26.01.2010

Архитектор города

В Москве открылась выставка избранных работ норвежского архитектора Кристин Ярмунд.

информация:

Здание Налогового управления.  Фото: Пер Манинг (Per Maning)
Здание Налогового управления. Фото: Пер Манинг (Per Maning)открыть большое изображение
Интрига выставки заключается в том, что никак невозможно причислить Ярмунд к направлению «скандинавской архитектуры» — даже в самом широком понимании этого термина. Ее творчество отличает не только (и не столько) внимание к материалу и ландшафту, и ее постройки —чаще яркие, чем сдержанные; редко для нее и использование дерева, которое играет такую важную роль в архитектуре Северной Европы — как традиционной, так и современной.
Палата мер и весов в Челлере
Палата мер и весов в Челлереоткрыть большое изображение


С другой стороны, в работах Ярмунд нет свободной игры с формой, характерной для таких ее соотечественников, как Хьетиль Торсен из «Снохетты» и молодые архитекторы бюро Space Group и Various Architects. На всех ее проектах лежит печать незаурядного таланта, но при этом они оставляют ощущение не-скандинавской архитектуры, даже, может быть, и не северной вовсе — хотя, безусловно, очень европейской. Смелость и оригинальность решений не заслоняет ключевой для Кристин Ярмунд источник вдохновения — творчество мастеров Современного движения. При этом четко прослеживается эволюция образцов — от «классического» довоенного модернизма комплекса норвежской Палаты мер и весов в Челлере (1997) или школы Бентерюд в Скорере (1999) до средней школы в Рохолте (2004), остроумно соединяющей в себе влияние Мис ван дер Роэ (поднятый на платформу стеклянный павильон с выносом крыши напоминает Краун-Холл или Новую Национальную Галерею) и Ле Корбюзье (конусообразные завершения аудиторий выступают сверху из прямоугольного объема — как в здании Ассамблеи в Чандигархе).
Средняя школы в Рохолте.  Фото © Arnout Fonck
Средняя школы в Рохолте. Фото © Arnout Fonckоткрыть большое изображение


Вероятно, в опоре на Современное движение, а также, по словам самой Ярмунд, в ее «городском» происхождении скрывается причина специфического — отстранённого — взаимодействия ее построек с ландшафтом: они учитывают его особенности, но остаются при этом самодостаточными (опять же, нехарактерная для «типичной» скандинавской архитектуры черта).
Средняя школы в Рохолте. Вид во внутренний двор. Фото © Stian Wiik
Средняя школы в Рохолте. Вид во внутренний двор. Фото © Stian Wiikоткрыть большое изображение


Важно отметить, что работы Ярмунд очень далеки от какой-либо вторичности и связанной с ней скуки, архитектор не ищет утешения в прошлом, но активно взаимодействует с современностью. Яркий пример — станция метро «Нюдален» в Осло (2003), где от наземного павильона, динамичной композиции из плоскостей базальта и красного стекла, к поездам ведет «Тоннель света» с эскалаторами: этот мультимедийный объект образован из меняющих цвет светильников и музыкального сопровождения, составленного из звуков города.
Именно город является идеальной средой для работы Ярмунд: лучшие из представленных на выставке построек созданы ей для столицы Норвегии.
Станция метро «Нюдален» в Осло. Наземный павильон
Станция метро «Нюдален» в Осло. Наземный павильоноткрыть большое изображение


Штаб-квартира банка Fokus (2005) обращена к площади рельефным фасадом из панелей стекла с деревянными вставками, к соседней улице — плоскостью базальта, оживленной выступающими из нее тремя полосами застекления. Так называемая «Сокровищница», здание налогового управления в пригороде Осло (2007) своими смещенными по горизонтали «слоями» задает динамику окружающему пространству, не нарушая при этом сложившегося контекста.
Станция метро «Нюдален» в Осло. «Тоннель света»
Станция метро «Нюдален» в Осло. «Тоннель света»открыть большое изображение


Также в городе находится последняя по хронологии из представленных на выставке работ Кристин Ярмунд: здание посольства Норвегии в Непале, расположенное в Катманду, ориентировано на определяющий для этой страны «фактор» — Гималаи. Одноэтажный объем из местного сланца снабжен «мезонином» с кабинетом посла; панели его застекления расположены зигзагообразно, что одновременно напоминает очертания горного хребта и создает визуальный центр главного фасада.
Штаб-квартира банка Fokus. Фото © Arnout Fonck
Штаб-квартира банка Fokus. Фото © Arnout Fonckоткрыть большое изображение


Среди показанных в Москве работ всего одна связана с дизайном интерьера, хотя для Ярмунд эта сфера деятельности является важной. Небольшое кафе, точнее, стеклянный киоск-витрина для кафе Национальной галереи в Осло (2002) предвосхищает удачный опыт архитектора в создании музейных экспозиций. Расположенное на фоне прекрасных нимф — копий рельефов Жана Гужона для «Фонтана Невинных», это сооружение напоминает традиционную витрину для экспонатов, но легкомысленную атмосферу создает забавное противоречие: вместо произведений искусства там выставлена различная снедь.
Штаб-квартира банка Fokus. Фото © Per Maning
Штаб-квартира банка Fokus. Фото © Per Maningоткрыть большое изображение


Что же касается экспозиции работ Кристин Ярмунд в Москве, ее дизайн — это типичный дизайн передвижной выставки, служащей в первую очередь просвещению и информированию публики, а не «представительским» функциям. Легкие металлические конструкции с укрепленными на них фотографиями, чертежами и пояснительными текстами дополнены макетами и пластиковыми панелями, дающими представление о цвете и фактуре использованных материалов. К сожалению, выделенный для выставки зал в комплексе «ПRОЕКТ_FАБRИКА» слишком мал для нее, поэтому сложно по-настоящему оценить крупноформатные фотографии, а логика расположения изображений порой нарушается из-за нехватки места. Эти неприятные детали, впрочем, не отнимают у выставки главного: этот насыщенный рассказ о работах оригинального архитектора может послужить пищей для размышлений, но также интересен и сам по себе, как интересен любой очерк творческих поисков — и находок.
Здание Налогового управления. Фото © Per Maning
Здание Налогового управления. Фото © Per Maningоткрыть большое изображение
Посольство Норвегии в Непале.  Фото © Guri Dahl
Посольство Норвегии в Непале. Фото © Guri Dahlоткрыть большое изображение
Посольство Норвегии в Непале.  Фото © Guri Dahl
Посольство Норвегии в Непале. Фото © Guri Dahlоткрыть большое изображение
Кафе в Национальной галерее. Фото © Per Maning
Кафе в Национальной галерее. Фото © Per Maningоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Машков
  • Сергей Кузнецов
  • Валерия Преображенская
  • Никита Явейн
  • Владимир Плоткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Всеволод Медведев
  • Карен Сапричян
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Карлсон
  • Наталия Шилова
  • Иван Кожин
  • Левон Айрапетов
  • Николай Переслегин
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Никита Бирюков
  • Олег Шапиро
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Иванов
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Мединский
  • Илья Уткин
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Переслегин
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Васильев
  • Вера Бутко
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Полина Воеводина
  • Юлия Тряскина
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Грень
  • Зураб Басария
  • Петр Фонфара
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Скуратов
  • Магда Чихонь
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Евгений Герасимов
  • Николай Миловидов
  • Юлий Борисов
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Биндеман
  • Магда Кмита
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи