Vox populi: вручение премии «Дом года – 2007»

Вчера в Доме архитекторов прошло вручение «всенародной» премии «Дом года» лучшему зданию минувшего 2007-го, выбранному интернет-голосованием. Премия была учреждена журналом Made in Future, проектом «Другая Москва» и лично создателем второго и главным редактором первого Николаем Малининым и вручалась второй раз

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

03 Апреля 2008
mainImg

Нынешний год – специфический, високосный. Может быть, поэтому лауреаты премий и конкурсов парадоксальным образом раздваиваются. Не успели все пожать плечами на предмет того, что у международного конкурса на пермский музей обнаружилось два победителя, как московский «Дом года» выдал следующий фотофиниш. В финал с резким отрывом вышли два дома, разделившие почти поровну тысячу голосов. Остальные набрали всего 528 голосов на десятерых, а лидеры – по 509 и 494 каждому. Таким образом, голоса распределились на три в высшей степени неравные части, что не может не удивлять. Оччень, очень странно. Почему именно они, а не другие? Между «оставшимися» образовалась очень плавная и равномерная конкуренция... Лидеры до последнего момента соревновались в интернете, устроив настоящую гонку (почему такая гонка?) – главный фаворит определился за час до церемонии награждения, в момент когда голосование было прекращено.

Церемонию вручения наград, которая в этом году прошла в ЦДА, Николаю Малинину помогала вести 12-летняя Алёна Маркарова, корреспондент журнала Made in future (в журнале есть специальный раздел, где дети высказывают свое мнение об архитектуре). Главный редактор подговорил Алёну задавать награждаемым каверзные вопросы – чтобы ни архитекторы, ни инвесторы, не могли отвертеться.
 
Итак, победителем и обладателем звания дома года 2007 стал дом Андрея Бокова и Бориса Уборевича-Боровского, с девелоперским названием «Парус», прозванный «Ухом», хотя по точному замечанию Николая Малинина, высказанному на страницах журнала Made in future, его можно назвать как угодно: парус, ухо, капля, гора, волна, улитка, кит. Да если честно говорить, то совсем неясно, почему именно ухо прижилось тут в качестве названия. Это очень большой жилой дом на Ходынском поле, контур которого обрисован широкой дугой, которая на одном конце загибается немного круче, чем на другом, стремясь свернуться в спираль. Как заметил Николай Малинин, дом родился вовсе не из озарения архитектора, а из суммы ограничений. Дом очень большой, чтобы не препятствовать инсоляции стоящей рядом школы, его «начали резать ступеньками, а потом кто-то, сейчас уже не могут вспомнить, кто именно, нарисовал дугу». Застройщиков экстремальность ничуть не смущает – говорят, в таком доме жить не только удобно, но и разнообразно.

Присутствовавший на церемонии Борис Уборевич-Боровский был весьма доволен своим творением и ласково называл его Моби Диком. Дом и вправду кажется живым, недаром почти все его прозвища из области живой природы. Замысел в чистом виде, правда, воплотить не удалось – прямоугольного сечения дыра приблизительно посередине, которую авторы задумали с целью «привязать здание к геометрии Ходынского поля», как будто бы эта дыра пробита его второй главной осью – оказалась заполнена квартирами. Об этом сюжете напоминает лишь красная вертикальная вставка на белом теле дома – огромный «глаз» кита.

Соперник Моби Дика, уступивший ему всего лишь 15 голосов – здание школы-интерната в Кожухово бюро «Атриум». Все уже около года удивляются тому факту, что социальный объект профинансировал «ДОН-строй», юная ведущая даже спросила, не трудно ли было строить столь маленькое здание (после всех жилых гигантов, что появились в Москве при его непосредственном участии). Представители компании скромно пожали плечами, мол, для детей – это святое. А насчет трудностей воплощения авторского замысла – они всегда есть, но в этот раз, по-видимому, с ними справились, во всяком случае, население оценило. Архитекторы от себя добавили, что проектируя столь яркое и нестандартное здание, они ориентировались на западный опыт, и на вопрос, а как же дальше дети будут адаптироваться в нашей серо-унылой действительности, заверили, что детство только таким и должно быть – веселым и разноцветным, а вырастут и все поймут.

Редакция журнала Made in Future, со своей стороны, кстати, тоже выбрала победителя и, как это нередко бывает, мнение профессионалов с народным разошлись: здесь фаворитом стало здание Федерального арбитражного суда московского округа Владимира Плоткина. Таким образом у премии оказался вроде бы один, а вроде бы и три победителя.

Кроме того на церемонии вручили призы всем архитекторам и инвесторам, вошедшим в шорт-лист по выбору редакции. Здесь надо заметить, что на первом этап отбора «всенародность» премии оказалась разбавленной профессиональным взглядом критиков. Номинантов было 12, но вместе со специальным призом от компании Nayada за лучший интерьер – офисному комплексу «Серебряный город», совместный проект NBBJ (США) и «Арт-Бля» –  премий оказалось 13.

Первым получать приз в виде стеклянной колонны пригласили Сергея Гнедовского, автора небезызвестного здания Театра «Мастерской Петра Фоменко», который много лет существовал в теле жилого сталинского дома («Архитектура и культурная политика ПНКБ»). Теперь он переместился на набережную, да так близко к воде, что появились опасения, не сползет ли в речку. На вопрос юной ведущей Сергей Гнедовский заверил, что театр в речной круиз уплывать не собирается.

Следующим номинантом стал «Елоховский пассаж» и Детский театр эстрады Андрея Бокова. Идея действительно красивая – разрезать квартал по диагонали, как остроумно заметил Николай Малинин, там, где жители протоптали «козью тропку», и положить именно в основу проекта именно это, а не интересы автомобилистов, которые у нас почему-то всегда на первом месте.

Еще одним героем вечера стал Николай Лызлов, спроектировавший и самый маленький объект в шорт-листе – лаконичное и изысканное кафе «Рафинад» на Стромынке, а также огромный жилой комплекс «Город яхт». Далее были названы: офисное здание на Бутырке молодой архитекторской команды – Лаборатории виртуальной архитектуры, жилой дом в Брюсовом переулке и еще один на Сельскохозяйственной улице мастерской Алексея Бавыкина, два объекта Владимира Плоткина – здание Налоговой инспекции на Земляном валу и Арбитражный суд на Селезневской улице. Авторы, правда, не появились, но многим они вероятно знакомы, потому что наш город – большой, а хороших зданий не так уж много и архитекторы кочуют с премии на премию.

Справедливости ради надо сказать, что премия получилась, и получилась оригинальной. Но уж никак не всенародной, разумеется. Потому что интернет интернетом, а надо понимать, кто туда ходит и кто голосует. В сам интернет ходит вполне определенный народ – все больше «пипл». И среди пипла в голосовании участвуют определенно люди связанные с архитектурой. Специфика премии представляется вовсе не «народной», а профессиональной. Это профессиональная премия, сделанная профессиональным и опытным критиком – премия которой интересуются архитекторы и в некоторой степени девелоперы. Интернет-голосование позволяет высказаться в большой степени анонимно, то есть дает голос и большие возможности, например, молодым сотрудникам архитектурных студий. Так как главное – дети, то с этим сложно поспорить. Какие у нас хорошие дети, они любят большие, бетонные паруса.

Авторы дома «Паруса», дома года – 2007. Фотографии Натальи Коряковской
Награды «Дома года-2007». Стеклянные кубики – главная награда, колонны, похожие на прошлогодние, достались всем номинантам
zooming
Жилой дом «Парус» на Ходынском поле. «Моспроект-4»
zooming
Школа-интернат в Кожухово. Бюро «Атриум»
zooming
Арбитражный суд Московского округа на Селезневской ул. ТПО «Резерв»
zooming
Жилой дом в Брюсовом переулке. Мастерская архитектора Бавыкина
zooming
Жилой комплекс «Город яхт». Архитектурная мастерская Лызлова
zooming
Магазин с кафе на Стромынке. Архитектурная мастерская Лызлова
zooming
Офисное здание на Бутырской улице. Лаборатория виртуальной архитектуры
zooming
Детский театр эстрады и Елоховский пассаж. «Моспроект-4»
zooming
Театр «Мастерская П. Фоменко». «Архитектура и культурная политика ПНКБ»
zooming
Жилой дом на Сельскохозяйственной улице. Мастерская архитектора Бавыкина
Офисный комплекс «Серебряный город». Специьная премия Nayada за интерьер. NBBJ (США)+ «Арт-Бля»
zooming
Здание Налоговой инспекции. ТПО «Резерв»


03 Апреля 2008

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.