Социалка за счет города

На вчерашней пресс-конференции главный архитектор Москвы и председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин рассказал журналистам о планах московского правительства по развитию социальной инфраструктуры столицы на ближайшую «пятилетку» - с 2007 по 2012 гг. Судя по всему, столица отказывается от политики перекладывания социальных объектов на плечи инвесторов, и планирует строить школы, поликлиники и библиотеки на 90-75% за счет городского бюджета

mainImg

Александр Кузьмин начал с довольно-таки острого вопроса о соотношении государственного и частного капитала в разных отраслях социального строительства. Сколько разрешить инвестору и сколько оставить городу? Недавняя программа по спортивным социальным объектам не удалась, Мамонтовых и Третьяковых в нашем обществе не оказалось, обещания инвесторов пускать в спортивные залы детей и малообеспеченные слои населения рухнули вместе с их мнимым меценатством. Как раз на днях, заметил Александр Кузьмин, Юрий Лужков обозначил неожиданный поворот – в сторону строительства городской сети спортивных центров.

Таким образом, образование, здравоохранение и спорт на ближайшие годы по большей части «ложатся на плечи города». Обеспечение населения школами и детскими садами, как заметил Александр Кузьмин, выглядит сегодня вполне удовлетворительным, хотя сами здания зачастую уже невероятно устарели. Объекты 1960-х-1970-х сегодня большей частью идут под снос, а на их месте вырастают типовые детские сады и школы вместимостью в 1,5 раза больше. Что до новых зданий, градостроительные нормы сейчас значительно ужесточились, школы разрешают строить не выше 4 этажей, а детские сады требуют вокруг себя 300 метровую свободную зону, поэтому строить новый социальный объект нелегко, учитывая, что ближе к центру города за каждый клочок земли приходится бороться. Типовые детские садики рассчитаны на 12 групп, каждая из которых помещается в собственном объеме, так что в случае карантина не придется закрывать сад целиком. Другое дело, что этот «идеальный» тип не везде воплотим из-за отсутствия места. Там, где место есть, вырастают «гиганты», такие  как самая большая в Москве школа на Ходынке на 1000 человек. Городские инвестиции в строительство школ и детских садов по словам Александра Кузьмина, составляют 90%.

Инвестициями города в объекты здравоохранения – 75 %. Сегодня, как отметил Кузьмин, встречается необычная лучевая планировка поликлиник, что гораздо удобнее, поскольку как правило посетителям надо идти к какому-то одному врачу. В этой сфере строительства особенно важен фактор инсоляции, в частности для больниц это первостепенно. Удачное решение этому найдено в новом корпусе Боткинской больницы: в плане он выстроен буквой Е, так чтобы сделать количество окон максимальным. Среди недавних построек Александр Кузьмин отметил больницу Рошаля, предоставляющую неотложную помощь детям и «интересный по своему почти постмодернистскому решению» Центр для аутичных детей, спроектированный Андреем Черниховым.

В отношении спорта московское правительство пообещало обеспечить население в ближайшие годы тремя видами сооружений – катками, бассейнами и физкультурно-оздоровительными комплексами (ФОКи), которые, как уже было сказано, отняли у частных инвесторов. Каждый округ получит столько объектов, чтобы любой житель смог добраться до бассейна не более чем за 15 минут пешком, а до катка или ФОКа – за 15 минут транспортом. Мэр объявил следующий год «годом равных возможностей», в связи с чем повышенное внимание уделяется проектированию спортивных объектов для инвалидов. Физкультурно-оздоровительные комплексы будут в основном двухэтажными, с небольшим пятном застройки, при этом в разных вариациях они включают еще и бассейн или каток. Но вот загвоздка в том, что жителям ЦАО, или, по крайней мере, охранной зоны, судя по всему, придется обойтись без новых спортзалов и бассейнов, по словам Кузьмина, им надо будет выбирать: или жить в историческом уголке Москвы или заниматься спортом. Планировочную структуру старых районов не собираются нарушать строительством новых крупных спортивных объектов.

Помимо «локальных» спортивных сооружений в программе есть ряд объектов общегородского значения. Здесь Александр Кузьмин упомянул Ледовый дворец на Ходынке, баскетбольно-волейбольный центр в Крылатском, стадион «Янтарь» в Строгино, и задуманный рядом с ним центр Елены Чайковской. Уже началось освоение территории Тушино под строительство стадиона Спартак – он будет состоять из двух полей: главного поля и тренировочного манежа с закрытым залом. Параллельно задумана реализация еще одного крупного стадиона ЦСКА. На этот раз проект наполовину коммерческий, так что башня стадиона, напоминающая по форме кубок ФИФА – перевернутый конус с мячом наверху, будет отдана под офисы и гостиницу. Наконец, третий стадион – Динамо будет реконструироваться с сохранением направления поля. В целом, не без удовлетворения заметил главный архитектор города, сейчас сразу три клуба начинают строительство своих стадионов, в среднем по 35 тыс. мест каждый, что выводит столицу на уровень, который разрешает проводить все международные соревнования, кроме финальных. Но для последних в Москве есть Лужники. Еще один стадион появится в ближайшем будущем в составе парка Москворецкий в Крылатском – для хоккея на траве, а рядом с ним – объект для соревнований по пляжному волейболу.

Наконец, самая болезненная на сегодня область это культура – Александр Кузьмин показал на схеме обширные зияющие пустоты – как выяснилось, 19 районов города вообще не имеют культурных центров. Художественные и музыкальные школы, дома творчества и пр. – это нерентабельные объекты, ими должен заниматься город, а между тем сегодня 90 % инвестиций в эту сферу – частные. Вот и получается, что некогда популярные дворцы и дома культуры, клубы превращаются частниками в какие-то совсем некультурные заведения. Удивительное дело, Москва, оказывается, невероятно любит театры, по крайней мере, по 2-3 новых театра вводится каждый год. Но в данном случае более важным представляется строительство локальных досуговых центров, не кинотеатров в составе растущих как грибы торговых моллов, а клубов, выставочных залов, библиотек, уже не отдельных, а составе интеллектуальных центров, где семья могла бы провести время. Кстати о библиотеках: единственный отдельный и крупный объект, запланированный на ближайшие годы – это общегородская Некрасовская библиотека на месте Бауманского рынка и, возможно, Гете-центр немецкой культуры.

Еще одним острым «культурным» вопросом является на сегодняшний день приспособление исторических памятников под новые функции. Александр Кузьмин упомянул лишь два из них – Петровский путевый дворец и Гостиный двор, а за остальными направил в Москомнаследие, которое, как известно, с Москомархитектурой разделилось. Так вот реставрация Петровского дворца, по словам главного архитектора города – это пример очень хорошего уровня. Во дворце сейчас гостевой дом – гостиница, но экскурсионные функции за ним сохраняются, в частности туристам будут показывать комнату Наполеона и экспозицию, посвященную коронации российских государей. А вот по поводу Гостиного двора Кузьмин уже выступал на недавнем Общественном совете, рассказывая о намерениях закончить его смотровой площадкой и рестораном на крыше. Правда, к этому теперь выяснилось, что в одном из крыльев будет размешена гостиница, но на внешнем виде исторического здания это не отразится.

Наконец, последней темой, которую затронули на пресс-конференции, была наболевшая проблема сноса жилого фонда пятиэтажек и судьбы тех домов, что прежде оценивались как «несносимые», а таковых в городе ни много ни мало 19 млн. кв. м. Как сказал Александр Кузьмин, он не планировал затрагивать эту тему во вчерашнем выступлении, но тем не менее он ответил на вопрос заинтересованной общественности, изложив последние решения в отношении пресловутых «хрущевок». Так сносить или делать капитальный ремонт? Естественно, если дело не касается исторических памятников, то, по словам мэра, жители теперь сами решают судьбу своего дома. Если они сделали капремонт и уезжать не хотят, трогать в таком случае их никто не будет, но как показали опросы, таковых немного. В целом, по мнению Александра Кузьмина, если город всю эту программу берет на себя, а не перекладывает на инвесторов, то разумнее идти на снос, поскольку увеличение объема сноса снижает коэффициент выхода новых площадей.

Для того, чтобы привлечь инвестора, коэффициент должен быть 1/3, т.е. снося один квадратный метр, должны построить 3,5 кв. м., из которых 1.5 предоставить жителю (таков в среднем коэффициент переселения), а остальное получает инвестор. Таким образом, если коэффициент высок, то для нового строительства просто не хватит территории микрорайона и это будет невероятно затяжной процесс. Если же пятиэтажками займется город – а это станет известно в апреле, то обновление жилого фонда пойдет быстрее. Для чего, как рассказал Александр Кузьмин, придумана новая тактика – так называемые «стартовые дома» - когда жители предназначенного под снос дома год-полтора терпят недостаток инсоляции из-за строящегося рядом здания, но потом получают в нем равноценное жилье. Когда житель знает, что ему достанется в полтора раза больше площади в том же районе, то вероятно он согласится потерпеть некоторое время. После переселения старую пятиэтажку сносят и там строится еще один новый дом.

В продолжение жилищного вопроса присутствующие вспомнили о программе реконструкции района, прилегающего к ММДЦ «Сити» и про запланированное там жилье. На что главный архитектор города ответил, что «как раз жилья так пока не увидел», до недавнего времени здесь росли в основном офисные площади – до тех пор пока не запретили, опасаясь создать на подъездах к Сити очень большую пробку. В ближайшие годы, как отметил Александр Кузьмин, строительство новых кварталов намечено в первую очередь, в районе МЖК «Атом», рядом с проспектом Маршала Жукова и рядом с Троллейбусным парком в районе Звенигородского шоссе. Небезызвестный район «Камушки» будет все же снесен, а с жителями предстоит договариваться, чтобы к 2011 переселить всех в новые дома в пределах ЦАО.

Пресс-конференцию ведет А. В. Кузьмин
Образовательная школа. Крымская пл.
Школа-гимназия. ул. Псковская
общеобразовательная школа на Ходынке (фото ж-л «Архитектурный вестник»)
zooming
Медицинский центр МГУ им. Ломоносова
zooming
Больница Рошаля. НИИ неотложной детской хирургии и травматологии
Типовая поликлинника для взрослых
Школа для аутичных детей. Арх. Андрей Чернихов
Здание Центра реабилитации инвалидов «Преодоление»
Типовой физкультурно-оздоровительный центр для инвалидов
Спортивно-оздоровительный центр в Крылатском
Больница им. Боткина. Новый корпус
районная поликлинника в «Бирюлево-западное»
футбольный стадион «Спартак» с инфраструктурой

27 Марта 2008

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.