Жюри выбрало два проекта-победителя – российской команды Орловских (Виктор, Максим и Филипп) и француза Жан-Мари Фореста (Jean-Mare Forest). Организаторы решили, что, поскольку у них нет ограничений в пространстве, реализованы будут оба здания: в духе сюрреализма и лаконичное монументальное. Виртуальная реализация запланирована на июль-июнь; планируется, что меньше, чем через два года музей станет самым посещаемым в мире.
Виктор, Максим и Филипп Орловские
Орловские назвали свой проект «архитектурной фантазией в стиле космопластицизма» – течения в искусстве, связанного с идеей гармонии планетарного мира. Некоторые черты космопластицизма присущи мегалитам Стоунхенджа, пирамидам Египта, картинам Леонардо Да Винчи, Рафаэля и Дали – «все они обладают космической тайной, но в них есть эстетические свойства, связанные с идеалом, с человеческой мечтой о совершенном мире».
Виртуальный музей принял форму «пластической мегаскульптуры» – огромной раковины с шаром-жемчужиной, стоящих на усеченной пирамиде. С «плато искусств» – площади на срезе гигантской пирамиды, начинается посещение музея. В плане это квадрат со стороной 1000 м, со ступенями по всему периметру. В усеченной пирамиде расположится музей старого искусства, а на плато – музей будущего, «место виртуальных парящих хрустальных пространств для выставок, инсталляций, голографий».
«Меня всегда привлекали первозданные формы природы: камни, раковины, скалы, облака, море, – говорит один из авторов проекта Виктор Орловский. – В этих формах прослеживаются истоки цивилизации. Они наделены непередаваемыми амбивалентными свойствами. Это и некая тайна, чудо, и интуитивное общение с великим творцом природы».
На общих видах музея изображены и другие элементы космопластицизма: «комбинации парящих над плато хрустальных параллелепипедов, кубов, дисков, включающих в себя виртуальные экспозиции, символы экологии, символы жизни – земной воздух, солнечный свет, воду, облака, скалы».
Jean-Marc Forest, Франция
Музей формируется из двух простых прямоугольных форм, переплетенных друг с другом и покрытых титановой перфорированной оболочкой. При необходимости корпуса легко расширяются.
Внутреннее пространство конструируется из кубических объемов размером 24х24х30 метров. Комнаты-кубы для экспозиций полностью затемнены, что дает свободу для работы с интерьерным светом. Помещения соединены друг с другом вертикальными и горизонтальными цепями-коридорами, все вместе закрыто черными полированными листами из нержавеющей стали.
Доступ к внутренним помещениям – музейному магазину и выставкам, осуществляется из фойе в один клик.
***
UMA, Универсальный музей искусств, – по сути, выставочная площадка в виртуальной реальности, которая дает свободу посетителям и, в еще большей степени, – кураторам. Его создатели сотрудничают с традиционными музеями: из оцифрованных произведений искусства, порой очень редких, складываются выставки, которые в реальности едва ли могли существовать.Сейчас в UMA можно посмотреть уличное искусство и экспозицию, посвященную пяти величайшим мифам человечества. Посетитель переходит из одного зала в другой, читает сопроводительные тексты, рассматривает каждый экспонат в деталях. Концепция настолько простая и гениальная, что не понятно, почему подобный институт не появился раньше.
Соучредитель музея Жан Верже говорит: «Я всегда хотел использовать Интернет для того, чтоб сделать искусство доступным, понятным и доставляющим радость. Многие считают, что искусство элитарно и интеллектуально. С помощью UMA я хочу опровергнуть это. Искусство – для всех и каждого!»