Зеленый свет альтернативе

10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.

mainImg
Напомним, в марте этого года на рассмотрение ЭКОСа поступила новая редакция проекта реконструкции транспортного узла в районе Пушкинской площади, предусматривающая строительство торгово-развлекательного центра. Поводом для переработки проекта послужила жесткая критика его первого варианта: ЭКОС с гневом отклонил его еще в 2006 году, Общественный совет – в 2007-м, после чего на свет появилось постановление мэра Москвы, в котором указывалось, в частности, на необходимость отказаться от подземной торговли и сосредоточится на главной задаче – транспортном узле. Однако в проект 2010 года торгово-развлекательный комплекс вернулся, и фактически его единственным отличием от предыдущей версии стало отсутствие наземных сооружений. В результате собравшийся в марте ЭКОС вновь отклонил проект как деструктивный по отношению к историко-культурному наследию столицы. В числе основных претензий к новому варианту эксперты назвали пренебрежение к памятникам археологии, изменение рельефа Новопушкинского сквера (памятника садово-паркового искусства), отсутствие возможности сквозного пешеходного движения по площади и, что самое главное, каких-либо качественных улучшений существующей транспортной ситуации.

«Официальный проект до сих пор не имеет статуса утвержденного или хотя бы частично согласованного, но, тем не менее, упорно продвигается Москомархитектурой и НИиПИ Генплана, – заметил председатель ЭКОСа Александр Кудрявцев. – Тогда как никакие альтернативные проекты, при всей критике в адрес разработчиков, до сих пор не рассматривались». Собственно, именно эту ситуацию и попытался исправить ЭКОС. Экспертов, в частности, очень смущает, что реконструкция Пушкинской площади официально позиционируется как часть «Большой Ленинградки» и по-прежнему связывается исключительно с заботой о транспортном благополучии центра Москвы, хотя, как отметил Александр Кудрявцев, у этого начинания с точки зрения любого мало-мальски сведущего специалиста-градостроителя должна быть совсем иная цель – ее бережное сохранение. И оба альтернативных проекта, разработанных обществом «Старая Москва» и архитекторами А.В. Ганешиным и З.В. Харитоновой, убедительно доказывают, что забота об историческом облике площади вовсе не мешает решить ее насущные проблемы. Более того, именно подобный подход можно считать наиболее цивилизованным.

Предложение «Старой Москвы» сосредоточено на детальной проработке исторической основы места, и, в первую очередь, это касается главных сооружений площади – собора и колокольни Страстного монастыря, Тверских ворот, стены Белого города. При этом, по мнению авторов, здесь возможно восстановление морфотипа исторической застройки – например, кварталов Бронной слободы, – поскольку Пушкинская остается одной из немногих площадей, сохранивших старинную планировку улиц и проездов. Александр Кудрявцев, впрочем, на это заметил, что воссоздание собора и колокольни Страстного монастыря – вопрос более чем дискуссионный, но справедливости ради стоит сказать, что в проекте ему уделяется наименьшее внимание – на первом месте для разработчиков стоит задача сохранения ныне существующих памятников. Кроме того, «Старая Москва» предлагает вернуть памятник Пушкину на его историческое место – в начало Тверского бульвара и восстановить память об онегинской Москве начала XIX века.

Второй проект, разработанной А.В. Ганешиным и З.В. Харитоновой, предлагает разумную альтернативу варианту прокладки двух тоннелей вдоль Бульварного кольца – в виде сооружения тоннеля вдоль Тверской улицы. Как пояснила З. Харитонова, главные проблемы транспортного узла на Пушкинской площади вызваны светофорами на Тверской улице и пробкой в районе площади Белорусского вокзала. Именно из-за этого (а не из-за низкой транспортной проходимости бульваров, как считают разработчики официального проекта) поток, движущийся по Бульварному кольцу, еле-еле пересекает площадь. В отклоненном проекте, кстати, эта проблема грозит лишь усугубиться за счет слияния двух транспортных потоков в районе Сытинского переулка. Но главное, сооружение двух тоннелей в их нынешнем виде приводит к утратам объектов археологии. Прохождение тоннеля вдоль Тверской, в свою очередь, позволит, во-первых, раскрыть и демонстрировать находки (например, фундаменты собора), а во-вторых, сохранить нетронутым рельеф Тверского бульвара, памятника садово-паркового искусства. Поможет это решение транспортного узла избежать и неудобных пешеходных связей, сохранить транзитное движение людей по площади, сделать выходы с эскалаторов метро прямо в пешеходные переходы и многое другое. Авторы проекта уверены, что никакая реконструкция не сделает Пушкинскую площадь частью «Большой Ленинградки» с ее заявленной скоростью движения 120 км/ч – прежде всего, из-за наличия светофоров и других преград. При этом улучшать развязку можно и нужно, но тоннель и торгово-развлекательный комплекс, по их мнению, не совместимы.

Оба проекта убедительно доказывают, что к решению градостроительных проблем можно подходить с точки зрения исторического потенциала места, а не вопреки ему. Впрочем, эксперты понимают, что ни город, ни государство сегодня не станут выделять средства на масштабные проекты регенерации исторических зон. Как заметил Александр Кудрявцев, если эти средства и искать, то «в инвестиционной компоненте». При этом инвестиционная составляющая, конечно, не имеет право «грубо наступать» на историческое наследие, поэтому проекты, подобные официальному предложению по реконструкции Пушкинской площади, ЭКОС намерен отклонять раз за разом. Но насколько это реально способно остановить их реализацию?

Фактически, нынешним заседанием Совет исчерпал свои способы воздействия на проект и чиновников, принимающих градостроительные решения. Оба альтернативных предложения теперь будут объединены и направлены в Москомархитектуру, Москомнаследие, Общественную палату РФ и ВООПИиК. ЭКОС, конечно, понимает, что шансы на их реализацию мизерны (тем более что регенерации исторической застройки на площади теперь мешает принятый Генплан, который причисляет ее к территории природного комплекса и потому запрещает на ней любое наземное строительство), но надеется, что авторы реального проекта реконструкции Пушкинской площади учтут подробнейшие материалы, наработанные «Старой Москвой» за несколько лет добровольных исследований и, возможно, это позволит избежать многих невосполнимых утрат.
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект общества «Старая Москва»
Проект З.В. Харитоновой
Проект З.В. Харитоновой
Проект З.В. Харитоновой

12 Июня 2010

Магазины притворились культурными
23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.
Страсти на Страстном
Первое и пока единственное заседание Президиума обновленного ЭКОСа состоялось 26 июня. Были рассмотрены два предпроектных предложения. Первое, предполагающее радикальную перестройку дома Елагиной на Страстном, эксперты единогласно отклонили. Этот проект не только грозит уничтожить хорошо сохранившуюся историческую усадьбу, но и представляет собой карикатурную копию расположенного по соседству здания Николая Лызлова. Относительно второго – проекта восстановления-достройки здания бывшей Некрасовской библиотеки, речь шла преимущественно о деталях, и проект был утвержден с небольшими поправками. Публикуем также протоколы решений ЭКОСа.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный Ольгой Трейвас для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.