Вручение премии «Культурное наследие» 2007 года: репортаж

25 апреля в Президент-отеле прошла церемония вручения второй по счету национальной премии «Культурное наследие». В этом году заявок на участие в конкурсе было прислано в 2 раза больше, чем в прошлом, а также добавились две новые номинации – реставратор и доброхот

Автор текста:
Ирина Фильченкова

mainImg

Премию учредил Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы», который занимается привлечением частных инвестиций к реконструкции усадебных ансамблей, а призовой фонд предоставили два спонсора, ЗАО «Ренова стройгруп» и ЗАО «Европроект». Внушительную сумму – один миллион рублей, разделили между девятью лауреатами пяти номинаций, среди которых три – это музейные хранители, реставраторы и журналисты, а две имеют более обощенные формулировки. Одна из них звучит по-старинному непонятно: «доброхот» - то есть хотящий добра, и выдается школьникам и студентам, а вторая – это специальная премия, которая, как было сказано на церемонии, присужается людям, чьи заслуги «не укладываются в какие-либо профессиональные рамки». Каждому лауреату, а это, в основном, творческие коллективы, досталось по 150 тысяч рублей. Шестая номаниция – единственная для современных владельцев усадеб, которым, как меценатам, денежную премию не выдавали, а вручали «золотые значки». Премия «Культурное наследие» вручается во второй раз и надо сказать, что это, наверное, единственная премия, которую дают за охрану и реставрацию усадебных памятников. Тем более денежная и с большим призовым фондом, удивительным даже для зарубежных коллег.  

Церемония награждения совпала с днем траура, когда проходило прощание с первым президентом России Борисом Ельциным, что заставило организаторов скорректировать музыкальную программу и общий тон награждения. Как отметил президент фонда «Возрождения Русской усадьбы» Виссарион Алявдин, «в такой день именно культурное наследие – это то, что связывает многие поколения и составляет стержень человеческой истории».

В целом происходящее напоминало торжественный семинар, где каждый имеющий отношение к сохранению памятников культуры стремился сказать собственное слово в защиту культурного наследия и исторической памяти. Со сцены звучали истории спасения заброшенных церквей и усадеб и не менее впечатляющие цифры спасенных и не спасенных памятников. Ведущая вечера Светлана Сорокина приложила немалые усилия к тому, чтобы дать слово всем желающим и одновременно вписать все речи в какой-никакой, а регламент.

Первыми хрустальную колонну вручили победителям номинации «Доброхот» - она предназначена для школьных и студенческих организаций, занятых спасением памятников. Первыми «доброхотами» назвали творческий коллектив лицея №1535 Москвы (руководители - Татьяна Васильевна Воробьева и Ольга Александровна Карачева ) и творческий коллектив учителей средней школы №9 им. А.С. Пушкина города Перми (Н.А. Курдина, О.В. Окулова, О.В. Яковлева ) с комментарием «за развитие доброхотского движения».

Затем награждали лауреатов Специальной премии - «За активную деятельность в деле восстановления и популяризации архитектурного наследия Тверской области» отметили творческий коллектив в составе: К.А. Конюхова, О.А. Петрочинина, С.Е. Жилкин. Награду вручал губернатор Тверской области, который рассказал, что их регион один из первых в стране внедряет частно-государственное управление и по этой программе уже восстанавливается целый квартал в исторической застройке Торжка.

В другой новой номинации, «Реставратор», были награждены С.А. Мельникова, Н.И. Смирнов, Н.А. Семина – за реставрацию 35 усадебных храмов. Премию вручал член ассоциации по сохранению культурного наследия «Европа Ностра» А. Хаулер, сказавший, что западные коллеги впечатлены российской программой сохранения культурного наследия и теми денежными суммами, которые вручаются победителям премии. Также он объявил, что заявка на членство, полученная от Фонда «Возрождение русской усадьбы», одобрена и фонд будет принят в «Европа Ностра» на заседании Генеральной ассамблеи в Стокгольме в июне 2007 года.

Вторыми лауреатами-реставраторами стали Л.В. Шипошникова, В.А. Родионов, И.Д. Любимова за реставрацию усадьбы Лопухиных в Москве. Премию вручала Северо-западная ассоциация реставраторов.

В номинации «Хранитель» стали победителями А.Ю. Литвинцев «за восстановление и популяризацию» усадьбы купцов Бутиных в Нечинске Четинской области, а также Я.Н. Щапов и Ю.Л. Щапова – за изучение, восстановление и популяризацию усадьбы Щапово Подольского р-на Московской области. Награждать победителей вышел заместитель председателя комитета по культуре Госдумы А.А. Тягунов, сказав, что памятников в России порядка 90 тысяч включая археологические, и можно конечно плакать, что тридцать процентов из них находятся с руинированном состоянии, но сегодня знаменательное событие – есть фонд, есть трастовое общество по сохранению памятников, есть люди, которые восстанавливают их очень хорошо, и это главное. Также он добавил, что законодательство, на которое он работает, не совершенно и пора бы уже сделать закон о меценатах, чтобы люди могли вкладывать в культуру, «…как ни странно и у этого закона есть противники, но мы сделаем его».

Лучшими «популяризаторами» культурного наследия стали журналист А.М. Чикин – за популяризацию архитектурного и исторического наследия Севастополя. Вторым номинантом назвали тележурналистку И.В. Лысцеву за цикл программ и документальных фильмов по усадьбам Калужской и Тульской областей, которая во время вручения награды прямо со сцены попросила у присутствовавшего губернатора отдать ей ее родовое имение Лысцево – тогда она восстановит некогда процветавшее там золотое шитье.

Лауреатами номинации «Владелец» стали А.И. Шакс, гендиректор ЗАО «Михалково», за сохранение усадьбы «Михалково» в Москве, а также О.С. Сбоев и Н.В. Сбоева – за восстановление и вовлечение в современный социо-культурный и туристический контекст усадьбы Сведомских Чайковского р-на Пермской области.

Памятными медалями за заслуги в сохранении памятников Отечества наградили: творческий коллектив проекта «Москва, которой нет» - А.В. Крупчанского, Ю.В. Мезенцеву, К.Д. Сумарокова – «за активную гражданскую позицию по сохранению старой Москвы». И творческий коллектив из Латвии за реставрацию и музеефикацию усадьбы Дурбе в Тукумсе, Латвия.

Хрустальная колонна с золотым свитком – главный приз «Культурного наследия». Фотографии Ирины Фильченковой
Президент фонда «Возрождение русской усадьбы» В.И. Алявдин
Победители номинации «Доброхот» – творческий коллектив школы №9 им. А.С. Пушкина г. Перми
Ведущая церемонии Светлана Сорокина
Победители номинации «Специальная премия». К. Конюхова
А.А. Тягунов поздравляет победителей номинации «Хранитель» – Я.Н. Щапова и Ю.Л. Щапову
Победительница номинации «Популяризатор» – И. Лысцева
Победитель номинации «Популяризатор» – А.М. Чикин
Народный артист Михаил Козаков читал победительнице стихи Пушкина


28 Апреля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.