Александр Кузьмин начал с довольно-таки острого вопроса о соотношении государственного и частного капитала в разных отраслях социального строительства. Сколько разрешить инвестору и сколько оставить городу? Недавняя программа по спортивным социальным объектам не удалась, Мамонтовых и Третьяковых в нашем обществе не оказалось, обещания инвесторов пускать в спортивные залы детей и малообеспеченные слои населения рухнули вместе с их мнимым меценатством. Как раз на днях, заметил Александр Кузьмин, Юрий Лужков обозначил неожиданный поворот – в сторону строительства городской сети спортивных центров.
Таким образом, образование, здравоохранение и спорт на ближайшие годы по большей части «ложатся на плечи города». Обеспечение населения школами и детскими садами, как заметил Александр Кузьмин, выглядит сегодня вполне удовлетворительным, хотя сами здания зачастую уже невероятно устарели. Объекты 1960-х-1970-х сегодня большей частью идут под снос, а на их месте вырастают типовые детские сады и школы вместимостью в 1,5 раза больше. Что до новых зданий, градостроительные нормы сейчас значительно ужесточились, школы разрешают строить не выше 4 этажей, а детские сады требуют вокруг себя 300 метровую свободную зону, поэтому строить новый социальный объект нелегко, учитывая, что ближе к центру города за каждый клочок земли приходится бороться. Типовые детские садики рассчитаны на 12 групп, каждая из которых помещается в собственном объеме, так что в случае карантина не придется закрывать сад целиком. Другое дело, что этот «идеальный» тип не везде воплотим из-за отсутствия места. Там, где место есть, вырастают «гиганты», такие как самая большая в Москве школа на Ходынке на 1000 человек. Городские инвестиции в строительство школ и детских садов по словам Александра Кузьмина, составляют 90%.
Инвестициями города в объекты здравоохранения – 75 %. Сегодня, как отметил Кузьмин, встречается необычная лучевая планировка поликлиник, что гораздо удобнее, поскольку как правило посетителям надо идти к какому-то одному врачу. В этой сфере строительства особенно важен фактор инсоляции, в частности для больниц это первостепенно. Удачное решение этому найдено в новом корпусе Боткинской больницы: в плане он выстроен буквой Е, так чтобы сделать количество окон максимальным. Среди недавних построек Александр Кузьмин отметил больницу Рошаля, предоставляющую неотложную помощь детям и «интересный по своему почти постмодернистскому решению» Центр для аутичных детей, спроектированный Андреем Черниховым.
В отношении спорта московское правительство пообещало обеспечить население в ближайшие годы тремя видами сооружений – катками, бассейнами и физкультурно-оздоровительными комплексами (ФОКи), которые, как уже было сказано, отняли у частных инвесторов. Каждый округ получит столько объектов, чтобы любой житель смог добраться до бассейна не более чем за 15 минут пешком, а до катка или ФОКа – за 15 минут транспортом. Мэр объявил следующий год «годом равных возможностей», в связи с чем повышенное внимание уделяется проектированию спортивных объектов для инвалидов. Физкультурно-оздоровительные комплексы будут в основном двухэтажными, с небольшим пятном застройки, при этом в разных вариациях они включают еще и бассейн или каток. Но вот загвоздка в том, что жителям ЦАО, или, по крайней мере, охранной зоны, судя по всему, придется обойтись без новых спортзалов и бассейнов, по словам Кузьмина, им надо будет выбирать: или жить в историческом уголке Москвы или заниматься спортом. Планировочную структуру старых районов не собираются нарушать строительством новых крупных спортивных объектов.
Помимо «локальных» спортивных сооружений в программе есть ряд объектов общегородского значения. Здесь Александр Кузьмин упомянул Ледовый дворец на Ходынке, баскетбольно-волейбольный центр в Крылатском, стадион «Янтарь» в Строгино, и задуманный рядом с ним центр Елены Чайковской. Уже началось освоение территории Тушино под строительство стадиона Спартак – он будет состоять из двух полей: главного поля и тренировочного манежа с закрытым залом. Параллельно задумана реализация еще одного крупного стадиона ЦСКА. На этот раз проект наполовину коммерческий, так что башня стадиона, напоминающая по форме кубок ФИФА – перевернутый конус с мячом наверху, будет отдана под офисы и гостиницу. Наконец, третий стадион – Динамо будет реконструироваться с сохранением направления поля. В целом, не без удовлетворения заметил главный архитектор города, сейчас сразу три клуба начинают строительство своих стадионов, в среднем по 35 тыс. мест каждый, что выводит столицу на уровень, который разрешает проводить все международные соревнования, кроме финальных. Но для последних в Москве есть Лужники. Еще один стадион появится в ближайшем будущем в составе парка Москворецкий в Крылатском – для хоккея на траве, а рядом с ним – объект для соревнований по пляжному волейболу.
Наконец, самая болезненная на сегодня область это культура – Александр Кузьмин показал на схеме обширные зияющие пустоты – как выяснилось, 19 районов города вообще не имеют культурных центров. Художественные и музыкальные школы, дома творчества и пр. – это нерентабельные объекты, ими должен заниматься город, а между тем сегодня 90 % инвестиций в эту сферу – частные. Вот и получается, что некогда популярные дворцы и дома культуры, клубы превращаются частниками в какие-то совсем некультурные заведения. Удивительное дело, Москва, оказывается, невероятно любит театры, по крайней мере, по 2-3 новых театра вводится каждый год. Но в данном случае более важным представляется строительство локальных досуговых центров, не кинотеатров в составе растущих как грибы торговых моллов, а клубов, выставочных залов, библиотек, уже не отдельных, а составе интеллектуальных центров, где семья могла бы провести время. Кстати о библиотеках: единственный отдельный и крупный объект, запланированный на ближайшие годы – это общегородская Некрасовская библиотека на месте Бауманского рынка и, возможно, Гете-центр немецкой культуры.
Еще одним острым «культурным» вопросом является на сегодняшний день приспособление исторических памятников под новые функции. Александр Кузьмин упомянул лишь два из них – Петровский путевый дворец и Гостиный двор, а за остальными направил в Москомнаследие, которое, как известно, с Москомархитектурой разделилось. Так вот реставрация Петровского дворца, по словам главного архитектора города – это пример очень хорошего уровня. Во дворце сейчас гостевой дом – гостиница, но экскурсионные функции за ним сохраняются, в частности туристам будут показывать комнату Наполеона и экспозицию, посвященную коронации российских государей. А вот по поводу Гостиного двора Кузьмин уже выступал на недавнем Общественном совете, рассказывая о намерениях закончить его смотровой площадкой и рестораном на крыше. Правда, к этому теперь выяснилось, что в одном из крыльев будет размешена гостиница, но на внешнем виде исторического здания это не отразится.
Наконец, последней темой, которую затронули на пресс-конференции, была наболевшая проблема сноса жилого фонда пятиэтажек и судьбы тех домов, что прежде оценивались как «несносимые», а таковых в городе ни много ни мало 19 млн. кв. м. Как сказал Александр Кузьмин, он не планировал затрагивать эту тему во вчерашнем выступлении, но тем не менее он ответил на вопрос заинтересованной общественности, изложив последние решения в отношении пресловутых «хрущевок». Так сносить или делать капитальный ремонт? Естественно, если дело не касается исторических памятников, то, по словам мэра, жители теперь сами решают судьбу своего дома. Если они сделали капремонт и уезжать не хотят, трогать в таком случае их никто не будет, но как показали опросы, таковых немного. В целом, по мнению Александра Кузьмина, если город всю эту программу берет на себя, а не перекладывает на инвесторов, то разумнее идти на снос, поскольку увеличение объема сноса снижает коэффициент выхода новых площадей.
Для того, чтобы привлечь инвестора, коэффициент должен быть 1/3, т.е. снося один квадратный метр, должны построить 3,5 кв. м., из которых 1.5 предоставить жителю (таков в среднем коэффициент переселения), а остальное получает инвестор. Таким образом, если коэффициент высок, то для нового строительства просто не хватит территории микрорайона и это будет невероятно затяжной процесс. Если же пятиэтажками займется город – а это станет известно в апреле, то обновление жилого фонда пойдет быстрее. Для чего, как рассказал Александр Кузьмин, придумана новая тактика – так называемые «стартовые дома» - когда жители предназначенного под снос дома год-полтора терпят недостаток инсоляции из-за строящегося рядом здания, но потом получают в нем равноценное жилье. Когда житель знает, что ему достанется в полтора раза больше площади в том же районе, то вероятно он согласится потерпеть некоторое время. После переселения старую пятиэтажку сносят и там строится еще один новый дом.
В продолжение жилищного вопроса присутствующие вспомнили о программе реконструкции района, прилегающего к ММДЦ «Сити» и про запланированное там жилье. На что главный архитектор города ответил, что «как раз жилья так пока не увидел», до недавнего времени здесь росли в основном офисные площади – до тех пор пока не запретили, опасаясь создать на подъездах к Сити очень большую пробку. В ближайшие годы, как отметил Александр Кузьмин, строительство новых кварталов намечено в первую очередь, в районе МЖК «Атом», рядом с проспектом Маршала Жукова и рядом с Троллейбусным парком в районе Звенигородского шоссе. Небезызвестный район «Камушки» будет все же снесен, а с жителями предстоит договариваться, чтобы к 2011 переселить всех в новые дома в пределах ЦАО.