Историк авангарда

До 30 июня в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке открыта выставка памяти замечательного историка русского авангарда Селима Омаровича Хан-Магомедова.

Автор текста:
Ирина Дмитриева

04 Июня 2012
mainImg
Выставка, которая проходит в рамках московской биеннале архитектуры, состоит из двух дополняющих друг друга экспозиций: выставки-манифеста «Авангард Хан-Магомедова», подготовленной «Мастерской ТАФ», и экспозиции «От выпускника МАрхИ до исследователя ВХУТЕМАСа», которую представляет музей Московского архитектурного института.

Выставка-манифест «Авангард Хан-Магомедова», которая занимает основной зал, – это авторское – визуальное, пластическое высказывание руководителя мастерской ТАФ, профессора кафедры средового архитектурного дизайна МАрхИ Александра Ермолаева. Задачу этого высказывания Ермолаев определил как стремление одним – вернуть любовь к авангарду, другим – открывать его непреходящие пластические и художественные ценности.

Пространство экспозиции трактовано как модель мастерской-студии, где, в постоянном споре между различными направлениями рождается явление русского художественного авангарда. Предметная среда взаимодействует с архитектурно-историческим контекстом интерьера, в котором в начале прошлого века находились мастерские ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН. На планшетах, расставленных и развешанных в кажущемся беспорядке («модель идеальной среды, среды граничной между организованностью и свободой, среды в которой можно жить, среды мастерской» – А. Ермолаев), – представлены работы мэтров русского авангарда – Казимира Малевича, Владимира Татлина, Ивана Пуни, Константина Мельникова, Любови Поповой и других. Методические разработки и учебные работы на выявление масс, цвета, пространства и конструкции, созданные в мастерских Николая Ладовского, Владимира Кринского, Густава Клуциса, Александра Родченко. Проектная графика – проекты и макеты городов будущего, кузнец, элеваторов, водонапорных башен, интерьеров рабочих клубов, эскизы мебели. Галерея фотопортретов героев книг Хан-Магомедова «охватывает» концентрически закрученную композицию выставки, голоса героев его книг «звучат» в программных высказываниях, напечатанных на белых планшетах.
Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова

«Здесь собраны мои любимые объекты, проекты, лица, фактически – это мой авангард, моя любовь. Я погружен в него с 1960 года – то есть больше 50 лет, 40 из них мне помогает погружаться Хан-Магомедов. Так что это наш с ним авангард, – поясняет концепцию экспозиции Александр Ермолаев. – Я вслед за Малевичем, Кринским, Мельниковым, Леонидовым открывал для себя красоту прямой линии, решетки из прямых линий, пересекающихся плоскостей, врезающихся объемов, организованных пространств. Пропедевтика Ладовского, Кринского казалась мне сформулированной для ребенка, то есть для меня. Я видел за ней философию ясности, сдержанности, тишины, минимализма, истины. Поздние реставраторы авангарда – постмодернисты, деконструктивисты – мало чего прибавили, теряя в истинности».
Фотография Павла Колосова

Многое из того, что составляет нынешнюю экспозицию в галерее ВХУТЕМАС, уже было представлено 2 года назад на выставке «Феномен русского дизайна» в ЦСИ М'АРС – автором концепции которой также был Александр Ермолаев. Но в отличие от той выставки основной акцент сделан на архитектуру и на время, которое изучал и о котором писал С.О. Хан-Магомедова. Его портрет открывает экспозицию, в небольшой витрине – его книги, посвященные мэтрам русского художественного авангарда – только малая толика из написанного. С.О. Хан-Магомедов издал в России и за рубежом более 450 работ, посвященных истории русскому авангарду в архитектуре и дизайне.

Музей МАрхИ дополнил авторское высказывание Александра Ермолаева экспозицией «От выпускника МАРХИ до историка ВХУТЕМАСа», в которой представлены подлинные документы из фондов музея, связанные с жизнью и исследовательской работой С.О. Хан-Магомедова.
Фотография Павла Колосова

Проникнувшись атмосферой авангарда, средой, которая была основным предметом научных интересов Селима Омаровича Хан-Магомедова, можно подняться на антресоль галереи ВХУТЕМАС и познакомиться с документальной частью выставки. В экспозиции «От выпускника Архитектурного института до историка ВХУТЕМАСа» представлены документы из фондов музея МАрхИ: дипломный проект «Мужская средняя школа на 960 человек», выполненный С.О. Хан-Магомедовым в 1951 году под руководством М.П. Парусникова, Г.Я. Мовчана и С.Х. Сатунца, а также переданные им в дар музею работы учащихся ВХУТЕМАСа-ВХУТЭИНа и других архитектурных отделений учебных заведений Москвы начала прошлого века.
Фотография Павла Колосова

Вот что говорит о выставке Анна Ильичева, куратор галереи ВХУТЕМАС: «Наследие авангарда уже давно опубликовано, атрибутировано, реконструировано и знакомо не только специалистам, но и самому широкому кругу зрителей и любителей советского искусства. То, что вы увидите на выставке «Авангард Хан-Магомедова» – это авторское, личностное пластическое высказывание Александра Ермолаева на растиражированную тему авангарда, его история взаимоотношений с материалом и современными мифами. Выставка-манифест плавно переходит к разговору о личности первого и главного исследователя искусства авангарда и школы ВХУТЕМАС Селима Омаровича Хан-Магомедова. Музей МАРХИ как научный преемник идей и материалов С.О. Хан-Магомедова добавил выставке элемент подлинности, представив переданные им в дар ученические работы архитектурных отделений учебных заведений Москвы 1910-1920-х годов. На мой взгляд, получился союз искусства пластического выражения и аутентичности».


04 Июня 2012

Автор текста:

Ирина Дмитриева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.