заранее ожидается самобытность и смелость, как в целом, так и в нюансах. Кстати, победителем предыдущего, 15-го Международного творческого конкурса «Медь в европейской архитектуре» был именно финский коллектив Avanto Architects Ltd со своей работой «Часовня Св. Лаврентия» в Вантаа.
Библиотека в Сейнайоки, JKMM, Финляндия

Финский городок Сейняйоки (Seinäjoki) стал самым крупным в мире центром сосредоточения объектов градостроительства, возведённых по проектам архитектора Алвара Аалто (Alvar Aalto).

Один из основателей архитектурного бюро JKMM, Асмо Яакси (Asmo Jaaksi), раскрыл планы по проектированию здания, которое призвано стать достойным дополнением к знаменитому архитектурному комплексу – Центру Аалто (Aalto Centre).

Все здесь напоминает о таланте Аалто-архитектора – от концепции проекта, как объекта городской планировки, до мельчайших элементов отделки. Центр стал не только ценным культурным объектом города, но и внес вклад в формирование его неповторимого облика. Ансамбль Центра включает пять зданий, спроектированных Аалто: здание Муниципалитета (the City Hall), здание Государственных учреждений (State Office Building), здание Театра (Theatre), здание церкви Креста Равнин (the Cross of the Plains Church) и здание Старой библиотеки (the Old Library).
ДИАЛОГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ

Возведённая в 1965 году библиотека нуждалась в расширении и модернизации для полноценного функционирования. Проект под названием «Клевер» (Clover), разработанный архитектурным бюро JKMM, стал призёром конкурса проектов, так как предложил такое архитектурное решения, которое стало своеобразным мостом между прошлым и настоящим. Новая библиотека не нарушает культурное пространство старого здания, но привносит в него элементы современной архитектуры. Самая сложная задача, стоявшая перед проектировщиками, заключалась в выборе такого архитектурно-художественного образа для строящегося объекта, который был бы, с одной стороны, образчиком стиля Алвара Аалто, а с другой – не был бы его слепой имитацией.
СВОЕОБРАЗНОСТЬ И ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ФОРМ

Новое здание библиотеки – это не пристройка к старому зданию, спроектированному Аалто, хотя строения соединены подземными коридорами. Смелое решение по разделению библиотечного комплекса на три монументальные группы позволило удачно вписать объекты в городской ландшафт. Очертания комплекса меняются в зависимости от того, из какой точки его обозревать, при этом создаются неповторимые, уникальные виды ансамбля.
Основной акцент в интерьере, созданном из монолитных железобетонных конструкций, сделан на окна и застеклённые проёмы, через которые можно полюбоваться на панораму Центра. Главенствующее положение в виде, открывающемуся через стеклянную стену в главном вестибюле библиотеки, занимают местные достопримечательности – колокольня Церкви Креста Равнин и созданный в виде веера фасад исторического здания библиотеки Аалто Центра. Центральное место в композиции здания занимает широкая лестница, функции которой заключаются ещё и в том, что она предназначена для проведения различных мероприятий и неформальных встреч. Лестница ведёт на первый этаж – в помещение книгохранилища и через систему подземных коридоров – в здание библиотеки Аалто Центра.   
ЯРКИЕ ЖИВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ, ДИНАМИКА ФОРМ

В отделке экстерьера здания новой библиотеки предпочтение было отдано меди. Здание библиотеки, отделанное панелями из окисленной меди средне- и темно-коричневого цвета, выделяется на фоне соседних белоснежных строений. Медь не новая концепция в местном градостроительстве, но Центр Аалто отличается тем, что его крыши выполнены из красивой патинированной меди зелёного цвета. При возведении здания новой библиотеки элементы из меди вводились повсеместно в декор фасадов, цоколей и крыш и, таким образом, достигалось единообразие в облике фасадов.
Специально для создания яркого, оживляющего здание фасада была разработана оригинальная форма медной черепицы. В некоторых местах черепица укладывалась таким образом, чтобы сформировать вентиляционные отверстия для эффективной циркуляции воздуха в помещении. Конструктивные элементы из меди также используются для создания вертикальных решёток и обшивки дверей, что позволяет создать ощущение единства стиля.  

Нарочито острые углы, которыев достатке присутствуют в проекте, несомненно, свидетельствуют о замысле авторов придать объекту динамичность на грани агрессивности, что совсем неудивительно для провинциального финского городка в наше время.



Дом на Пречистенке, Москва, реконструкция арх. С.Д. Пошивкин и КровЭкспо - российский участник Конкурса

Это здание было возведено по проекту немецкого архитектора Густава Августвовича Герлиха в 1911 году.  В ту пору Пречистенка была главной дорожной артерией, соединявшей Кремль и Новодевичий монастырь. Название улицы происходит от названия смоленской иконы богоматери. По православной традиции так именуется благословенная Дева Мария, мать бога. Чтобы подчеркнуть духовную чистоту, используется определение "пречистый", т.е. особенно чистый. История улицы связана с именами таких известных людей, как Пушкин, Толстой, Булгаков.
Здание относится к культурному наследию Российской Федерации и является неотделимым элементом исторической застройки района. В 80-х годах 20-го столетия здание подверглось перестройке с добавлением 2 этажей и утратило значительную часть архитектурной гармонии. Реконструкция ставила задачу вернуть  объекту изначальную гармонию без устранения этих дополнительных этажей.
В новом объекте значительную роль играет медный фасад, ставший разделителем между прошлым и настоящим, между 2-мя надстроенными этажами, и 5-ю историческими, изначальными. Реставрация помогла вернуть зданию почти изначальный облик, утраченную башенку, часы, после чего оно опять органично вписалось в московский ландшафт.

Все участники проекта испытывали особый интерес к меди. По словам архитектора реконструкции С. Д. Пошивкина, медь – это естественный, живой материал, который меняется со временем. По прошествии времени медь становится лучше и благороднее. У меди есть свой характер, отчего она всегда работает на результат совместно с архитектором и строителем. Однако из-за того, конечный результат с медью предсказать иногда бывает сложно, особенно если архитектор чего-то не учёл, а строители что-то не доделали, медь требует особого подхода.

Народное голосование

Всем желающим представляется возможность выбрать понравившийся проект конкурса «Медь в европейской архитектуре» в рамках «народного голосования». Выбирайте приглянувшийся проект из числа финалистов. Одновременно вы получите шанс выиграть iPad mini: каждый проголосовавший автоматически становится участником розыгрыша этого гаджета.

Проголосовать смогут только зарегистрированные на сайте http://www.copperconcept.org/ru пользователи.  Народное голосование» завершится 31 октября 2013, и здание (проект) победитель такого голосования будет объявлен на торжественной церемонии награждения победителей конкурса «Медь в европейской архитектуре 2013» 4 ноября 2013 на вставке БАТИМАТ в Париже.

О выигрыше iPad mini будет объявлено на сайте, а сам выигравший персонально уведомлён по e-mail.

Выставка будет проходить 04.11.2013 — 08.11.2013 в павильонах ParisNordVillepinte.

НП «Национальный Центр Меди»
info@copperalliance.ru
www.copperconcept.ru   
Авиационный переулок 5, Москва, 125167


11 Октября 2013

Европейцы приглашают россиян
В 2013 году впервые в Конкурсе "Медь в европейской архитектуре" – параде работ с использованием меди и сплавов меди в дизайне и декоре, – примут участие российские мастера зодчества.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.