11.12.2017

Квартал высокой культуры

Представляем четыре проекта конкурса, прошедшего в начале 2017 и посвященного превращению комплекса зданий Первой Образцовой типографии в жилой комплекс.



Территория строительства – городской квартал, ограниченный Пятницкой и Валовой улицами, 2-м и 3-м Монетчиковскими переулками, за вычетом здания на углу Пятницкой и Садового и бизнес-центра «Лайтхаус». Сейчас это владение Первой образцовой типографии, наследницы знаменитого Товарищества И.Д. Сытина. Этот уголок Замоскворечья и сам по себе – одно из самых «намоленных» мест в столице: достаточно сказать, что еще задолго до сооружения типографии здесь жил драматург Александр Островский; сами же корпуса были свидетелями множества исторических событий, в том числе и кровавых – здесь начиналась Московская стачка 1905 года, в ходе которой главное здание почти полностью сгорело. Не менее весомо ее культурное значение: здесь печаталась чуть ли не четверть российских изданий, в типографии бывали буквально все представители Серебряного века русской литературы.

Комплекс, который планировалось перестроить в жилой квартал премиального качества, состоит из трех зданий рубежа XIX-XX веков, одного корпуса постройки 1930-х годов и нескольких не представляющих исторической ценности строений, на месте которых намечалось новое строительство. Основной корпус – строение № 71 по Пятницкой улице с готическим входом и фигурными аттиками, признанный шедевр московского модерна 1903 года постройки – спроектирован архитектором Адольфом Эрихсоном и инженером Владимиром Шуховым; в советское время над четвертым этажом соорудили надстройку, которая в значительной мере исказила замысел авторов. Им же принадлежит авторство стоящего во дворе краснокирпичного корпуса № 3, появившееся в 1912 году, где располагались склады и квартиры служащих Товарищества; здание по Валовой улице построено архитекторами Рыбинским и Воскресенским несколько раньше, в 1888 году, и изначально функционировало как доходный дом. Все исторические здания подлежали реставрации с перестройкой внутреннего пространства под жилые помещения и надстройкой мансард-пентхаусов. Корпус советской постройки предлагалось реновировать с сохранением каркаса, на месте позднейших строений возвести новый корпус.

В закрытом конкурсе приняли участие четыре московских бюро: Kleinewelt, АБВ, ДНК и Wall. Победил проект бюро Kleinewelt architekten. Затем строительство было отменено.

 
Kleinewelt
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Музей типографии Сытина © Kleinewelt Architekten
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Музей типографии Сытина © Kleinewelt Architektenоткрыть большое изображение

Концепция этого литературно-ориентированного проекта строится на сочетании в рамках одного квартала разных образных систем, основанных на творчестве пяти великих русских литераторов –Толстого, Гоголя, Есенина, Маяковского и Блока. Столь насыщенный культурный контент, по мысли авторов, должен вывести комплекс на новый уровень премиальности, вытекающий из взаимопроникновения материального и эмоционального комфорта и возможности для каждого из потенциальных клиентов выбора той атмосферы, которая созвучна лично ему. К серьезной научной реставрации исторических фасадов авторы деликатно добавляют лаконичные надстройки-пентхаусы, пластику новых зданий решают широкими «мазками», составляя их из крупных кубов с заглубленными нишами окон или весомых каменных слэбов, символизирующих новую эпоху и соответственно новое художественное высказывание. Центром жизни квартала должно стать дворовое пространство, посвященное Русским сезонам Дягилева.

подробнее о проекте Kleinewelt architekten>>
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Корпус Толстой © Kleinewelt Architekten
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Корпус Толстой © Kleinewelt Architektenоткрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Схема. Корпус Маяковский © Kleinewelt Architekten
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Схема. Корпус Маяковский © Kleinewelt Architektenоткрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Гоголь на фоне Толстого © Kleinewelt Architekten
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Гоголь на фоне Толстого © Kleinewelt Architektenоткрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Корпус Гоголь © Kleinewelt Architekten
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Корпус Гоголь © Kleinewelt Architektenоткрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Корпус Гоголь. Пентхаус © Kleinewelt Architekten
Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса. Корпус Гоголь. Пентхаус © Kleinewelt Architektenоткрыть большое изображение
***
 
АБВ
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение

Наряду с восстановлением внешнего облика исторических корпусов авторы проекта сделали упор на оптимизации квартирографии. Сложный ребус с участием шуховских колонн, эрихсоновских окон, сводчатых потолков и современных требований к жилым помещениям удалось решить только путем отказа от точного соблюдения технического задания. Силуэт главного корпуса вернули к первоначальному замыслу, отодвинув мансарду вглубь, фасад выдержали в бежево-серой гамме с деликатным лепным декором. Протяженный объем здания по 2-му Монетчиковскому переулку разбит на четыре части, которые визуально воспринимаются как отдельные строения; новое здание в углу квартала, вполне современное по своей архитектуре, украшено цветным орнаментом в духе модерна, отсылающим к эпохе постройки исторических корпусов.

подробнее о проекте аг АБВ >>
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 1 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 2 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 2 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 3 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 3 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 4  © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 4 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 6  © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 6 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 6. Фрагмент фасада © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии. Корпус 6. Фрагмент фасада © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»открыть большое изображение
***

ДНК аг
Конкурсный проект  реновации Первой образцовой типографии. Вид на здание типографии с Пятницкой улицы © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Вид на здание типографии с Пятницкой улицы © ДНК аготкрыть большое изображение

Образный ряд проекта основан на теме типографии в самом прикладном ее значении – как места, в котором печатают книги. Рельеф как основа книгопечатания, структура наборной кассы, фрагменты гравюр и орнаментов – все эти приметы типографского дела превратились в архитектурные и декоративные приемы, объединяющие исторические и вновь построенные здания комплекса в одно целое. Строение по 2-му Монетчиковскому – воплощение связи времен: сохраняемый каркас словно прорывается сквозь «надетый» на него новый фасад. Чтобы здание не воспринималось как монотонное, по фасаду применено три варианта расположения кессонов, а на уровне мансарды силуэт разбит на три части выемками террас. Корпус, стоящий внутри двора, авторы предлагают надстроить мансардой подчеркнуто современной формы с ломаной линией фасада, тематически связывающей квартал с соседствующими зданиями, а в благоустройство двора вносят элементы замковой садовой архитектуры.

подробнее о проекте ДНК аг >>
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Концепция © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Концепция © ДНК аготкрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Концепция благоустройства дворов © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Концепция благоустройства дворов © ДНК аготкрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Главный вход с Пятницкой улицы. © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Главный вход с Пятницкой улицы. © ДНК аготкрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. . Фрагмент фасада дома 2 по 3-му Монетчиковскому переулку. Вариант 1  © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. . Фрагмент фасада дома 2 по 3-му Монетчиковскому переулку. Вариант 1 © ДНК аготкрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Вид на Старый двор © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Вид на Старый двор © ДНК аготкрыть большое изображение
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Новое здание  по 3-му Монетчиковскому переулку © ДНК аг
Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии. Новое здание по 3-му Монетчиковскому переулку © ДНК аготкрыть большое изображение
***
 
Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение

Авторы предлагают применить в проекте такую новую для Москвы технологию, как полуприватное пространство. Оставляя часть двора в полное пользование жителей комплекса, оставшееся пространство они отдают под так называемый «черный путь», выделенный с помощью контрастного мощения. Начинаясь от Садового кольца, он ведет к вновь построенному зданию-скульптуре, который архитекторы позиционируют как краеугольный камень квартала, определяющий его идентичность. Это трапециевидный в плане стеклянный объем со скошенной крышей, расчерченный черными пилонами на узкие вертикали. В той же пластике решены фасады обновляемого советского корпуса по 2-му Монетчиковскому переулку. Что же касается исторических корпусов, то здесь архитекторы планируют ограничиться максимальным сохранением и восстановлением эстетики существующей застройки.
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wall
Конкурсная концепция реновации первой образцовой типографии © Wallоткрыть большое изображение
***
 
Изображение в ленте: картографические данные © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Image © 2012 DigitalGlobe, Inc., Includes material © DigitalGlobe, Inc.

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Наталья Сидорова
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Селивохин
  • Вера Бутко
  • Олег Карлсон
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Илья Уткин
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Константин Ходнев
  • Арсений Леонович
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Владимир Ковалёв
  • Карен Сапричян
  • Антон Яр-Скрябин
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Ладыгин
  • Алексей Курков
  • Сергей Сенкевич
  • Павел Андреев
  • Антон Бондаренко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Магда Чихонь
  • Никита Токарев
  • Николай Переслегин
  • Евгений Герасимов
  • Николай Миловидов
  • Андрей Романов
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Игорь Шварцман
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Никита Бирюков
  • Магда Кмита
  • Иван Кожин
  • Сергей Переслегин
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Асадов
  • Екатерина Грень
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Попов
  • Сергей Скуратов
  • Лукаш Качмарчик
  • Антон Надточий
  • Петр Фонфара
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Шимон Матковски
  • Валерия Преображенская
  • Станислав Белых
  • Александр Скокан
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Поселок «Рафинад»
  • ЖК «Загородный квартал»
  • ЖК «Город набережных»
  • Торгово-административный комплекс, Цветной бульвар
  • ЖК Чайка 14.1 ZILART
  • Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника
  • Застройка территории бывшего Бадаевского пивзавода
  • ЖК ART

Технологии:

22.04.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из дюкталя Жан Нувель, Френк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом читайте в интервью с Паскалем Пине, инженером компании Ductal и главой департамента (должность?
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
05.04.2018

Частный дом Gleneagles Drive Residence в западном Ванкувере


Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
04.04.2018

Негорючие материалы для школы будущего

Техническая изоляция и защита воздуховодов от ROCKWOOL в здании «Хорошколы».
ROCKWOOL
другие статьи