2 декабря в Музее архитектуры состоялась презентация третьего издания, подготовленного MAPS (Московским обществом охраны архитектурного наследия). Вслед за опубликованным в сентябре Отчетом «Московское архитектурное наследие: Точка невозврата» на свет появилась книга о Самаре – городе с уникальными и стремительно исчезающими историческими ландшафтами.
Константин Михайлов, Виталий Стадников, Андрей Гозак, Марина Хрусталева, Давид Саркисян. Фото Натальи Коряковской.
Историческая застройка купеческой Самары удивляет разнообразием архитектурных стилей и качеством зданий, будь то классицистические усадьбы, особняки в стиле модерн или т.н. русском стиле, сооружения эпохи авангарда и модернизма 1960-х годов. По старой части Самары можно изучать историю архитектуры российской провинции, однако, по всей видимости, в ближайшее время такая возможность будет утрачена. Дело в том, что в течение последних пятнадцати лет власти города активно поощряют девелопмент, и ради дешевого безликого строительства сносятся целые кварталы исторического города.
Отчет «Самара: наследие под угрозой» стал первым опытом работы MAPS с памятниками провинции. Выбор именно этого города в качестве пробного камня определился благодаря активности местного культурного сообщества. В 2008-м здесь развернулась громкая кампания в защиту приговоренного к сносу всемирно известного памятника конструктивизма – фабрики-кухни завода им. Масленникова, в плане имеющей форму серпа и молота. Местных защитников приехали поддержать эксперты международной организации Save Europe's Heritage во главе с Маркусом Бинни и известным архитектурным критиком Андреем Гозаком. Нынешняя книга родилась из этой поездки, поскольку европейские коллеги оказались одинаково сильно потрясены тем, насколько богата и разнообразна историческая застройка Самары и тем, насколько стремительно она деградирует, не выдерживая напора коммерческого строительства.
Глубоко символично, что защитников наследия объединила фабрика-кухня завода им. Масленникова – 1920–30-е годы вообще стали особым периодом в развитии самарской архитектурной школы и подарили городу множество уникальных объектов. Чего стоит хотя бы один из самых больших городов-садов XX века – Безымянка, – или огромные заводские сооружения, при виде которых западные эксперты всплескивают руками и начинают вдохновенно рассуждать о конверсии, отказываясь верить в то, что эти великолепные творения инженерной мысли в современной Самаре попросту никому не нужны. Впрочем, справедливости ради отметим, что помимо построек авангарда в Самаре есть и другие замечательные памятники, однако и они, хоть и могут по праву называться объектами мирового уровня, власти мало интересуют.
По подсчетам специалистов, за последние 15 лет общее число памятников архитектуры сократилось в Самаре на треть. Эта статистика ужасает настолько , что на презентации книги прозвучали призывы «перейти от слов к делу». Отрадно, что сделано это будет в самое ближайшее время: при поддержке Save Europe's Heritage самарские защитники наследия собираются инициировать кампанию за сохранение деревянного Дома Маштакова, разрушающегося в самом центре города по причине банального запустения. Этот прекрасный особняк был возведен по проекту известного самарского архитектора А. Щербачева, который на рубеже XIX-XX вв. чрезвычайно активно застраивал город в «русском стиле».
Только в сентябре 2009 года реестр охраняемых памятников был сокращен до нескольких сот объектов, однако и этот список тщательно скрывается от общественности. Этим ситуация в Самаре напоминает то, как по отношению к объектам наследия несколько лет назад вели себя московские власти, скрывая все, что только можно, и кулуарно принимая решения о сносе или тотальной реконструкции. Но сегодня московские общественные движения научились существовать в этом искусственном информационном вакууме, и даже добились от Москомнаследия права вовремя получать доступ ко всем необходимым документам. Москвичам удается отслеживать даже манипуляции чиновников со списком т.н. вновь выявленных объектов – построек, еще не получивших полноценного охранного статуса, списка, который время от времени пополняется или сокращается весьма произвольным образом. Эти примеры внушают Самаре определенный оптимизм, хотя сегодня в городе повлиять на процесс принятия решений о сносе того или иного объекта практически невозможно. По словам главного инициатора нынешнего Отчета Виталия Стадникова, архитекторы полностью устранены от сферы охраны наследия, а попытки вмешательства нередко грозят физической расправой.
Самарский сборник, в который вошли статьи Андрея Гозака, спроектировавшего, кстати говоря, в этом городе модернистскую Библиотеку им. Ленина, профессора Самарского архитектурно-строительного университета Сергея Малахова, самарского искусствоведа Владимира Вострикова и многих других, как считает председатель MAPS Марина Хрусталева, во многом получился даже более интересным, чем московский Отчет. Он охватывает самые разные аспекты истории и охраны памятников, и помимо просто перечисления многочисленных фактов вандализма здесь опубликованы любопытные исторические исследования о формировании особой городской ткани, типах самарских кварталов, особенностях деревянной застройки. Примерно половина книги посвящена опыту грамотного сохранения подобных Самаре городов, таких, например, как Таллинн, Томск, Городец.
Сможет ли город с активным и мыслящим профессиональным сообществом и с такой уникальной архитектурной школой сохранить собственную идентичность? Ответ на этот вопрос пока, увы, остается открытым. Возможно, Отчет MAPS и намеченная на 11 декабря его презентация в Самаре помогут что-то прояснить. По крайней мере, «не заметить» это событие городским властям вряд ли удастся.
На развороте - Дом Маштакова.
|