Знамя эксперимента

В воскресенье – последний день работы выставки, посвященной Игнатию Милинису. Это первое исследование, посвященное творчеству соратника Моисея Гинзурга, и оно проиллюстрировано рисунком Ильи Уткина. Еще не поздно увидеть.

Автор текста:
Ангелина Уттер

mainImg
В центре Аптекарского приказа из фанеры сооружена ячейка дома РЖСКТ на Гоголевском бульваре, 8. Игнатий Францевич Милинис жил в этом доме с семьей с 1931 по 1955 год. В том же доме поселились архитекторы А. Пастернак, И. Леонидов, М. Синявский, А. Буров, Вяч. Владимиров, С. Орловский, С. Лисагор, – поясняет куратор Ирина Чепкунова. Население дома на Гоголевском бульваре оказалось, таким образом, много более «архитектурным», чем в доме на Новинском, предназначенным для сотрудников Наркомана финансов, и где жил Моисей Гинзбург с семьей.

Суть, конечно, не в том – ячейка сооружена типовая, и, входя в фанерную выгородку мы оказываемся скорее внутри абстрактно-числового эксперимента Стройкома, чем в квартире Милиниса. Первое, что можно почувствовать – это масштаб. Впрочем потолка нет и высоту ощутить не получается, зато рядом фрагмент лестницы, намекающий на второй ярус, и мы видим, как в ряд выстраиваются столы, на месте которых можно представить себе рабочие, плита, туалет и душ. Комната-пенал небольшая, зато двусторонняя и со сквозным проветриванием: виды из окон с двух сторон нарисовал Илья Уткин, причем один, подробный, вид – провокационен, на нём ХХС, снесенный в 1931 году, когда семья Милиниса поселилась в доме. Если архитектор и застал в своей квартире этот, современный нам, вид, то едва-едва, возможно, когда только въехал в дом.
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру
Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
Фотография: Архи.ру

На стенах и столах-витринах – уже вполне выставочная информация, дипломы (Милинис учился в Киеве, потом в московском ВХУТЕИНе), ранние работы, эскизы, планы, фотографии. Среди них портрет Корбюзье с надписью-поздравлением: «по свидетельству Милиниса, Корбюзье держит в руках проект универмага в Бауманском районе Москвы (1928)», читаем в пояснении. Универмаг получил вторую премию на конкурсе, но зато был самостоятельной работой Милиниса, без соавторства Гинзбурга.

Выставка приурочена к 120-летию Милиниса (он родился в 1899 году и умер в 1974), а в процессе подготовки, в 2018 музей получил от внучки архитектора Евгении Епископосовой его архив. Что, вместе с вещами, хранившимися ранее в фондах музея, позволило сделать выставку монографической, превратив ее каталог в первую монографию об архитекторе, которого куратор называет «одним из самых значительных архитекторов-авангардистов».
  • zooming
    1 / 4
    Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Выставка: «Герои АвангардСтроя. Архитектор Игнатий Милинис», музей архитектуры, 2019
    Фотография: Архи.ру

Лейтмотив выставки, как и книги – роль работ Милиниса как передаточного звена от конструктивизма к послевоенному модернизму в области поисков типологии жилья. Известно, что Игнатий Францевич – второй автор дома Наркомфина, главного опытного дома Секции типизации Стройкома РСФСР, соавтор нескольких других опытных домов, ученик и коллега Моисея Гинзбурга. Менее известно, что в 1930-е он продолжает проектировать и строить, в основном санатории и жилье, почти без декора, хотя в конструктивистский лаконизм «просачиваются» тонкие колонны и эксперименты с формой – к примеру, со ступенчатыми и звездчатыми объемами, декоративной скульптуры и массивных «цветочков тоталитаризма» в его зданиях и проектах совершенно нет: см. частично построенный комплекс жилых домов ЗИЛа в Москве. В самой середине 1930-х годов Милинис придерживается «чистой» архитектуры, в целом вторя клубу, построенному его учителями Весниными. Впрочем послевоенные проекты: нереализованный нижегородский санаторий 1951 года и частично реализованный ЖК Карачаровского завода в Москве на Рязанском шоссе, – уже принадлежат к стилистике «сталинского ампира»: в это время от изобильной скульптуры уклониться было, вероятно, уже невозможно.

Зато в 1960-е, после постановления об излишествах, Игнатий Францевич возвращается, как опытный профессионал, участник ОСА и Секции Стройкома, к экспериментам с типологией жилья – поднимает чуть приспущенное ранее знамя и претендует на то, чтобы лично передать эстафету коллегам, молодым архитекторам послевоенного модернизма. Он проектирует дома с общественным обслуживанием и двухуровневыми квартами и в 1965, и в 1970 году. Жаль, что основная линия развития советского жилья не абсорбировала его поисков. Возможность, как видим, была.

Всё это изложено на выставке – в виде лаконичной ленты с картинками и комментариями к проектам, похожей на развертку книги. И в книге, которую можно купить в лавке музея.

Напоминаем, что выставка работает еще полтора дня, сегодня и завтра.

11 Мая 2019

Автор текста:

Ангелина Уттер
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.