Историк авангарда

До 30 июня в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке открыта выставка памяти замечательного историка русского авангарда Селима Омаровича Хан-Магомедова.

Автор текста:
Ирина Дмитриева

04 Июня 2012
mainImg
Выставка, которая проходит в рамках московской биеннале архитектуры, состоит из двух дополняющих друг друга экспозиций: выставки-манифеста «Авангард Хан-Магомедова», подготовленной «Мастерской ТАФ», и экспозиции «От выпускника МАрхИ до исследователя ВХУТЕМАСа», которую представляет музей Московского архитектурного института.

Выставка-манифест «Авангард Хан-Магомедова», которая занимает основной зал, – это авторское – визуальное, пластическое высказывание руководителя мастерской ТАФ, профессора кафедры средового архитектурного дизайна МАрхИ Александра Ермолаева. Задачу этого высказывания Ермолаев определил как стремление одним – вернуть любовь к авангарду, другим – открывать его непреходящие пластические и художественные ценности.

Пространство экспозиции трактовано как модель мастерской-студии, где, в постоянном споре между различными направлениями рождается явление русского художественного авангарда. Предметная среда взаимодействует с архитектурно-историческим контекстом интерьера, в котором в начале прошлого века находились мастерские ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН. На планшетах, расставленных и развешанных в кажущемся беспорядке («модель идеальной среды, среды граничной между организованностью и свободой, среды в которой можно жить, среды мастерской» – А. Ермолаев), – представлены работы мэтров русского авангарда – Казимира Малевича, Владимира Татлина, Ивана Пуни, Константина Мельникова, Любови Поповой и других. Методические разработки и учебные работы на выявление масс, цвета, пространства и конструкции, созданные в мастерских Николая Ладовского, Владимира Кринского, Густава Клуциса, Александра Родченко. Проектная графика – проекты и макеты городов будущего, кузнец, элеваторов, водонапорных башен, интерьеров рабочих клубов, эскизы мебели. Галерея фотопортретов героев книг Хан-Магомедова «охватывает» концентрически закрученную композицию выставки, голоса героев его книг «звучат» в программных высказываниях, напечатанных на белых планшетах.
Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова

«Здесь собраны мои любимые объекты, проекты, лица, фактически – это мой авангард, моя любовь. Я погружен в него с 1960 года – то есть больше 50 лет, 40 из них мне помогает погружаться Хан-Магомедов. Так что это наш с ним авангард, – поясняет концепцию экспозиции Александр Ермолаев. – Я вслед за Малевичем, Кринским, Мельниковым, Леонидовым открывал для себя красоту прямой линии, решетки из прямых линий, пересекающихся плоскостей, врезающихся объемов, организованных пространств. Пропедевтика Ладовского, Кринского казалась мне сформулированной для ребенка, то есть для меня. Я видел за ней философию ясности, сдержанности, тишины, минимализма, истины. Поздние реставраторы авангарда – постмодернисты, деконструктивисты – мало чего прибавили, теряя в истинности».
Фотография Павла Колосова

Многое из того, что составляет нынешнюю экспозицию в галерее ВХУТЕМАС, уже было представлено 2 года назад на выставке «Феномен русского дизайна» в ЦСИ М'АРС – автором концепции которой также был Александр Ермолаев. Но в отличие от той выставки основной акцент сделан на архитектуру и на время, которое изучал и о котором писал С.О. Хан-Магомедова. Его портрет открывает экспозицию, в небольшой витрине – его книги, посвященные мэтрам русского художественного авангарда – только малая толика из написанного. С.О. Хан-Магомедов издал в России и за рубежом более 450 работ, посвященных истории русскому авангарду в архитектуре и дизайне.

Музей МАрхИ дополнил авторское высказывание Александра Ермолаева экспозицией «От выпускника МАРХИ до историка ВХУТЕМАСа», в которой представлены подлинные документы из фондов музея, связанные с жизнью и исследовательской работой С.О. Хан-Магомедова.
Фотография Павла Колосова

Проникнувшись атмосферой авангарда, средой, которая была основным предметом научных интересов Селима Омаровича Хан-Магомедова, можно подняться на антресоль галереи ВХУТЕМАС и познакомиться с документальной частью выставки. В экспозиции «От выпускника Архитектурного института до историка ВХУТЕМАСа» представлены документы из фондов музея МАрхИ: дипломный проект «Мужская средняя школа на 960 человек», выполненный С.О. Хан-Магомедовым в 1951 году под руководством М.П. Парусникова, Г.Я. Мовчана и С.Х. Сатунца, а также переданные им в дар музею работы учащихся ВХУТЕМАСа-ВХУТЭИНа и других архитектурных отделений учебных заведений Москвы начала прошлого века.
Фотография Павла Колосова

Вот что говорит о выставке Анна Ильичева, куратор галереи ВХУТЕМАС: «Наследие авангарда уже давно опубликовано, атрибутировано, реконструировано и знакомо не только специалистам, но и самому широкому кругу зрителей и любителей советского искусства. То, что вы увидите на выставке «Авангард Хан-Магомедова» – это авторское, личностное пластическое высказывание Александра Ермолаева на растиражированную тему авангарда, его история взаимоотношений с материалом и современными мифами. Выставка-манифест плавно переходит к разговору о личности первого и главного исследователя искусства авангарда и школы ВХУТЕМАС Селима Омаровича Хан-Магомедова. Музей МАРХИ как научный преемник идей и материалов С.О. Хан-Магомедова добавил выставке элемент подлинности, представив переданные им в дар ученические работы архитектурных отделений учебных заведений Москвы 1910-1920-х годов. На мой взгляд, получился союз искусства пластического выражения и аутентичности».


04 Июня 2012

Автор текста:

Ирина Дмитриева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градосвет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.