Территория строительства – городской квартал, ограниченный Пятницкой и Валовой улицами, 2-м и 3-м Монетчиковскими переулками, за вычетом здания на углу Пятницкой и Садового и бизнес-центра «Лайтхаус». Сейчас это владение Первой образцовой типографии, наследницы знаменитого Товарищества И.Д. Сытина. Этот уголок Замоскворечья и сам по себе – одно из самых «намоленных» мест в столице: достаточно сказать, что еще задолго до сооружения типографии здесь жил драматург Александр Островский; сами же корпуса были свидетелями множества исторических событий, в том числе и кровавых – здесь начиналась Московская стачка 1905 года, в ходе которой главное здание почти полностью сгорело. Не менее весомо ее культурное значение: здесь печаталась чуть ли не четверть российских изданий, в типографии бывали буквально все представители Серебряного века русской литературы.
Комплекс, который планировалось перестроить в жилой квартал премиального качества, состоит из трех зданий рубежа XIX-XX веков, одного корпуса постройки 1930-х годов и нескольких не представляющих исторической ценности строений, на месте которых намечалось новое строительство. Основной корпус – строение № 71 по Пятницкой улице с готическим входом и фигурными аттиками, признанный шедевр московского модерна 1903 года постройки – спроектирован архитектором Адольфом Эрихсоном и инженером Владимиром Шуховым; в советское время над четвертым этажом соорудили надстройку, которая в значительной мере исказила замысел авторов. Им же принадлежит авторство стоящего во дворе краснокирпичного корпуса № 3, появившееся в 1912 году, где располагались склады и квартиры служащих Товарищества; здание по Валовой улице построено архитекторами Рыбинским и Воскресенским несколько раньше, в 1888 году, и изначально функционировало как доходный дом. Все исторические здания подлежали реставрации с перестройкой внутреннего пространства под жилые помещения и надстройкой мансард-пентхаусов. Корпус советской постройки предлагалось реновировать с сохранением каркаса, на месте позднейших строений возвести новый корпус.
В закрытом конкурсе приняли участие четыре московских бюро: Kleinewelt, АБВ, ДНК и Wall. Победил проект бюро Kleinewelt architekten. Затем строительство было отменено.
Kleinewelt
Концепция этого литературно-ориентированного проекта строится на сочетании в рамках одного квартала разных образных систем, основанных на творчестве пяти великих русских литераторов –Толстого, Гоголя, Есенина, Маяковского и Блока. Столь насыщенный культурный контент, по мысли авторов, должен вывести комплекс на новый уровень премиальности, вытекающий из взаимопроникновения материального и эмоционального комфорта и возможности для каждого из потенциальных клиентов выбора той атмосферы, которая созвучна лично ему. К серьезной научной реставрации исторических фасадов авторы деликатно добавляют лаконичные надстройки-пентхаусы, пластику новых зданий решают широкими «мазками», составляя их из крупных кубов с заглубленными нишами окон или весомых каменных слэбов, символизирующих новую эпоху и соответственно новое художественное высказывание. Центром жизни квартала должно стать дворовое пространство, посвященное Русским сезонам Дягилева.
подробнее о проекте Kleinewelt architekten>>
***
АБВ
Наряду с восстановлением внешнего облика исторических корпусов авторы проекта сделали упор на оптимизации квартирографии. Сложный ребус с участием шуховских колонн, эрихсоновских окон, сводчатых потолков и современных требований к жилым помещениям удалось решить только путем отказа от точного соблюдения технического задания. Силуэт главного корпуса вернули к первоначальному замыслу, отодвинув мансарду вглубь, фасад выдержали в бежево-серой гамме с деликатным лепным декором. Протяженный объем здания по 2-му Монетчиковскому переулку разбит на четыре части, которые визуально воспринимаются как отдельные строения; новое здание в углу квартала, вполне современное по своей архитектуре, украшено цветным орнаментом в духе модерна, отсылающим к эпохе постройки исторических корпусов.
подробнее о проекте аг АБВ >>
***
ДНК аг
Образный ряд проекта основан на теме типографии в самом прикладном ее значении – как места, в котором печатают книги. Рельеф как основа книгопечатания, структура наборной кассы, фрагменты гравюр и орнаментов – все эти приметы типографского дела превратились в архитектурные и декоративные приемы, объединяющие исторические и вновь построенные здания комплекса в одно целое. Строение по 2-му Монетчиковскому – воплощение связи времен: сохраняемый каркас словно прорывается сквозь «надетый» на него новый фасад. Чтобы здание не воспринималось как монотонное, по фасаду применено три варианта расположения кессонов, а на уровне мансарды силуэт разбит на три части выемками террас. Корпус, стоящий внутри двора, авторы предлагают надстроить мансардой подчеркнуто современной формы с ломаной линией фасада, тематически связывающей квартал с соседствующими зданиями, а в благоустройство двора вносят элементы замковой садовой архитектуры.
подробнее о проекте ДНК аг >>
***
Wall
Авторы предлагают применить в проекте такую новую для Москвы технологию, как полуприватное пространство. Оставляя часть двора в полное пользование жителей комплекса, оставшееся пространство они отдают под так называемый «черный путь», выделенный с помощью контрастного мощения. Начинаясь от Садового кольца, он ведет к вновь построенному зданию-скульптуре, который архитекторы позиционируют как краеугольный камень квартала, определяющий его идентичность. Это трапециевидный в плане стеклянный объем со скошенной крышей, расчерченный черными пилонами на узкие вертикали. В той же пластике решены фасады обновляемого советского корпуса по 2-му Монетчиковскому переулку. Что же касается исторических корпусов, то здесь архитекторы планируют ограничиться максимальным сохранением и восстановлением эстетики существующей застройки.
***
Изображение в ленте: картографические данные © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Image © 2012 DigitalGlobe, Inc., Includes material © DigitalGlobe, Inc.