Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.01.2012

Актуальная утопия

Константин Бударин

В Музее истории Петербурга на прошлой неделе открылась выставка «Архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936)». Развернутая в Иоанновском равелине Петропавловской крепости, экспозиция приурочена к 140-летию со дня рождения зодчего.

Фото предоставлены ГМИ Санкт-Петербурга
Фото предоставлены ГМИ Санкт-Петербурга
Привязка выставки к юбилею довольно формальна – в том смысле, что открывшуюся экспозицию никак не назовешь ни ретроспективной, ни полной. Наоборот, организаторы сознательно решили показать лишь один из периодов творчества Ивана Фомина – петербургский. Всего на выставке представлено порядка 40 листов архитектурной графики, демонстрирующих проекты, над которыми ведущий мастер петербургской неоклассической школы работал до переезда в Москву в 1929-м году.

Все главные работы, как реализованные, так и навсегда оставшиеся на бумаге, здесь присутствуют: курзал на минеральных водах, «Новый Петербург», ансамбль зданий Тучкова буяна, Николаевский вокзал. Органично дополняют графику и архивные материалы, в том числе фотографии из семейного архива, каталоги прижизненных выставок, афиши и материалы, связанные с деятельностью Фомина в качестве руководителя Архитектурной мастерской Совкомхоза по урегулированию плана Петрограда. Здесь же установлен монитор для демонстрации ролика, посвященного современному состоянию едва ли не самой известной постройки архитектора – дома Абамелек-Лазарева.

И хотя в целом в родном Петербурге Иван Фомин оставил заметный след (помимо упомянутого особняка на набережной реки Мойки, по его проектам построены дом Половцева на Каменном острове и два доходных дома в переулке Каховского, а также портик здания на Большой Морской, 16 и фонари-обелиски на Чернышевском мосту), наибольший интерес, пожалуй, представляют его градостроительные замыслы. Это, конечно, прежде всего «Новый Петербург» на острове Голодай, где Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, а также застройка Тучкова буяна, который он планировал превратить в масштабный экспозиционно-развлекательный центр. Кстати, в последнем проекте архитектор проявил себя не только как градостроитель, но и как защитник старого Петербурга. Его проект – единственный из представленных на закрытом конкурсе 1913 года – предполагал полное сохранение и включение в новый комплекс «дворца Бирона». С этой же точки зрения не менее интересен и «Проект разгрузки трех узлов Невского», в котором Фомин предлагал проложить два дублера главного проспекта города – северный (по Итальянской ул.) и южный (по ул. Ломоносова) – с минимальным сносом существующей застройки.

Деликатность по отношению к архитектурному наследию и при этом способность к активному с ним взаимодействию – именно это, кажется, отличает истинно «петербургского» архитектора. Потому, наверно, Музей истории Петербурга и сосредоточился только на том, что Фомин сделал и собирался сделать для бывшей столицы. Кого-то графические листы заинтригуют качеством проработки и утопичностью замысла, а кто-то не поленится проследить, насколько жизнеспособными оказались идеи архитектора. Так, например, в проекте Ладожского вокзала Никиты Явейна можно увидеть аллюзии на фоминский проект здания Николаевского вокзала 1912 года, а о реконструкции Тучкова буяна вспомнить в связи с реализуемым сейчас на том же месте проекте «Набережная Европы».

При просмотре выставки на ум неизбежно приходят сентиментальные соображения. Фомин должен был стать идеальным «петербургским» архитектором, но сначала война, а затем революция не позволили ему в полной мере реализовать свои идеи. Однако сам творческий метод Фомина – разговор с классикой на равных, внимание к наследию и способность мгновенно переключаться с самых масштабных задач на проработку мельчайших деталей, – и его скрупулезный подход к работе над проектами так же актуальны для Петербурга сегодня, как и век назад. И с этой точки зрения небольшая, почти камерная выставка, приуроченная к юбилею, своевременна как никакая другая.
На открытии выставки
На открытии выставки
Тучков буян. Арх. И.Фомин
Тучков буян. Арх. И.Фомин
Проект «Новый Петербург»
Проект «Новый Петербург»
Особняк Половцева
Особняк Половцева