Больше про людей: награды Арх Москвы

Архитектор года – Тотан Кузембаев, лучшая экспозиция – реновация от Москомархитектуры, и так далее со всеми остановками.

mainImg
Церемония награждения Шестой архитектурной биеннале на XXIII ежегодной выставке Арх Москва 2018 прошла в эту субботу, в конференц-зале ЦДХ на Крымском валу. Церемонию вели Василий Бычков – бессменный руководитель Арх Москвы, Илья Мукосей – куратор выставки, и Владимир Кузьмин, один из руководителей проектного бюро Поле-дизайн, – именно он заметил: не исключено, что Арх Москва проходит в ЦДХ в последний раз, что делает ее в каком-то смысле юбилейной.
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»
***

Архитектор года
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»

Переходящее звание досталось Тотану Кузембаеву, и в его адрес прозвучало немало теплых слов: «человек в профессии», «архитектор, которому нет равных в мастерстве работы с таким материалом как дерево», – лишь некоторые из них. Тотан Кузембаев должен будет представить персональную экспозицию на следующей биеннале. Награждение в номинации происходит каждые два года, в этом году в голосовании участвовало 22 архитектора из Арх Каталога, в который входят лучшие по мнению организаторов выставки архитекторы страны.

Основной темой XXIII выставки стала реновация во всех ее проявлениях: редевеломпент, реконструкция, реставрация... Впрочем номинации оказались самими разными – иными словами, жюри фестиваля придумало довольно-таки много новых формулировок для дипломов. Это, по словам Василия Бычкова, главная особенность Арх-Москвы  ведь выставка «больше про людей, про их вклад».
 
Лучший участник проекта ReDevelopment
AI architects

Проект-манифест посвящен редевлопменту старых мусорных полигонов в колумбарии ради дешевых захоронений: в Москве и области в год умирают около 200 000 человек, около 561 в день. А дегазированные, то есть больше не отравленные и не пахнущие мусорные полигоны – идеальное место для размещения колумбариев, тем более свалки занимают сейчас в Москве вдвое больше места, чем кладбища. Кроме того родственники будут сажать растительность, и если им объяснить, какую именно, растения будут постепенно очищать бывшие мусорные полигоны.
AI architects, проект ReDevelopment. Фотография Архи.ру

Понимая, что не все охотно примут идею хоронить на свалке, авторы приводят пример Геенны огненной, постоянно тлевшей за стеной Иерусалима свалки, превращенной в кладбище: «...в истории мусор не мешает располагать кладбища, когда на то есть мотив», и подчеркивают дешевизну решения.
Реновация. Стенд Москомархитектуры. Фотография Архи.ру

Проект изобилует текстовыми пояснениями на гранях белого куба, несущего макет, похожий на мемориал Холокоста Айзенмана, и приводит несколько примеров. 


Лучшая экспозиция
шестой московской биеннале архитектуры
Реновация. Стенд Москомархитектуры
Экспозиция Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (МОСКОМАРХИТЕКТУРА); Кураторы: Сергей Кузнецов, Ирина Кузнецова, Юлия Шишалова; Дизайн: бюро PLANETA 9

Экспозицию отметили за подход – представление процесса архитектурной реновации в лицах, но также за лаконичный, строгий и представительный дизайн.
Реновация. Стенд Москомархитектуры. Фотография Архи.ру
Реновация. Стенд Москомархитектуры. Фотография Архи.ру
Арх Москва 2018: награждение. Фотография предоставлена компанией «ЭкспоПарк»


Лучший кураторский проект
Перестройка-2. Инструменты. При поддержке: Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (МОСКОМАРХИТЕКТУРА); Кураторы: Барт Голдхоорн, Илья Мукосей
Дизайн экспозиции: Илья Мукосей; Технический партнер: Группа Компания Сарос


Жюри отметило проект за оригинальную подачу материала и объемное представление идеи.
Стенд компании КРОСТ. Перестройка-2, куратор Илья Мукосей. Фотография Архи.ру
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»


Лучшая специальная экспозиция
Living in nature. Архитектура и ландшафт современной Финляндии. Куратор Анна Мартовицкая. Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Андрей Перлич
Living in nature. Архитектура и ландшафт современной Финляндии. Куратор Анна Мартовицкая. Фотография Архи.ру

Конструкция из длинных прямых брусьев, врубленных друг в друга под разными углами в плоскости, не могла не привлечь внимание посетителей выставки, и предусматривала использование в качестве зоны отдыха.
Living in nature. Архитектура и ландшафт современной Финляндии. Куратор Анна Мартовицкая. Фотография Архи.ру
Специальная экспозиция почетного гостя выставки, республики Татарстан. Фотография Архи.ру


Лучшее общественное пространство АРХ Москвы
Экспозиция Почетного Гостя выставки – Республики Татарстан. Организатор: Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан»; Дизайн экспозиции: Архитектурное бюро YACHEYKA

Полукруглый красный амфитеатр на выходе из конференц-зала стал местом отдыха и встречи для посетителей вставки.
«Перестройка». Кураторский проект Сергея Чобана. Фотография Архи.ру


История вопроса
«Перестройка». Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Андрей Перлич; Куратор: Сергей Чобан; Контент: Анна Мартовицкая

По словам Владимира Кузьмина, инсталляция на первом этаже при входе настолько вписалась в контекст, что воспринималась как естественные декорации выставки.
Несносная реновация. Организатор РЕ-школа. Фотография Архи.ру


Лучший образовательный проект
Несносная реновация. Организатор РЕ-школа

Обе экспозиции образовательных проектов, отмеченные на Арх Москве, отличались, по мнению жюри, масштабом проделанной работы и вниманием к деталям.
Экспозиция «Ситуационный дизайн для повседневной жизни» B&D, Институт бизнеса и дизайна, кафедра архитектурной среды и дизайна. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


За поиск инноваций в образовательном процессе
Экспозиция «Ситуационный дизайн для повседневной жизни»
B&D, Институт бизнеса и дизайна, кафедра архитектурной среды и дизайна; Кураторы Игорь Сафронов, Игорь Мелехов, завкафедрой Владислав Савинкин; студенты 2 курса
Экспозиция «Ситуационный дизайн для повседневной жизни» B&D, Институт бизнеса и дизайна, кафедра архитектурной среды и дизайна. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Ситуационный дизайн для повседневной жизни» B&D, Институт бизнеса и дизайна, кафедра архитектурной среды и дизайна. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Ситуационный дизайн для повседневной жизни» B&D, Институт бизнеса и дизайна, кафедра архитектурной среды и дизайна. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
НЭР: история будущего. Кураторы Александра Гутнова, Маша Пантелеева. Фотография Архи.ру


Лучший проект-ретроспектива
НЭР: история будущего. Кураторы Александра Гутнова, Маша Пантелеева; Партнеры проекта: Фонд AVC Charity, ГНИМА им. Щусева

Вручая диплом, Илья Мукосей и Владимир Кузнецов особо отметили экспозицию за художественную образность подачи и стилистическую цельность.
НЭР: история будущего. Кураторы Александра Гутнова, Маша Пантелеева. Фотография Архи.ру
Проект «МоноСад». Wowhaus. Фотография Архи.ру
 


Лучшее урбанистическое высказывание
Проект «МоноСад». Wowhaus

Масштабный проект бюро по переоборудованию монорельсовой трассы в спортивный парк архитекторы впервые представили именно на Арх Москве. Проект – результат серьезной исследовательской работы, а само предложение по переустройству монорельса в рекреационную парковую зону заслуживает внимания, – отметило жюри выставки.
Проект «МоноСад». Wowhaus. Фотография Архи.ру
Архитектурные бюро: Крупный план (krpln). Фотография Архи.ру
 

Архитектурные бюро-1 
Архитектурное бюро Крупный план / KRPLN

Жюри отметило экспозицию за оригинальность подачи, интерактивность и техническую сложность. Бюро 10 лет и оно отметило юбилей инсталляцией на тонких ножках, почему-то (или чем-то) напоминающей проект реконструкции Бадаевского завода. Ножки несли рамку с трехгранными призмами, из одной стороны которых временами складывался чудесный пейзаж в духе Пуссена, а другие стороны поворачивались чем-то темным и дырчатым, наподобие структуры современного строительного кирпича.
Архитектурные бюро: Крупный план (krpln). Фотография Архи.ру
Архитектурные бюро: Архиматика. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


Архитектурные бюро-2
Архитектурное бюро Архиматика

Самый большой стенд зала архитектурных экспозиций состоял из большого, «девелоперского типа» макета ЖК «Славутич», инфорграфики, посвященной квартирам ПРО, и анонса медийного проекта «в помощь студентам и архитекторам».
Архитектурные бюро: Архиматика. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектурное бюро Basire Design Group / Казахстан. Дэвид Боуи в тупике. Фотография Архи.ру


Архитектурные бюро-3
Архитектурное бюро Basire Design Group / Казахстан

Стенд выделялся лаконизмом и «секретом», портретом Дэвида Боуи в специально выгороженном тупичке. Авторы – бюро, неплохо известное в Казахстане, так сосредоточились на концепции, что и планшеты со своими работами укрепили на стене, кажется, не сразу.
Арх Москва 2018: награждение экспозиции iART, iHEART, iDESIGN. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»


За творческое осмысление многовековой традиции
Экспозиция iART, iHEART, iDESIGN. Организатор: ARCHISTUDIO; Партнер проекта: ARTE VENEZIANA
Экспозиция iART, iHEART, iDESIGN, Arte Veneziana & ArchiStudio. Фотография Архи.ру

Выставки ArchiStudio, много лет проводимые в зале 14h на втором этаже, 3 раза направо, почти неизменно отличаются интересной концепцией, красивой подачей и набором подлинных предметов, за что как правило получают дипломы Арх Москвы. На сей раз здесь показывали традиционно прекрасную работу венецианских мастеров со стеклом, причем все дни на выставке сидел мастер, вырезавший рисунки на стекле при помощи жужжащего станка.
Экспозиция iART, iHEART, iDESIGN, Arte Veneziana & ArchiStudio. Фотография Архи.ру
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»

За верность выбранному жанру и качественное развитие темы
Архитектура в рисунках: рацио vs эмоции. Выставка конкурса «Архиграфика 5»
Куратор Екатерина Шалина. Организатор: Группа сайтов 360.ru
Выставка конкурса «Архиграфика 5» Куратор Екатерина Шалина. Фотография Архи.ру

Выставка графических работ доносит идею о важности сохранения ручной графики в архитектурной подаче на сегодняшний день, когда компьютерный дизайн давно стал стандартной формой представления проектов, – прозвучало на награждении.

Архиграфика бессменно выставляется на Арх Москве в процессе голосования ее жюри или сразу после, а затем вручает награды в июне. В этом году в экспозиции присутствовал и кураторский выбор, и выставка оказалась объемной и яркой благодаря разнообразию работ и подходов.
Выставка конкурса «Архиграфика 5» Куратор Екатерина Шалина. Фотография Архи.ру

Комментарий Екатерины Шалиной в facebook: «Эмоции переполняют до сих пор, осмысление этих пяти дней и слова благодарности всем причастным последуют, когда после демонтажа подключится уже, наконец, рацио».
Выставка конкурса «Архиграфика 5» Куратор Екатерина Шалина. Фотография Архи.ру
Арх Москва 2018: награждение. Фотография © Федор Степаненко; предоставлена пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»


Лучший специальный проект в области дизайна
Follow design

Подборка масштабных стендов дизайнерской продукции расположилась в подвальном зале DNK и напоминала гламурную ярмарку. 


За образное представление женственности в профессии
Проект 12 Время, Эпохи, Стили, Творческое начало
Организатор: Студия Архитектуры и дизайна Марии Романовой «Анфилада МАРО»; Куратор: Мария Романова; Фотохудожник: Лиза Эшва; Партнеры проекта: Ламинам РУС, The RUG ONE, L-Collection

Проект на гендерную тему, что нетипично для российского контекста, был призван показать эмоциональные свойства архитектуры через женские образы, представленные в фотографиях. 

Лучшая экспозиция в разделе экстерьерные и интерьерные решения
1. Laminam Rus. Дизайн экспозиции: Дима Барьюдин. Куратор: Егор Ларичев

Дизайн экспозиции, выполненный Димой Барьюдиным, был особо отмечен жюри за художественную образность подачи.

2. Керамика Мэйд Керамика, Керамика Арх-Скин; Дизайн экспозиции: IND architects
Керамика Мэйд Керамика, Керамика Арх-Скин; Дизайн экспозиции: IND architects. Фотография Архи.ру


3. Компания Термобрик


Лучшая экспозиция в разделе Свет в архитектуре
1. Ledmonster

2. Artlight

3. Lumomarkt

Жюри Арх Москвы также наградило участников экспозиции «Перестройка-2» – девелоперские компании, все с разными формулировками. «Галс-Девелопмент» за создание благоустроенных общественных пространств и участие в программе комплексной реконструкции кварталов района Кунцево, Renaissance Development за уникальность и инновационность архитектурных решений, компанию «Брусника» за качество архитектурных и градостроительных решений в жилье эконом класса, концерн «Крост»  за инновационные архитектурно-планировочные решения образовательных учреждений, компанию Лидер Инвест за высокий профессионализм в создании комфортной городской среды для жизни в Москве.

20 Мая 2018

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.