Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.05.2018

Образ невозможного

Алёна Кузнецова

Французский виртуальный музей UMA провел конкурс на виртуальное же новое здание – его реализуют в интернет-пространстве. Победителей два: французский проект в виде двух висящих в воздухе рамок и российский, в духе романтического космопластицизма 1960-х.

Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.

Итоги конкурса на проект Невозможного музея для французской системы витруальных выставок UMA, Универсального музея искусств, были подведены в марте. Поскольку здание планируется «строить» в виртуальной реальности, доступной на компьютере также как и посредством очков виртуальной реальности, то и от участников конкурса требовался проект здания, свободного от физических ограничений.

Жюри выбрало два проекта-победителя – российской команды Орловских (Виктор, Максим и Филипп) и француза Жан-Мари Фореста (Jean-Mare Forest). Организаторы решили, что, поскольку у них нет ограничений в пространстве, реализованы будут оба здания: в духе сюрреализма и лаконичное монументальное. Виртуальная реализация запланирована на июль-июнь; планируется, что меньше, чем через два года музей станет самым посещаемым в мире.

 

Виктор, Максим и Филипп Орловские 
Плато с раковиной. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Плато с раковиной. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.

Орловские назвали свой проект «архитектурной фантазией в стиле космопластицизма» – течения в искусстве, связанного с идеей гармонии планетарного мира. Некоторые черты космопластицизма присущи мегалитам Стоунхенджа, пирамидам Египта, картинам Леонардо Да Винчи, Рафаэля и Дали – «все они обладают космической тайной, но в них есть эстетические свойства, связанные с идеалом, с человеческой мечтой о совершенном мире».

Виртуальный музей принял форму «пластической мегаскульптуры» – огромной раковины с шаром-жемчужиной, стоящих на усеченной пирамиде. С «плато искусств» – площади на срезе гигантской пирамиды, начинается посещение музея. В плане это квадрат со стороной 1000 м, со ступенями по всему периметру. В усеченной пирамиде расположится музей старого искусства, а на плато – музей будущего, «место виртуальных парящих хрустальных пространств для выставок, инсталляций, голографий».
План и разрез музея. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
План и разрез музея. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.

«Меня всегда привлекали первозданные формы природы: камни, раковины, скалы, облака, море, – говорит один из авторов проекта Виктор Орловский. – В этих формах прослеживаются истоки цивилизации. Они наделены непередаваемыми амбивалентными свойствами. Это и некая тайна, чудо, и интуитивное общение с великим творцом природы».

На общих видах музея изображены и другие элементы космопластицизма: «комбинации парящих над плато хрустальных параллелепипедов, кубов, дисков, включающих в себя виртуальные экспозиции, символы экологии, символы жизни – земной воздух, солнечный свет, воду, облака, скалы».
Общий вид. Стадия 1. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Общий вид. Стадия 1. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Общий вид. Стадия 2. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Общий вид. Стадия 2. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея.  Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.
Артакты инсталляций космопластицизма. Концепция Невозможного музея. Виктор, Максим и Филипп Орловские © ПТМ Орловского В.Ф.

 
 
Jean-Marc Forest, Франция
Концепция Невозможного музея. © Jean-Mare Forest. Изображение предоставлено Universal Museum of Art.
Концепция Невозможного музея. © Jean-Mare Forest. Изображение предоставлено Universal Museum of Art.

Музей формируется из двух простых прямоугольных форм, переплетенных друг с другом и покрытых титановой перфорированной оболочкой. При необходимости корпуса легко расширяются.

Внутреннее пространство конструируется из кубических объемов размером 24х24х30 метров. Комнаты-кубы для экспозиций полностью затемнены, что дает свободу для работы с интерьерным светом. Помещения соединены друг с другом вертикальными и горизонтальными цепями-коридорами, все вместе закрыто черными полированными листами из нержавеющей стали.

Доступ к внутренним помещениям – музейному магазину и выставкам, осуществляется из фойе в один клик.
Концепция Невозможного музея. © Jean-Mare Forest. Изображение предоставлено Universal Museum of Art.
Концепция Невозможного музея. © Jean-Mare Forest. Изображение предоставлено Universal Museum of Art.
Концепция Невозможного музея. © Jean-Mare Forest. Изображение предоставлено Universal Museum of Art.
Концепция Невозможного музея. © Jean-Mare Forest. Изображение предоставлено Universal Museum of Art.
***
 
UMA, Универсальный музей искусств, – по сути, выставочная площадка в виртуальной реальности, которая дает свободу посетителям и, в еще большей степени, – кураторам. Его создатели сотрудничают с традиционными музеями: из оцифрованных произведений искусства, порой очень редких, складываются выставки, которые в реальности едва ли могли существовать.



Сейчас в UMA можно посмотреть уличное искусство и экспозицию, посвященную пяти величайшим мифам человечества. Посетитель переходит из одного зала в другой, читает сопроводительные тексты, рассматривает каждый экспонат в деталях. Концепция настолько простая и гениальная, что не понятно, почему подобный институт не появился раньше.

Соучредитель музея Жан Верже говорит: «Я всегда хотел использовать Интернет для того, чтоб сделать искусство доступным, понятным и доставляющим радость. Многие считают, что искусство элитарно и интеллектуально. С помощью UMA я хочу опровергнуть это. Искусство – для всех и каждого!»