Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.06.2012

Историк авангарда

Ирина Дмитриева

До 30 июня в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке открыта выставка памяти замечательного историка русского авангарда Селима Омаровича Хан-Магомедова.

Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова
Выставка, которая проходит в рамках московской биеннале архитектуры, состоит из двух дополняющих друг друга экспозиций: выставки-манифеста «Авангард Хан-Магомедова», подготовленной «Мастерской ТАФ», и экспозиции «От выпускника МАрхИ до исследователя ВХУТЕМАСа», которую представляет музей Московского архитектурного института.

Выставка-манифест «Авангард Хан-Магомедова», которая занимает основной зал, – это авторское – визуальное, пластическое высказывание руководителя мастерской ТАФ, профессора кафедры средового архитектурного дизайна МАрхИ Александра Ермолаева. Задачу этого высказывания Ермолаев определил как стремление одним – вернуть любовь к авангарду, другим – открывать его непреходящие пластические и художественные ценности.

Пространство экспозиции трактовано как модель мастерской-студии, где, в постоянном споре между различными направлениями рождается явление русского художественного авангарда. Предметная среда взаимодействует с архитектурно-историческим контекстом интерьера, в котором в начале прошлого века находились мастерские ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН. На планшетах, расставленных и развешанных в кажущемся беспорядке («модель идеальной среды, среды граничной между организованностью и свободой, среды в которой можно жить, среды мастерской» – А. Ермолаев), – представлены работы мэтров русского авангарда – Казимира Малевича, Владимира Татлина, Ивана Пуни, Константина Мельникова, Любови Поповой и других. Методические разработки и учебные работы на выявление масс, цвета, пространства и конструкции, созданные в мастерских Николая Ладовского, Владимира Кринского, Густава Клуциса, Александра Родченко. Проектная графика – проекты и макеты городов будущего, кузнец, элеваторов, водонапорных башен, интерьеров рабочих клубов, эскизы мебели. Галерея фотопортретов героев книг Хан-Магомедова «охватывает» концентрически закрученную композицию выставки, голоса героев его книг «звучат» в программных высказываниях, напечатанных на белых планшетах.
Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова

«Здесь собраны мои любимые объекты, проекты, лица, фактически – это мой авангард, моя любовь. Я погружен в него с 1960 года – то есть больше 50 лет, 40 из них мне помогает погружаться Хан-Магомедов. Так что это наш с ним авангард, – поясняет концепцию экспозиции Александр Ермолаев. – Я вслед за Малевичем, Кринским, Мельниковым, Леонидовым открывал для себя красоту прямой линии, решетки из прямых линий, пересекающихся плоскостей, врезающихся объемов, организованных пространств. Пропедевтика Ладовского, Кринского казалась мне сформулированной для ребенка, то есть для меня. Я видел за ней философию ясности, сдержанности, тишины, минимализма, истины. Поздние реставраторы авангарда – постмодернисты, деконструктивисты – мало чего прибавили, теряя в истинности».
Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова

Многое из того, что составляет нынешнюю экспозицию в галерее ВХУТЕМАС, уже было представлено 2 года назад на выставке «Феномен русского дизайна» в ЦСИ М'АРС – автором концепции которой также был Александр Ермолаев. Но в отличие от той выставки основной акцент сделан на архитектуру и на время, которое изучал и о котором писал С.О. Хан-Магомедова. Его портрет открывает экспозицию, в небольшой витрине – его книги, посвященные мэтрам русского художественного авангарда – только малая толика из написанного. С.О. Хан-Магомедов издал в России и за рубежом более 450 работ, посвященных истории русскому авангарду в архитектуре и дизайне.

Музей МАрхИ дополнил авторское высказывание Александра Ермолаева экспозицией «От выпускника МАРХИ до историка ВХУТЕМАСа», в которой представлены подлинные документы из фондов музея, связанные с жизнью и исследовательской работой С.О. Хан-Магомедова.
Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова

Проникнувшись атмосферой авангарда, средой, которая была основным предметом научных интересов Селима Омаровича Хан-Магомедова, можно подняться на антресоль галереи ВХУТЕМАС и познакомиться с документальной частью выставки. В экспозиции «От выпускника Архитектурного института до историка ВХУТЕМАСа» представлены документы из фондов музея МАрхИ: дипломный проект «Мужская средняя школа на 960 человек», выполненный С.О. Хан-Магомедовым в 1951 году под руководством М.П. Парусникова, Г.Я. Мовчана и С.Х. Сатунца, а также переданные им в дар музею работы учащихся ВХУТЕМАСа-ВХУТЭИНа и других архитектурных отделений учебных заведений Москвы начала прошлого века.
Фотография Павла Колосова
Фотография Павла Колосова

Вот что говорит о выставке Анна Ильичева, куратор галереи ВХУТЕМАС: «Наследие авангарда уже давно опубликовано, атрибутировано, реконструировано и знакомо не только специалистам, но и самому широкому кругу зрителей и любителей советского искусства. То, что вы увидите на выставке «Авангард Хан-Магомедова» – это авторское, личностное пластическое высказывание Александра Ермолаева на растиражированную тему авангарда, его история взаимоотношений с материалом и современными мифами. Выставка-манифест плавно переходит к разговору о личности первого и главного исследователя искусства авангарда и школы ВХУТЕМАС Селима Омаровича Хан-Магомедова. Музей МАРХИ как научный преемник идей и материалов С.О. Хан-Магомедова добавил выставке элемент подлинности, представив переданные им в дар ученические работы архитектурных отделений учебных заведений Москвы 1910-1920-х годов. На мой взгляд, получился союз искусства пластического выражения и аутентичности».