Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.06.2017

МАРШ пять

Наталья Мурадова

В MМОМА на Петровке открылась выставка студенческих работ «МАРШ V», которая рассказывает о Московской архитектурной школе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина

На этой выставке нет канонических тушевых отмывок, развешанных по стенам. В своих работах студенты МАРШ не копируют реальность. Переосмысляя, они ее воссоздают. Слово «re-thinking» Евгений Асс на пресс-конференции, посвященной открытию «МАРШ V» и пятилетию самой Школы, повторяет несколько раз.

«Увиденное должно быть переработано, отрефлексированно и превращено в интеллектуальный продукт, который будет положен в основу архитектуры. Художественная составляющая нашей деятельности крайне важна. В этом смысле мы говорим, что архитектура во многом срастается с поэзией. Архитектуре, на наш взгляд, сегодня не хватает поэтического содержания», – объясняет он.

В МАРШе слово «поэзия» употребляют в широком смысле, как осмысление и создание знаковых систем в контексте культуры. Ни один экспонат «МАРШ V» не является законченным архитектурным проектом, а лишь показывает одну из стадий работы. При этом почти каждый из них представляет собой полноценное и интересное художественное высказывание.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина

Выбор площадки стал для Школы своего рода манифестом. Вместо очевидных Музея архитектуры или ЦДА, студенческие работы МАРШ выставляет в Музее современного искусства на Петровке. Экспонатов не так много, они уместились в двух залах, но, по словам куратора Кирилла Асса, это те вещи, «от которых захватывает дух».
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина

Рисунки, живопись и коллажи составляют примерно половину экспозиции. Другая ее часть – пространственные объекты, которые ближе к современному искусству, нежели к проектированию, каким его принято представлять в сложившейся практике архитектурного образования.

Проект «Музей книги «Москва – Петушки» Натальи Пироговой показывает эпизоды большой русской одиссеи по безысходности в прорезях черных икеевских коробок. Экспонат без названия магистранта этого года Артема Польского – попытка понять, как неживое-металл взаимодействует с живым-деревом.
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабарина
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабарина

Его одногруппник Анвар Гарипов показал макет вокзала станции Можга: деревянное «распятие», повисшее на струнах перронов, дополняет флипбук – маленькая книжка, в которой страница за страницей нарисована раскадровка движения вдоль платформы.

Единых заданных форматов на выставке нет. Тут можно увидеть даже дневники с зарисовками, личными записями и вкладками.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабарина
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабарина

Студенты использовали разные медийные платформы. К примеру, «Дом для слепой рыбы» Кати Тиняковой, прогремевший еще в прошлом году на защитах бакалавров первого семестра первого года, – серый глиняный шар, в глазок которого открывается белое нутро с фарфоровыми кукольными ручками, дополнен видеоперформансом.

Вид рыб, которые рождаются зрячими, но потом теряют способность видеть, действительно существует в природе. Метафоричность работ студентов МАРШ не подменяет суть, она не цель, а способ создавать архитектуру.
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабарина

«Многие школы рассуждают о том, что архитектура связана с искусством. При этом они используют, как правило, упрощенные технические методы обучения, – говорит Роберт Малл, профессор британского университета Брайтон, в котором он руководит Школой архитектуры и дизайна. – МАРШ уникален тем, что связывает практический подход с очень глубоким отношением к архитектуре. Примером этого для меня служит преподавание в Школе таких людей, как Александр Бродский».
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина

Студенты Александра Бродского и Надежды Корбут представили на «МАРШ V» проект «Трансформатор». Тринадцать человек поделили между собой пространство здания бывшего Центрального трансформаторного узла, которое вскоре должны снести, и каждый создал в нем что-то свое: тюрьму, ферму, баню, церковь и казино, оранжерею. В итоге получился город-утопия, еще до рождения идеи обреченный на несбыточность, и потому по-особенному пронзительный. Впрочем, помимо поэтического содержания, это еще и огромный, хорошо сделанный макет, детали которого хочется рассматривать долго.
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабарина

О том, что это работа учеников Бродского, по макету можно разве что только догадаться. Никаких подписей с именами преподавателей, курсов и групп здесь нет. Можно легко забыть, что «Марш V» – это выставка студентов. Она вовсе не про то, как выполнить задание, а о том, что именно сказать, это не школярское послушание, а творческая воля.

«Для нас результатом деятельности являются все-таки не работы, а студенты. Мы работаем не ради проектов, а ради того, чтобы из нашей школы выходили замечательные, чувствительные и подготовленные архитекторы», – говорит директор МАРШа Никита Токарев.

Выставка «МАРШ V» в МОМА получилась убедительной: студентов в МАРШе учат не просто осмыслять действительность, но и быть свободными в этом осмыслении – невиданная роскошь по меркам современного российского образования, причем не только архитектурного.