31.01.2012

Актуальная утопия

В Музее истории Петербурга на прошлой неделе открылась выставка «Архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936)». Развернутая в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, экспозиция приурочена к 140-летию со дня рождения зодчего.

информация:

Фото предоставлены ГМИ Санкт-Петербурга
Фото предоставлены ГМИ Санкт-Петербурга
Привязка выставки к юбилею довольно формальна – в том смысле, что открывшуюся экспозицию никак не назовешь ни ретроспективной, ни полной. Наоборот, организаторы сознательно решили показать лишь один из периодов творчества Ивана Фомина – петербургский. Всего на выставке представлено порядка 40 листов архитектурной графики, демонстрирующих проекты, над которыми ведущий мастер петербургской неоклассической школы работал до переезда в Москву в 1929-м году.

Все главные работы, как реализованные, так и навсегда оставшиеся на бумаге, здесь присутствуют: курзал на минеральных водах, «Новый Петербург», ансамбль зданий Тучкова буяна, Николаевский вокзал. Органично дополняют графику и архивные материалы, в том числе фотографии из семейного архива, каталоги прижизненных выставок, афиши и материалы, связанные с деятельностью Фомина в качестве руководителя Архитектурной мастерской Совкомхоза по урегулированию плана Петрограда. Здесь же установлен монитор для демонстрации ролика, посвященного современному состоянию едва ли не самой известной постройки архитектора – дома Абамелек-Лазарева.

И хотя в целом в родном Петербурге Иван Фомин оставил заметный след (помимо упомянутого особняка на набережной реки Мойки, по его проектам построены дом Половцева на Каменном острове и два доходных дома в переулке Каховского, а также портик здания на Большой Морской, 16 и фонари-обелиски на Чернышевском мосту), наибольший интерес, пожалуй, представляют его градостроительные замыслы. Это, конечно, прежде всего «Новый Петербург» на острове Голодай, где Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, а также застройка Тучкова буяна, который он планировал превратить в масштабный экспозиционно-развлекательный центр. Кстати, в последнем проекте архитектор проявил себя не только как градостроитель, но и как защитник старого Петербурга. Его проект – единственный из представленных на закрытом конкурсе 1913 года – предполагал полное сохранение и включение в новый комплекс «дворца Бирона». С этой же точки зрения не менее интересен и «Проект разгрузки трех узлов Невского», в котором Фомин предлагал проложить два дублера главного проспекта города – северный (по Итальянской ул.) и южный (по ул. Ломоносова) – с минимальным сносом существующей застройки.

Деликатность по отношению к архитектурному наследию и при этом способность к активному с ним взаимодействию – именно это, кажется, отличает истинно «петербургского» архитектора. Потому, наверно, Музей истории Петербурга и сосредоточился только на том, что Фомин сделал и собирался сделать для бывшей столицы. Кого-то графические листы заинтригуют качеством проработки и утопичностью замысла, а кто-то не поленится проследить, насколько жизнеспособными оказались идеи архитектора. Так, например, в проекте Ладожского вокзала Никиты Явейна можно увидеть аллюзии на фоминский проект здания Николаевского вокзала 1912 года, а о реконструкции Тучкова буяна вспомнить в связи с реализуемым сейчас на том же месте проекте «Набережная Европы».

При просмотре выставки на ум неизбежно приходят сентиментальные соображения. Фомин должен был стать идеальным «петербургским» архитектором, но сначала война, а затем революция не позволили ему в полной мере реализовать свои идеи. Однако сам творческий метод Фомина – разговор с классикой на равных, внимание к наследию и способность мгновенно переключаться с самых масштабных задач на проработку мельчайших деталей, – и его скрупулезный подход к работе над проектами так же актуальны для Петербурга сегодня, как и век назад. И с этой точки зрения небольшая, почти камерная выставка, приуроченная к юбилею, своевременна как никакая другая.
На открытии выставки
На открытии выставки
Тучков буян. Арх. И.Фомин
Тучков буян. Арх. И.Фомин
Проект «Новый Петербург»
Проект «Новый Петербург»
Особняк Половцева
Особняк Половцева

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Катерина Грень
  • Станислав Белых
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Никита Явейн
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Реутт
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Наталия Порошкина
  • Наталья Сидорова
  • Кристина Павлова
  • Зураб Басария
  • Роман Леонидов
  • Александр Асадов
  • Арсений Леонович
  • Владимир Плоткин
  • Павел Андреев
  • Василий Крапивин
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Романов
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Александр Порошкин
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Антон Лукомский
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Токарев
  • Валерия Преображенская
  • Иван Рубежанский
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Константин Ходнев
  • Олег Карлсон
  • Вера Бутко
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Полина Воеводина
  • Александр Бровкин
  • Вероника Дубовик
  • Александр Скокан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Подгорнов
  • Сергей Орешкин
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Гнездилов
  • Александра Кузьмина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Владимир Ковалёв

Постройки и проекты (новые записи):

  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
  • Общественное пространство «Презервация тишины»
  • Дворец единоборств в Лужниках
  • Проект благоустройства Павелецкой площади и строительства под ней торгового центра с паркингом

Технологии:

14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
02.08.2019

Живой дизайн для фасадов

Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
RHEINZINK
01.08.2019

Baumit Klima: чистый воздух в вашем доме

Продукты линейки Baumit Klima на натуральной известковой основе очищают воздух в помещении, не содержат вредных примесей и поддерживают влажность на оптимальном уровне.
Baumit
другие статьи