17 мая в Москве состоялось вручение ежегодной Премии имени А.И. Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России».
Директор «Дома-музея М.А. Волошина» в Коктебеле Наталья Мирошниченко, лауреат премии им. А.И.Комеча в 2012 г. Фотографии Ильи Печенкина
Критическая ситуация, сложившаяся в области охраны культурного достояния и в первую очередь памятников архитектуры, давно стала «притчей во языцех». Учреждение в 2008 году премии, освящённой памятью об Алексее Комече – историке архитектуры с мировым именем и самоотверженном борце с произволом в отношении культурного наследия – явилось важным шагом в консолидации общественных сил, противостоящих этим деструктивным процессам. Автором идеи такой награды стал брат Алексея Ильича, профессор Венского и Мюнхенского университетов Александр Комеч, а в Комитет учредителей вошли руководители влиятельных культурных институций – директор Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино Екатерина Гениева, директор Государственного института искусствознания (ГИИ) Дмитрий Трубочкин, директор издательства «Северный паломник» Сергей Обух. Среди членов жюри под председательством одного из крупнейших специалистов в области древнерусского искусства Льва Лифшица фигурируют авторитетные эксперты в области охраны наследия, такие как директор Российского института Культурного и Природного наследия Юрий Веденин, профессор МАРХИ Наталья Душкина (сразу после учреждения премии она стала первым её лауреатом) и другие. За годы существования Премии им. А.И. Комеча ею были удостоены многие специалисты и общественные активисты, объединённые общим делом и верностью однажды избранным принципам. Лауреатом Премии за 2011 год решением жюри было признано общественное движение «Архнадзор», усилиями которого проблема защиты отечественной культуры получила небывалую доселе социальную значимость.
директор Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино Екатерина Гениева
В этом году жюри решило присудить сразу две премии. Лауреатами стали заместитель директора по научной работе ООО Ярославская художественная мастерская «Реставратор» Татьяна Васильева и коллектив сотрудников «Дома-музея М.А. Волошина» в Коктебеле, возглавляемый директором Натальей Мирошниченко. За каждой из присуждённых наград – история мужественного противодействия обстоятельствам и конкретным представителям властных структур, которые оказывались беспощадными к такой хрупкой и не имеющей описанной ценности субстанции как культурная память. Эти унылые реалии, несмотря на возникшие в начале 90-х государственные границы, увы, остаются общими для разных уголков постсоветского пространства, будь то лежащая в Средней полосе России Ярославская область или крымский Коктебель, расположенный на территории Украины.
Будучи музейным сотрудником в 70-х – середине 80-х годов, Татьяна Львовна Васильева наладила активную экспедиционную деятельность, собирая по всей Ярославской области произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Эту работу она продолжила впоследствии на посту руководителя областной службы охраны памятников. Сохранить свою гражданскую позицию, оказавшись внутри чиновничьей иерархии, – задача трудная, граничащая с подвигом. В многолетнем противодействии попыткам искажения исторического облика Ярославля Татьяна Васильева ни разу не изменила себе и призванию хранителя национальной культуры, каковым она является на протяжении всей жизни, независимо от занимаемых должностей.
Татьяна Васильева, заместитель директора по научной работе ООО Ярославская художественная мастерская «Реставратор», лауреат премии им. А.И.Комеча в 2012 г.
Для коктебельского «Дома-музея М.А. Волошина» эпоха «дикого капитализма», выпавшая на 1990-е годы, вполне могла оказаться роковой. Музей в статусе поселкового объекта культуры не имел шансов на выживание в новых экономических условиях при специфических и непростых межнациональных отношениях в Крыму. В этот необычайно сложный период сотрудникам «Дома-музея…» во главе с директором Натальей Мирошниченко удалось совершить настоящее чудо: уже в 1996 году статус музея был повышен до республиканского, удалось не только спасти практически погибавший дом Максимилиана Волошина, но и создать внушительный задел для движения вперёд. Ежегодно здесь проходит симпозиум «Волошинский сентябрь», устраивается джазовый фестиваль, возобновивший традиции, существовавшие в доме Волошина в 1920-е годы. Сегодня музей располагает десятилетней программой развития, в которой значительное место занимают планы международного сотрудничества, деятельности по организации выставок и симпозиумов, а также издательские проекты.
Торжественной церемонии вручения Премии, состоявшейся в Овальном зале ВГБИЛ, предшествовал круглый стол под названием «Наследие как двигатель развития страны». В прозвучавших сообщениях, наряду с констатацией очередных фактов вандализма, были обозначены психологические и социальные причины небрежного отношения к наследию, а также прозвучали конкретные предложения по исправлению этой плачевной ситуации. Острейшей проблемой Лев Лифшиц назвал падение качества реставрации и самих реставраторов как профессионалов своего дела. Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер обратила внимание на эволюцию методов работы разрушителей исторических памятников в Москве. По её словам, на смену прежнему «варварству» пришёл вандализм более утончённого типа, умело злоупотребляющий несовершенствами законодательства. Такое положение дел предъявляет высокие моральные требования к представителям экспертного сообщества. Только чистоплотность экспертов, несущих ответственность не только за сохранность памятников, но и за репутацию своей профессии, может быть фундаментом успешной борьбы с посягательствами на культурное достояние нации. Обнадёживающими наблюдениями поделился с собравшимися президент национально фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссарион Алявдин. Опыт последних лет показывает, что старая усадьба, перешедшая в частные руки, является фактором, способствующим выживанию населённого пункта и возрождению в нём хозяйственной деятельности. Однако, с фигурой частного владельца связаны свои специфические трудности: собственник стремится объявить всю усадебную территорию приватной зоной, существует и проблема сохранения подлинности усадебного ансамбля и его частей. Выход из этих затруднений видится в приобщении новых российских «помещиков» к зарубежному опыту, их культурное просвещение. Этому же вопросу, правда, в аспекте школьного образования, было посвящено выступление Александра Серикова, поделившегося опытом работы со школами Нижнего Новгорода. Девиз его программы «знаешь – любишь, любишь – бережёшь» звучит просто и доходчиво, как, наверное, и подобает истинной формуле счастья. Ведь не мог ошибаться Овидий, чьи слова стали императивом для хранителей культурного наследия в современной России: «счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит».
|