31.01.2012

Актуальная утопия

В Музее истории Петербурга на прошлой неделе открылась выставка «Архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936)». Развернутая в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, экспозиция приурочена к 140-летию со дня рождения зодчего.

информация:

Фото предоставлены ГМИ Санкт-Петербурга
Фото предоставлены ГМИ Санкт-Петербурга
Привязка выставки к юбилею довольно формальна – в том смысле, что открывшуюся экспозицию никак не назовешь ни ретроспективной, ни полной. Наоборот, организаторы сознательно решили показать лишь один из периодов творчества Ивана Фомина – петербургский. Всего на выставке представлено порядка 40 листов архитектурной графики, демонстрирующих проекты, над которыми ведущий мастер петербургской неоклассической школы работал до переезда в Москву в 1929-м году.

Все главные работы, как реализованные, так и навсегда оставшиеся на бумаге, здесь присутствуют: курзал на минеральных водах, «Новый Петербург», ансамбль зданий Тучкова буяна, Николаевский вокзал. Органично дополняют графику и архивные материалы, в том числе фотографии из семейного архива, каталоги прижизненных выставок, афиши и материалы, связанные с деятельностью Фомина в качестве руководителя Архитектурной мастерской Совкомхоза по урегулированию плана Петрограда. Здесь же установлен монитор для демонстрации ролика, посвященного современному состоянию едва ли не самой известной постройки архитектора – дома Абамелек-Лазарева.

И хотя в целом в родном Петербурге Иван Фомин оставил заметный след (помимо упомянутого особняка на набережной реки Мойки, по его проектам построены дом Половцева на Каменном острове и два доходных дома в переулке Каховского, а также портик здания на Большой Морской, 16 и фонари-обелиски на Чернышевском мосту), наибольший интерес, пожалуй, представляют его градостроительные замыслы. Это, конечно, прежде всего «Новый Петербург» на острове Голодай, где Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, а также застройка Тучкова буяна, который он планировал превратить в масштабный экспозиционно-развлекательный центр. Кстати, в последнем проекте архитектор проявил себя не только как градостроитель, но и как защитник старого Петербурга. Его проект – единственный из представленных на закрытом конкурсе 1913 года – предполагал полное сохранение и включение в новый комплекс «дворца Бирона». С этой же точки зрения не менее интересен и «Проект разгрузки трех узлов Невского», в котором Фомин предлагал проложить два дублера главного проспекта города – северный (по Итальянской ул.) и южный (по ул. Ломоносова) – с минимальным сносом существующей застройки.

Деликатность по отношению к архитектурному наследию и при этом способность к активному с ним взаимодействию – именно это, кажется, отличает истинно «петербургского» архитектора. Потому, наверно, Музей истории Петербурга и сосредоточился только на том, что Фомин сделал и собирался сделать для бывшей столицы. Кого-то графические листы заинтригуют качеством проработки и утопичностью замысла, а кто-то не поленится проследить, насколько жизнеспособными оказались идеи архитектора. Так, например, в проекте Ладожского вокзала Никиты Явейна можно увидеть аллюзии на фоминский проект здания Николаевского вокзала 1912 года, а о реконструкции Тучкова буяна вспомнить в связи с реализуемым сейчас на том же месте проекте «Набережная Европы».

При просмотре выставки на ум неизбежно приходят сентиментальные соображения. Фомин должен был стать идеальным «петербургским» архитектором, но сначала война, а затем революция не позволили ему в полной мере реализовать свои идеи. Однако сам творческий метод Фомина – разговор с классикой на равных, внимание к наследию и способность мгновенно переключаться с самых масштабных задач на проработку мельчайших деталей, – и его скрупулезный подход к работе над проектами так же актуальны для Петербурга сегодня, как и век назад. И с этой точки зрения небольшая, почти камерная выставка, приуроченная к юбилею, своевременна как никакая другая.
На открытии выставки
На открытии выставки
Тучков буян. Арх. И.Фомин
Тучков буян. Арх. И.Фомин
Проект «Новый Петербург»
Проект «Новый Петербург»
Особняк Половцева
Особняк Половцева

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Порошкина
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Юрий Сафронов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Реутт
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Александр Порошкин
  • Кристина Павлова
  • Дмитрий Васильев
  • Катерина Грень
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Сергей Труханов
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Вероника Дубовик
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Евгений Подгорнов
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Марк Сафронов
  • Никита Токарев
  • Иван Кожин
  • Василий Крапивин
  • Сергей Чобан
  • Сергей Орешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Иван Рубежанский
  • Юлия Тряскина
  • Рустам Керимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи