В Москве открылась выставка избранных работ норвежского архитектора Кристин Ярмунд.
Здание Налогового управления. Фото: Пер Манинг (Per Maning)
Интрига выставки заключается в том, что никак невозможно причислить Ярмунд к направлению «скандинавской архитектуры» — даже в самом широком понимании этого термина. Ее творчество отличает не только (и не столько) внимание к материалу и ландшафту, и ее постройки —чаще яркие, чем сдержанные; редко для нее и использование дерева, которое играет такую важную роль в архитектуре Северной Европы — как традиционной, так и современной.Палата мер и весов в Челлере
С другой стороны, в работах Ярмунд нет свободной игры с формой, характерной для таких ее соотечественников, как Хьетиль Торсен из «Снохетты» и молодые архитекторы бюро Space Group и Various Architects. На всех ее проектах лежит печать незаурядного таланта, но при этом они оставляют ощущение не-скандинавской архитектуры, даже, может быть, и не северной вовсе — хотя, безусловно, очень европейской. Смелость и оригинальность решений не заслоняет ключевой для Кристин Ярмунд источник вдохновения — творчество мастеров Современного движения. При этом четко прослеживается эволюция образцов — от «классического» довоенного модернизма комплекса норвежской Палаты мер и весов в Челлере (1997) или школы Бентерюд в Скорере (1999) до средней школы в Рохолте (2004), остроумно соединяющей в себе влияние Мис ван дер Роэ (поднятый на платформу стеклянный павильон с выносом крыши напоминает Краун-Холл или Новую Национальную Галерею) и Ле Корбюзье (конусообразные завершения аудиторий выступают сверху из прямоугольного объема — как в здании Ассамблеи в Чандигархе). Средняя школы в Рохолте. Фото © Arnout Fonck
Вероятно, в опоре на Современное движение, а также, по словам самой Ярмунд, в ее «городском» происхождении скрывается причина специфического — отстранённого — взаимодействия ее построек с ландшафтом: они учитывают его особенности, но остаются при этом самодостаточными (опять же, нехарактерная для «типичной» скандинавской архитектуры черта). Средняя школы в Рохолте. Вид во внутренний двор. Фото © Stian Wiik
Важно отметить, что работы Ярмунд очень далеки от какой-либо вторичности и связанной с ней скуки, архитектор не ищет утешения в прошлом, но активно взаимодействует с современностью. Яркий пример — станция метро «Нюдален» в Осло (2003), где от наземного павильона, динамичной композиции из плоскостей базальта и красного стекла, к поездам ведет «Тоннель света» с эскалаторами: этот мультимедийный объект образован из меняющих цвет светильников и музыкального сопровождения, составленного из звуков города. Именно город является идеальной средой для работы Ярмунд: лучшие из представленных на выставке построек созданы ей для столицы Норвегии. Станция метро «Нюдален» в Осло. Наземный павильон
Штаб-квартира банка Fokus (2005) обращена к площади рельефным фасадом из панелей стекла с деревянными вставками, к соседней улице — плоскостью базальта, оживленной выступающими из нее тремя полосами застекления. Так называемая «Сокровищница», здание налогового управления в пригороде Осло (2007) своими смещенными по горизонтали «слоями» задает динамику окружающему пространству, не нарушая при этом сложившегося контекста.Станция метро «Нюдален» в Осло. «Тоннель света»
Также в городе находится последняя по хронологии из представленных на выставке работ Кристин Ярмунд: здание посольства Норвегии в Непале, расположенное в Катманду, ориентировано на определяющий для этой страны «фактор» — Гималаи. Одноэтажный объем из местного сланца снабжен «мезонином» с кабинетом посла; панели его застекления расположены зигзагообразно, что одновременно напоминает очертания горного хребта и создает визуальный центр главного фасада.Штаб-квартира банка Fokus. Фото © Arnout Fonck
Среди показанных в Москве работ всего одна связана с дизайном интерьера, хотя для Ярмунд эта сфера деятельности является важной. Небольшое кафе, точнее, стеклянный киоск-витрина для кафе Национальной галереи в Осло (2002) предвосхищает удачный опыт архитектора в создании музейных экспозиций. Расположенное на фоне прекрасных нимф — копий рельефов Жана Гужона для «Фонтана Невинных», это сооружение напоминает традиционную витрину для экспонатов, но легкомысленную атмосферу создает забавное противоречие: вместо произведений искусства там выставлена различная снедь.Штаб-квартира банка Fokus. Фото © Per Maning
Что же касается экспозиции работ Кристин Ярмунд в Москве, ее дизайн — это типичный дизайн передвижной выставки, служащей в первую очередь просвещению и информированию публики, а не «представительским» функциям. Легкие металлические конструкции с укрепленными на них фотографиями, чертежами и пояснительными текстами дополнены макетами и пластиковыми панелями, дающими представление о цвете и фактуре использованных материалов. К сожалению, выделенный для выставки зал в комплексе «ПRОЕКТ_FАБRИКА» слишком мал для нее, поэтому сложно по-настоящему оценить крупноформатные фотографии, а логика расположения изображений порой нарушается из-за нехватки места. Эти неприятные детали, впрочем, не отнимают у выставки главного: этот насыщенный рассказ о работах оригинального архитектора может послужить пищей для размышлений, но также интересен и сам по себе, как интересен любой очерк творческих поисков — и находок.
Здание Налогового управления. Фото © Per Maning
Посольство Норвегии в Непале. Фото © Guri Dahl
Посольство Норвегии в Непале. Фото © Guri Dahl
Кафе в Национальной галерее. Фото © Per Maning
|