Олег Баевский – заместитель директора Государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», руководитель научно-проектного объединения территориального планирования, один из авторов действующего Генерального плана столицы и Генеральной схемы градостроительного зонирования территории города Москвы, член-корреспондент Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор России, почетный строитель Москвы. В 1978 году окончил Московский архитектурный институт. С 1975 года работает в НИиПИ Генплана города Москвы.
Известная особенность Москвы – в том, что она как субъект федерации располагается в теле другого субъекта – Московской области, а потому территориально расширяться может лишь до известного предела. В связи с этим новый генплан делает акцент на высвобождении внутренних резервов города – не менее 10 тысяч гектар – и их реорганизации. Такой резерв, к примеру – производственные территории. Не все они, правда, «переквалифицируются», часть все же сохранят базовые предприятия, соединенные с наукой, правда развивать их будут на принципиально ином, инновационном уровне – бизнес-инкубаторов и технопарков.
Другой пример качественного подхода к городскому планированию – природные территории. Как заявил Олег Баевский, город не будет увеличивать их объем, однако все внимание будет сосредоточено на улучшении озеленения и благоустройства, чтобы максимум природных зон ввести в рекреационный фонд, иными словами, иметь не только источник кислорода, но и место отдыха.
Еще один новый пункт в актуализированном генплане – охрана не просто отдельных памятников или улиц, а исторически сложившихся панорам города целиком, что в нынешней ситуации с особой страстью к высотному строительству действительно необходимо. Так что новые объекты будут проверяться еще тщательнее на вписывание в контекст, и при случае их силуэты обещают нещадно корректировать. Так называемые «территории достопримечательных мест» расширяются за пределы Садового кольца – теперь в них включат объекты сталинской застройки, которые пока что не обладают статусом памятников.
Вспоминая недавнюю пресс-конференцию Александра Кузьмина, посвященную «пятилетке» социального строительства в городе, Олег Баевский также отметил непривычные для Москвы темпы роста социальной инфраструктуры, запланированные на ближайшие годы. В этом отношении новый генплан – своего рода антипод прежнему. Баевский особо подчеркнул создание так называемых территорий общественных центров – с высоким рекреационным потенциалом, примыкающих к транспортным магистралям и сохранение системы открытых общественных пространств, которое, по его мнению, куда важнее высотного строительства.
В чем мы перевыполнили задачи предшествующего генплана – так это в объемах жилищного строительства, обогнав показатели аж в 10 раз. Но чем быстрее мы строим, тем быстрей морально стареет существующий жилфонд. Олег Баевский подчеркнул, что если прежний генплан делал акцент на реконструкции, надстройке, застройке и перепланировке, то в нынешнее варианте главным пунктом будет обновление. Если не начать вести опережающую замену жилфонда сейчас, включая большой процент капремонта, то к 2025 году доля жилья в изношенном состоянии станет такой, что никакая стройиндустрия не решит эту проблему. Посему в ближайших планах правительства Москвы – 18 млн. кв. м. замены и 8.7 млн. кв. м. реконструкции жилья. Объемы сноса тоже увеличиваются, причем, как многим уже известно, на очереди уже 9- и 12-тиэтажки. Прежде других готовиться к переезду или капремонту нужно тем, чьи 5, 9 и 12-ти этажные панельные дома стоят на участках, прилегающих к крупным транспортным магистралям и общественным центрам.
Продолжится и реконструкция московских деревень, которые еще остались в черте города. На месте тех, что снесут, будет выстроено многоэтажное жилье, и как обещают, социальное, а те, что останутся, застроят дополнительно малоэтажными домами коттеджного типа для многодетных семей.
Если квадратные метры жилья в последние годы росли как на дрожжах, то транспортная система от них явно отставала, результаты чего мы ежедневно ощущаем в сегодняшних нескончаемых автомобильных пробках и переполненном метро. Правда, будущее для автомобилистов, скорей всего, мало изменится, как заметил Олег Баевский, никакими темпами роста транспортной сети не удастся обогнать рост автомобилизации, так что приоритеты будут отданы развитию общественного транспорта. Очень многим придется вскоре пересаживаться с личного авто на автобусы, троллейбусы и метро, которые, как запланировано, будут осуществлять до 65 – 75 % всех перевозок. Актуализированный генплан предполагает завершить радиальную структуру метрополитена, параллельно закладывая новые виды скоростного внеуличного транспорта. А еще в градостроительных планах – модернизация железных дорог и прилегающих к ним территорий. То, что раньше было задворками, станет лицом города, как получилось с Берлинской стеной, и превратится в сеть транспортных узлов и общественных центров.
Автомобильное движение, естественно, тоже надо спасать от перегрузки: в новом генплане – замыкание Четвертого транспортного кольца и строительство дублеров радиальных магистралей, как например Кутузовского проспекта. Олег Баевский упомянул также две новые крупные хордовые магистрали – северную и южную рокады. Естественно, все эти нововведения будут учитывать сложившиеся градостроительные приоритеты прежних лет, такие как преимущественное развитие представительских функций на юго-западе и экологические функции на северо-востоке, где расположен самый крупный зеленый массив – Лосиный остров.
Нынешняя работа над актуализацией генплана продиктована, помимо всего прочего, еще и изменением законодательной базы. На этот раз обойтись локальными корректировками уже не удастся – с появлением градостроительного кодекса РФ, о чем подробно говорил на круглом столе депутат Мосгордумы М. Москвин-Тарханов, изменилась и вся сопровождающая генплан документация. При благоприятном стечении обстоятельств, по его мнению, законопроект о новом генплане должен быть утвержден уже к концу этого года.
Итак, генплан активно обсуждается приблизительно полгода. В своих основных тезисах он представляется просто-таки радужным, социально-ориентированным, превосходно-замечательным. Некоторые вещи очевидно хороши: так, заявление города о том, что строительство по социальным программам будет за счет муниципального бюджета, можно только приветствовать. Главное, чтобы отписанного на это бюджета в каждом случае было достаточно. Переселить каждую 5-ю квартиру? Тоже впечатляет. Охрана панорам? Просто замечательно! Только как тогда строить эти новые квартиры, если сохранять панорамы? Впрочем, вероятно, все продумано. И звучит красиво. Осталось посмотреть что получится.