17.04.2009

Москва послезавтра: «Архмагеддон»

В среду в московском Архитектурном институте был завершен первый этап межвузовского творческого конкурса «Москва послезавтра», организаторы которого предложили студентам пофантазировать на тему будущего облика центральных площадей столицы. Работы получились широко разбросанными во времени, начиная от решения наболевших проблем сегодняшнего дня до фантазий далекого будущего, где город превращается в воспоминание на картинке в интернете или в музей, по которому можно гулять только в кислородных масках.

информация:

открыть большое изображение

Студенческий конкурс «Москва послезавтра» инициирован общественным движением за сохранение архитектурного наследия «Архнадзор». Как известно, московский строительный бум смел на своем пути многие исторические здания и памятники архитектуры, которые общественность не смогла защитить перед «всемогуществом» девелоперов. С новыми стройками облик исторического города меняется, и, как результат, возникает логичный вопрос, каким этот облик будет в будущем – завтра, послезавтра. Организаторы конкурса предложили ответить на него студентам трех столичных ВУЗов – МАрхИ, Суриковского художественного училища и РГГУ. Участники конкурса должны были на примере центральных площадей Москвы: Боровицкой, Пушкинской, Трубной, Тверской Заставы рассказать о своем видении будущности города – концептуально, художественно или буквально. Конкурс будет проведен в три этапа, для каждого ВУЗа в отдельное время. Начали с МАрхИ, работы студентов третьего курса Архитектурного института составили первый этап конкурса. Эти работы были показаны педагогам, организаторам и журналистам 15 апреля.

В среду работы участников конкурса разложили в разных аудиториях института – так что тем, кто пришел посмотреть на результаты, приходилось бегать туда-сюда по запутанным лабиринтам МАрхИ. Преподаватели, представители «Архнадзора», пресса переходили из одной аудитории в другую, расспрашивая авторов работ об их концепциях и видении будущего Москвы. Это будущее оказалось настолько оторванным от реальности и завораживающим, что вызвало восхищение всех без исключения. После просмотра работ преподавателями и выставления оценок, планшеты перенесли из аудиторий в Белый зал, где, наконец-то, из мозаики сложилась единая картина будущего Москвы – такого, каким его сейчас представляют студенты-архитекторы.

Для студентов третьего курса, мыслящих еще по-юношески категорично, но, с другой стороны, по-настоящему концептуально, «послезавтра» оказалось разным временем. Для кого-то оно стало реальным днем после завтра, а для кого-то – приблизительно 2150 годом. Соответственно и задачи, которые решались для разного времени, были разными.
Сторонники ближайшего будущего постарались решить наболевшие проблемы Москвы – сохранение исторической среды, организация транспортных и пешеходных путей, озеленение городского пространства и т.д. Среди предложений было строительство археологического мини-музея на Пушкинской площади: фундаменты Страстного монастыря были бы в нем показаны за стеклянными витринами, прямо на улице. Для решения транспортной проблемы предлагалось пустить туннель под землей, построить легкие пешеходные мосты, соединяющие разные углы площади, или (это чаще всего) надстроить второй ярус автомобильных и пешеходных развязок, тем самым освободив площадь  и вернув ей исторической облик. Почти сто лет назад итальянский футурист Антонио Сант’Элиа в своем проекте «Нового города» нарисовал такой же двухъярусный город будущего, выходит, все это время «Новый город» жил в умах архитекторов, только сейчас он уже ближе к реальности, чем к фантазии.
Много студенческих проектов посвящено благоустройству площадей: были предложения по разбиванию дополнительных газонов и строительству новых фонтанов, даже возникла идея превратить главный фасад кинотеатра Пушкинский в огромный каскадный фонтан. Таково ближайшее будущее Москвы по мнению студентов МАрхИ.

Футуристические проекты далекого будущего столицы оказались самыми креативными и захватывающими. Каждый из них – это полноценный мир, воплощающий смелую, иногда ироничную или шокирующую, фантазию юного архитектора.
«Здравствуйте: меня больше нет» – гласит один из проектов Москвы 2080 года, хаотично застроенной стеклянными высотками и изрезанной системой воздушного метро. В другом проекте грядущая экологическая катастрофа не оставляет человечеству иного выбора, как поместить архитектурные ансамбли «древности» под стеклянный купол со специальным микроклиматом для их сохранения, то есть в далеком будущем город станет музеем, по которому будут водить экскурсии в кислородных масках. Помимо экологической катастрофы ожидается еще и ядерная, с последующей ядерной зимой и возрождением человечества на основе китайской цивилизации. Архитектура после ядерной зимы должна, по мнению автора проекта, состоять из стеклянных небоскребов в виде китайских пагод. По другому мнению, не будет ни экологической катастрофы, ни ядерной зимы, а случится всемирный потоп, который затопит все магистрали города и превратит Москву во вторую (третью?) Венецию.

Еще один вариант развития событий – город разрастется настолько, что люди оставят в покое исторический центр Москвы и он постепенно зарастет зеленью и превратится в джунгли, над которыми будут летать дирижабли – новый вид общественного транспорта, в пользу которого жители города откажутся от личных автомобилей. Манифест следующего футуристического проекта гласит: «Время и пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную вездесущую скорость». Присутствие в городе этой вечной вездесущей скорости обозначено спиральными развязками для новых средств передвижения, зависшими в воздухе над существующей городской застройкой и площадями. Самый нигилистический, но, к сожалению, вполне реальный проект говорит о том, что город просто перестанет существовать, потому что люди будут жить в виртуальном киберпространстве. Чтобы попасть, например, на Пушкинскую площадь, нужно будет всего лишь кликнуть мышкой в Google и она отобразится на экране с полной экскурсионной информацией. Интересно, что в google уже действительно существует такая программа, в которой можно виртуально гулять по улицам Нью-Йорка, Парижа, Лондона. Все футуристические работы, представленные на конкурсе, в большинстве своем уходят от конкретного места в городе – площади – и обращаются к будущему развитию города в целом. Зачастую исчезает и конкретность города Москвы – и проекты превращаются в абстрактные размышления на тему города будущего вообще. Как оказалось, это будущее может быть совершенно разным.

В отличие от других конкурсов «Москва послезавтра» изначально задумывалась инициаторами как процесс, а не результат. По словам Инны Крыловой, члена координационного совета движения «Архнадзор», в этом конкурсе было важно понять, в каком русле мыслят будущие архитекторы и градостроители, как они видят ближайшее и отдаленное будущее Москвы, ведь именно им предстоит создавать это будущее. Как выяснилось при просмотре работ, мыслят они очень креативно и порой даже утопично, но с должным уважением к исторической среде и памятниками архитектуры, а также тому, что от них осталось. Для движения «Архнадзор» это было, наверное, наивысшей наградой за все усилия, приложенные к организации конкурса.

Конечно, не послезавтра, но в ближайшем будущем после обсуждения всех работ будут объявлены победители конкурса, а самые интересные работы будут  участвовать в выставке «Москва послезавтра», площадка которой сейчас уточняется. Также в ближайшем будущем пройдут второй и третий этапы конкурса, соответственно, в Суриковском художественном училище и РГГУ, студенты которых должны будут изобразительными и лингвистическими средствами рассказать о своем видении Москвы послезавтра. Приятно осознавать, что подрастающее поколение творческих профессий столицы мыслит нестандартно, порой даже «отвязно», но все же в реальности не хотелось бы, чтобы одна из вышеперечисленных катастроф случилась с человечеством. Хочется жить долго и счастливо.

Москва после ядерной зимы...
Москва после ядерной зимы...открыть большое изображение
Площадь-музей под куполом
Площадь-музей под куполомоткрыть большое изображение
Москва после потопа...
Москва после потопа...открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Игорь Шварцман
  • Юлий Борисов
  • Александр Асадов
  • Рустам Керимов
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Константин Ходнев
  • Сергей Кузнецов
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Даниил Лоренц
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Сенкевич
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Шапиро
  • Илья Уткин
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Юлия Тряскина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Юрий Сафронов
  • Левон Айрапетов
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Марк Сафронов
  • Олег Мединский
  • Василий Крапивин
  • Олег Карлсон
  • Александра Кузьмина
  • Александр Попов
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Бондаренко
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Александр Бровкин
  • Наталия Зайченко
  • Зураб Басария
  • Арсений Леонович
  • Александр Скокан
  • Илья Машков
  • Дмитрий Селивохин
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи