Напомним, что по условиям конкурса участникам необходимо было разработать маленькие (не более 15 квадратных метров) и теплые дома, в которых при случае можно переночевать даже зимой. Помимо архитектурной ценности, микро-жилища должны отвечать экологическим и энергоэффективным требованиям. Функцию своих архитектурных объектов участники определяли самостоятельно – скажем, микро-отель, микро-школа или микро-музей.
Мы представляем вашему вниманию проекты победителей отборочного тура.
«Яйцо в кубе». Команда: Хитека (Уфа). Алексей Мельников, Тимур Арсланов
Команда из Уфы предлагает собрать микро-дом в виде яйца из доски и поликорбаната. Когда «яйцо» стоит вертикально, оно выполняет роль кабинета с рабочим столом. Но как только обитатель облокотится спиной о стену, «яйцо», переместившись в горизонтальное положение, чудесным образом превратится в удобную кровать. Третья грань дома-яйца служит гостиной – здесь авторы предполагают принимать гостей.
«Хостел Ракета». Команда «Лесосплав»
Восьмигранная «ракета» предназначена не для полета в космос, но созерцание звездного неба обитателям этого объекта гарантировано: на высоте более 6 м авторы вместо крыши предлагают устроить остекленный фонарь. Само сооружение планируется возводить из сэндвич-панелей. В таком хостеле на семи квадратных метрах смогут разместиться до 5 человек.
«Павильон-спутник» (Учительская). Команда «Лесосплав»
Рядом с павильоном «Школа», подобно отделившемуся от большой планеты спутнику, по замыслу авторов должна появиться «Учительская», в которой преподаватели смогут отдохнуть в тишине и собраться с мыслями. Она полностью повторяет черты «Школы», только диаметр ее значительно меньше.
d-2000. Максим Цыбин, Анастасия Анисина
Универсальное пространство микродома d-2000, по заверению авторов, годится для любого использования. Внутри можно и работать, и чай пить, и спать, и кино смотреть. А снаружи этот полифункциональный домик представляет собой не больше, не меньше железобетонную трубу, набранную из трех колец. С одной стороны у трубы – окно, а с другой двойная деревянная дверь. Брось такой дом где-нибудь посреди поля, и вряд ли кто догадается, что в нем хоть и временно, но жить можно.
Microloft. АБ Ивана Овчинникова
Дом Ивана Овчинникова из дерева, стекла и металла, несмотря на малые размеры, можно вполне назвать домом. В нем есть и универсальное рабочее пространство, и полноценная спальня на втором ярусе, и даже терраса перед целиком остекленной стеной. Все это парит над землей на высоте 4,5 м на легких опорах. Вверх ведут два марша деревянной лестницы.
«Древо». Руслан Лукащук
Название проекта говорит само за себя. Затейливая структура второго этажа, выполненная из дерева и стекла, имитирует сцепившиеся ветвями кроны деревьев, правда, без листьев. Если же взглянуть на фасад дома, то его очертания донельзя традиционны – так дети рисуют домики на своих первых рисунках: избушка с двускатной крышей и печной трубой.
«Купе». А.Луконская, Н.Николаева
За основу своего микродома авторы взяли купе поезда – маленькое, но комфортное даже для длительного путешествия. Это прямоугольный в плане объем, приподнятый на невысоких опорах. Со стороны входа предусмотрена небольшая площадка с лестницей, похожая на железнодорожную платформу. В таком купе из-за большого количества окон много света. Внутри легко разместятся на ночлег два человека, а, использовать пространство как мастерскую смогут более 4-х человек.
«Микродом, где идет дождь». Команда ProPolis
Интерактивный павильон по своей структуре похож на телевизор. Внутри него проектор, а главный фасад – это не что иное как экран телевизора, по которому транслируются всевозможные сюжеты. Экран утоплен в проеме с обманной перспективой. Внутри предусмотрены и рабочие места, и пространство для отдыха. Также есть терраса и небольшой тамбур.
Микростудия Seasons. Команда ProPolis
Микростудия предназначена для детских мастер-классов. Это простой деревянный куб с вертикальными проемами окон в торце. Большая крытая терраса, значительно превышающая лимит разрешенной площади, вытягивает и уравновешивает объем. На ней дети смогут играть, качаться в гамаках или смотреть различные представления, сидя на зеленых трибунах.
«Образовательный центр». Влад Кунин, Олег Волков, Мария Павленко, Людмила Малкис, Олег Распопов, Елена Кобзарь
На картинке центр выглядит большим многоуровневым и многослойным зданием, за прозрачными фасадами которого кипит жизнь. Трудно поверить, что все это не выходит за пределы 15 кв.м. В плане объем представляет собой сектор круга, внутри которого разворачиваются самые разнообразные сценарии построения учебного процесса. Авторы также предлагают варианты компоновки нескольких таких модулей.
«Под дождем». Валерия Пестерова, Регина Мирзоянц
Авторы этого микродома вдохновлялись косыми дождями. Их объект, фасады которого планируется набирать из тонких деревянных реек, весь выстраивается по наклонной линии, параллельно «струнам» дождя. Внутреннее пространство универсально.
«Микрогостиница с теплицей». Куприянов Владимир
Автор гостиницы не только ухитрился разместить в своем микро-объеме 6 спальных мест, но и устроил в нем теплицу для выращивания различных трав и овощей, из которых при желании можно и ужин приготовить. На трех этажах гостиницы есть все необходимое для жизни – спальные места, пространство для отдыха, санузел и небольшая обзорная терраса наверху.
«Киноточка». Владимир Юзбашев, Екатерина Борисова
Архитекторы придумали кинотеатр – домашний для тех, кто внутри, и под открытым небом для тех, кто снаружи. Главный фасад-экран транслирует изображение в обе стороны. Сам же объем в профиль очень напоминает компьютерный монитор, и отделка для него выбрана соответствующая – серебристо-металлическая.
«Микрошоурум». Yunaya.Bureau.
Миша Антонов, Маша Веерпалу, Андрей Киселёв
Авторы павильона позиционируют свой проект как «шоурум света и науки». Ведущую роль в проекте играет свет: предполагается, что здесь будут регулярно проводиться перформансы и воркшопы со световыми эффектами. Боковые стены планируется выполнить из светопрозрачных конструкций. По форме маленький светящийся домик, способный вместить до 30 человек, напоминает всплывший из под земли нос затонувшей лодки – или готическую капеллу, особенно из-за шпилей наверху. Внутри авторы планируют поместить друг напротив друга зеркала, чтобы раздвинуть крохотный интерьер до бесконечности.
«Гармония». Роман Лисицин, Дмитрий Сафронов, Максим Бабаев, Вадим Бедов
Авторы «Гармонии» представили микродом в виде растянутой чьими-то невидимыми руками гармошки. Один край ее так и завис в воздухе, а второй, придвинувшийся к земле чуть ближе, служит входом в дом. «Меха» этой необычной гармони планируется изготавливать из клееных гнутых балок, а пространства между ними будут заполняться прозрачным поликарбонатом.
«Микрочайная шишка». Команда «Бобры». Алексей Демидов, Илья Лапин, Елена Михайлова, Давид Оганесян, Олег Плотицын, Нелли Сибгатулина
Глядя на проект «Бобров», даже не читая названия, понятно, что перед нами «шишка», но не простая, а чайная. Это своего рода напоминание о лесе и природе в центре суетливого столичного города. Под деревянной «чешуей» скрывается уютное и теплое помещение, лишенное углов и предназначенное для чаепитий в узком кругу.
«Микропланетарий». Команда «Клуб любителей» (Новосибирск). Анна Жандарова, Кирилл Жандаров, Николай Наводкин
Куб планетария, снаружи демонстрирующий подсвеченную карту нашей планеты, внутри представляет достоверное изображение звездного неба. Причем как южного его полушария, так и северного, поскольку звезды заполняют и потолок, и стены, и пол. Технология производства «звезд» довольно проста: внутренняя оболочка куба сплошь усеяна отверстиями разного диаметра, которые подсвечиваются лампочками. А они в свою очередь спрятаны между внутренней и внешней оболочками.
«Микростудия». Лиза Фонская, Никита Асадов
Деревянная двухъярусная студия из-за одной полностью остекленной стены кажется открытой верандой или беседкой. Однако за этой стеной создана более чем рабочая атмосфера. Центральное место занимает большой стол. Стены по всей высоте расчерчены многочисленными полками. И только на антресоли спрятано уединенное спальное место, куда можно забраться по встроенной в стены-стеллажи лестнице.
Микроотель «Крона». Денис Дементьев
Образ отеля формирует потемневшее дерево, которое автор предполагает использовать для облицовки. Доски расходятся из центра под небольшим углом, как ветви на дереве. Нарочито неаккуратные зазоры между ними усиливают ощущение старины. Восприятие дома как вполне традиционного резко обрывается в тот момент, когда взгляд наталкивается на треугольный вырез в основании объема: прикрытую досками отдождя веранду для постояльцев.
«Шильдик». Пётр Малиновский, Екатерина Беляева
Пространство данного микродома построено по принципу японского капсульного отеля, а откидные полки – это, как признаются авторы, опыт, перенятый у российских поездов. Внешний вид домика довольно прост: скатная кровля, «обернутая» пестрой чешуйчатой кожей.
«Дом ROLLING STONE». Александр Штанюк
Дом-контейнер выстроен по вертикали. Опущенная на землю «крышка» контейнера превращена в дорожку. За стеклянной поверхностью стены как на ладони предстает внутреннее пространство дома с диагональю крутой лестницы и «ящичками» комнат. Дом предназначен для двух человек. Автор подчеркивает, что при наличии ветрогенератора и солнечного коллектора дом может быть полностью автономным.
Проекты финалистов будут реализовываться в продолжение двух зимних месяцев, а после – радовать всех посетителей парка. Организаторы подчеркивают, что все это стало возможно, благодаря стратегическим партнерам фестиваля – Микрогороду «В ЛЕСУ» , компаниям VELUX, ISOVER, FORBO, специалистам в области деревянного домостроения (НЛК-Домостроение, Древэксперт), компаниям UPM, ЖИДКОЕ ДЕРЕВО.РФ, ULTRALAM, ТРИУМФАЛЬНАЯ МАРКА и текстиль от студии АРТ-ШАЛЕ.
В конце мая, на Арх Москве, жюри выберет лучшие из построенных микродомов (в том числе и оценив их энерго- и прочую эффективность по специальной анкете). Дальнейшая судьба домов пока не очень ясна: они могут переехать на АрхФерму, «а также в другие парки или даже остаться в Музеоне, или переехать куда-нибудь к спонсорам строительства, если понравятся» – говорит один из организаторов конкурса Андрей Асадов.