04.12.2009

Самарский смерч

2 декабря в Музее архитектуры состоялась презентация третьего издания, подготовленного MAPS (Московским обществом охраны архитектурного наследия). Вслед за опубликованным в сентябре Отчетом «Московское архитектурное наследие: Точка невозврата» на свет появилась книга о Самаре – городе с уникальными и стремительно исчезающими историческими ландшафтами.

информация:

Константин Михайлов, Виталий Стадников, Андрей Гозак, Марина Хрусталева, Давид Саркисян. Фото Натальи Коряковской.
Константин Михайлов, Виталий Стадников, Андрей Гозак, Марина Хрусталева, Давид Саркисян. Фото Натальи Коряковской.открыть большое изображение
Историческая застройка купеческой Самары удивляет разнообразием архитектурных стилей и качеством зданий, будь то классицистические усадьбы, особняки в стиле модерн или т.н. русском стиле, сооружения эпохи авангарда и модернизма 1960-х годов. По старой части Самары можно изучать историю архитектуры российской провинции, однако, по всей видимости, в ближайшее время такая возможность будет утрачена. Дело в том, что в течение последних пятнадцати лет власти города активно поощряют девелопмент, и ради дешевого безликого строительства сносятся целые кварталы исторического города.

Отчет «Самара: наследие под угрозой» стал первым опытом работы MAPS с памятниками провинции. Выбор именно этого города в качестве пробного камня определился благодаря активности местного культурного сообщества. В 2008-м здесь развернулась громкая кампания в защиту приговоренного к сносу всемирно известного памятника конструктивизма – фабрики-кухни завода им. Масленникова, в плане имеющей форму серпа и молота. Местных защитников приехали поддержать эксперты международной организации Save Europe's Heritage во главе с Маркусом Бинни и известным архитектурным критиком Андреем Гозаком. Нынешняя книга родилась из этой поездки, поскольку европейские коллеги оказались одинаково сильно потрясены тем, насколько богата и разнообразна историческая застройка Самары и тем, насколько стремительно она деградирует, не выдерживая напора коммерческого строительства.

Глубоко символично, что защитников наследия объединила фабрика-кухня завода им. Масленникова – 1920–30-е годы вообще стали особым периодом в развитии самарской архитектурной школы и подарили городу множество уникальных объектов. Чего стоит хотя бы один из самых больших городов-садов XX века – Безымянка, – или огромные заводские сооружения, при виде которых западные эксперты всплескивают руками и начинают вдохновенно рассуждать о конверсии, отказываясь верить в то, что эти великолепные творения инженерной мысли в современной Самаре попросту никому не нужны. Впрочем, справедливости ради отметим, что помимо построек авангарда в Самаре есть и другие замечательные памятники, однако и они, хоть и могут по праву называться объектами мирового уровня, власти мало интересуют.

По подсчетам специалистов, за последние 15 лет общее число памятников архитектуры сократилось в Самаре на треть. Эта статистика ужасает настолько , что на презентации книги прозвучали призывы «перейти от слов к делу». Отрадно, что сделано это будет в самое ближайшее время: при поддержке Save Europe's Heritage самарские защитники наследия собираются инициировать кампанию за сохранение деревянного Дома Маштакова, разрушающегося в самом центре города по причине банального запустения. Этот прекрасный особняк был возведен по проекту известного самарского архитектора А. Щербачева, который на рубеже XIX-XX вв. чрезвычайно активно застраивал город в «русском стиле».

Только в сентябре 2009 года реестр охраняемых памятников был сокращен до нескольких сот объектов, однако и этот список тщательно скрывается от общественности. Этим ситуация в Самаре напоминает то, как по отношению к объектам наследия несколько лет назад вели себя московские власти, скрывая все, что только можно, и кулуарно принимая решения о сносе или тотальной реконструкции. Но сегодня московские общественные движения научились существовать в этом искусственном информационном вакууме, и даже добились от Москомнаследия права вовремя получать доступ ко всем необходимым документам. Москвичам удается отслеживать даже манипуляции чиновников со списком т.н. вновь выявленных объектов – построек, еще не получивших полноценного охранного статуса, списка, который время от времени пополняется или сокращается весьма произвольным образом. Эти примеры внушают Самаре определенный оптимизм, хотя сегодня в городе повлиять на процесс принятия решений о сносе того или иного объекта практически невозможно. По словам главного инициатора нынешнего Отчета Виталия Стадникова, архитекторы полностью устранены от сферы охраны наследия, а попытки вмешательства нередко грозят физической расправой.

Самарский сборник, в который вошли статьи Андрея Гозака, спроектировавшего, кстати говоря, в этом городе модернистскую Библиотеку им. Ленина, профессора Самарского архитектурно-строительного университета Сергея Малахова, самарского искусствоведа Владимира Вострикова и многих других, как считает председатель MAPS Марина Хрусталева, во многом получился даже более интересным, чем московский Отчет. Он охватывает самые разные аспекты истории и охраны памятников, и помимо просто перечисления многочисленных фактов вандализма здесь опубликованы любопытные исторические исследования о формировании особой городской ткани, типах самарских кварталов, особенностях деревянной застройки. Примерно половина книги посвящена опыту грамотного сохранения подобных Самаре городов, таких, например, как Таллинн, Томск, Городец.

Сможет ли город с активным и мыслящим профессиональным сообществом и с такой уникальной архитектурной школой сохранить собственную идентичность? Ответ на этот вопрос пока, увы, остается открытым. Возможно, Отчет MAPS и намеченная на 11 декабря его презентация в Самаре помогут что-то прояснить. По крайней мере, «не заметить» это событие городским властям вряд ли удастся.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
На развороте - Дом Маштакова.
На развороте - Дом Маштакова.открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Игорь Шварцман
  • Шимон Матковски
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина
  • Николай Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Иванов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Попов
  • Зураб Басария
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Явейн
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Никита Токарев
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Валерия Преображенская
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Асадов
  • Константин Ходнев
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Сергей  Орешкин
  • Роман Леонидов
  • Сергей Переслегин
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Лукаш Качмарчик
  • Магда Чихонь
  • Владимир Биндеман
  • Наталия Шилова
  • Сергей Труханов
  • Евгений Герасимов
  • Станислав Белых
  • Петр Фонфара
  • Даниил Лоренц
  • Вера Бутко
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Илья Уткин
  • Георгий Трофимов
  • Юлий Борисов
  • Олег Шапиро
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Васильев
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Олег Мединский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Полина Воеводина
  • Магда Кмита

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи