Хранители культуры

17 мая в Москве состоялось вручение ежегодной Премии имени А.И. Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России».

Автор текста:
Илья Печёнкин

mainImg
Критическая ситуация, сложившаяся в области охраны культурного достояния и в первую очередь памятников архитектуры, давно стала «притчей во языцех». Учреждение в 2008 году премии, освящённой памятью об Алексее Комече – историке архитектуры с мировым именем и самоотверженном борце с произволом в отношении культурного наследия – явилось важным шагом в консолидации общественных сил, противостоящих этим деструктивным процессам. Автором идеи такой награды стал брат Алексея Ильича, профессор Венского и Мюнхенского университетов Александр Комеч, а в Комитет учредителей вошли руководители влиятельных культурных институций – директор Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино Екатерина Гениева, директор Государственного института искусствознания (ГИИ) Дмитрий Трубочкин, директор издательства «Северный паломник» Сергей Обух. Среди членов жюри под председательством одного из крупнейших специалистов в области древнерусского искусства Льва Лифшица фигурируют авторитетные эксперты в области охраны наследия, такие как директор Российского института Культурного и Природного наследия Юрий Веденин, профессор МАРХИ Наталья Душкина (сразу после учреждения премии она стала первым её лауреатом) и другие. За годы существования Премии им. А.И. Комеча ею были удостоены многие специалисты и общественные активисты, объединённые общим делом и верностью однажды избранным принципам. Лауреатом Премии за 2011 год решением жюри было признано общественное движение «Архнадзор», усилиями которого проблема защиты отечественной культуры получила небывалую доселе социальную значимость.
Директор «Дома-музея М.А. Волошина» в Коктебеле Наталья Мирошниченко, лауреат премии им. А.И.Комеча в 2012 г. Фотографии Ильи Печенкина
директор Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино Екатерина Гениева

В этом году жюри решило присудить сразу две премии. Лауреатами стали заместитель директора по научной работе ООО Ярославская художественная мастерская «Реставратор» Татьяна Васильева и коллектив сотрудников «Дома-музея М.А. Волошина» в Коктебеле, возглавляемый директором Натальей Мирошниченко. За каждой из присуждённых наград – история мужественного противодействия обстоятельствам и конкретным представителям властных структур, которые оказывались беспощадными к такой хрупкой и не имеющей описанной ценности субстанции как культурная память. Эти унылые реалии, несмотря на возникшие в начале 90-х государственные границы, увы, остаются общими для разных уголков постсоветского пространства, будь то лежащая в Средней полосе России Ярославская область или крымский Коктебель, расположенный на территории Украины. 

Будучи музейным сотрудником в 70-х – середине 80-х годов, Татьяна Львовна Васильева наладила активную экспедиционную деятельность, собирая по всей Ярославской области произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Эту работу она продолжила впоследствии на посту руководителя областной службы охраны памятников. Сохранить свою гражданскую позицию, оказавшись внутри чиновничьей иерархии, – задача трудная, граничащая с подвигом. В многолетнем противодействии попыткам искажения исторического облика Ярославля Татьяна Васильева ни разу не изменила себе и призванию хранителя национальной культуры, каковым она является на протяжении всей жизни, независимо от занимаемых должностей.
Татьяна Васильева, заместитель директора по научной работе ООО Ярославская художественная мастерская «Реставратор», лауреат премии им. А.И.Комеча в 2012 г.

Для коктебельского «Дома-музея М.А. Волошина» эпоха «дикого капитализма», выпавшая на 1990-е годы, вполне могла оказаться роковой. Музей в статусе поселкового объекта культуры не имел шансов на выживание в новых экономических условиях при специфических и непростых межнациональных отношениях в Крыму. В этот необычайно сложный период сотрудникам «Дома-музея…» во главе с директором Натальей Мирошниченко удалось совершить настоящее чудо: уже в 1996 году статус музея был повышен до республиканского, удалось не только спасти практически погибавший дом Максимилиана Волошина, но и создать внушительный задел для движения вперёд. Ежегодно здесь проходит симпозиум «Волошинский сентябрь», устраивается джазовый фестиваль, возобновивший традиции, существовавшие в доме Волошина в 1920-е годы. Сегодня музей располагает десятилетней программой развития, в которой значительное место занимают планы международного сотрудничества, деятельности по организации выставок и симпозиумов, а также издательские проекты.

Торжественной церемонии вручения Премии, состоявшейся в Овальном зале ВГБИЛ, предшествовал круглый стол под названием «Наследие как двигатель развития страны». В прозвучавших сообщениях, наряду с констатацией очередных фактов вандализма, были обозначены психологические и социальные причины небрежного отношения к наследию, а также прозвучали конкретные предложения по исправлению этой плачевной ситуации. Острейшей проблемой Лев Лифшиц назвал падение качества реставрации и самих реставраторов как профессионалов своего дела. Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер обратила внимание на эволюцию методов работы разрушителей исторических памятников в Москве. По её словам, на смену прежнему «варварству» пришёл вандализм более утончённого типа, умело злоупотребляющий несовершенствами законодательства. Такое положение дел предъявляет высокие моральные требования к представителям экспертного сообщества. Только чистоплотность экспертов, несущих ответственность не только за сохранность памятников, но и за репутацию своей профессии, может быть фундаментом успешной борьбы с посягательствами на культурное достояние нации. Обнадёживающими наблюдениями поделился с собравшимися президент национально фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссарион Алявдин. Опыт последних лет показывает, что старая усадьба, перешедшая в частные руки, является фактором, способствующим выживанию населённого пункта и возрождению в нём хозяйственной деятельности. Однако, с фигурой частного владельца связаны свои специфические трудности: собственник стремится объявить всю усадебную территорию приватной зоной, существует и проблема сохранения подлинности усадебного ансамбля и его частей. Выход из этих затруднений видится в приобщении новых российских «помещиков» к зарубежному опыту, их культурное просвещение. Этому же вопросу, правда, в аспекте школьного образования, было посвящено выступление Александра Серикова, поделившегося опытом работы со школами Нижнего Новгорода. Девиз его программы «знаешь – любишь, любишь – бережёшь» звучит просто и доходчиво, как, наверное, и подобает истинной формуле счастья. Ведь не мог ошибаться Овидий, чьи слова стали императивом для хранителей культурного наследия в современной России: «счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит».


0

18 Мая 2012

Автор текста:

Илья Печёнкин
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Красный акцент
Коммерческое здание Stellar по проекту Sanjay Puri Architects в новом районе Ахмадабада привлекает внимание офисным «пентхаусом» из красного металла.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Каркас по донцу
Проект-победитель конкурса Малых городов для Городца: комплексная программа обновления общественных пространств с углубленным анализом истории и культурных кодов места.
Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.