Кинетика мещанства

Фестиваль «Под крышей дома» завершился обильными награждениями. На 100 участников – 42 награды. По несколько третьих, вторых и первых мест и ни одного гран-при

Автор текста:
Ольга Орлова

07 Апреля 2006
mainImg
Приглашенную «звезду» этого года молодую итальянку Федерику Патти смутило судейство проектов наравне с реализациями. Также ей показалось странным  доминирующее в представленных на фестивале работах подражание западному интерьеру, тем более, что, как напомнила гостья, в России есть свои довольно сильные эстетические традиции.

Президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов рассказал про задуманный жюри «сюрприз» –  прием молодых лауреатов фестиваля «Под крышей дома» в ряды членов СМА «автоматом».

Ирина Кокинаки от журнала «Архитектурный вестник», как всегда подарила понравившемуся участнику пару белых перьевых крыл, объяснив подарок сложным силлогизмом: «Архитектурный вестник» – сообщает вести. Весть – это всегда что-то приятное. Например, сообщение о победе. Победа, известно, дама крылатая. Поэтому мы дарим крылья!». И подарила «за вклад в развитие кинетического искусства» Василию Щетинину, мастерская «Вещь», представившего самую скандальную вещь фестиваля – светильник «Бешенный табурет». Надо сказать, что Щетинин стал фаворитом фестиваля этого года, улетев со сцены на подаренных крыльях, он еще не раз туда возвращался.

Организаторы фестиваля награждали  своих избранников по какому-то вторичному экспозиционному признаку, вероятно, наиболее волнующему кураторов: Бориса Уборевича-Боровского за творческое отношение к оформлению собственных работ, Гарольда Коскур-Оглы за дерево из коллекции «Ночные солнца», внесшего заметный оживляж в общую экспозицию.

При вручении дипломов от Союза дизайнеров Москвы его вице-президент Андрей Ефимов обратился к теме конкурентного первородства, перефразировав вопрос о курице и яйце, он вопрошал: «То ли дизайн – сын архитектуры, то ли архитектура – дочка дизайна…» Впрочем, не найдя ответа, заключил, что под крышей этого дома они тесно слиты. СДМ наградил Щетинина за уже отмеченную кинетику, Лайму Лан за декор стенда компании «Kraft», Михаила Филиппова за решение мансардного пространства, зама гендиректора Мосархинформ Елену Майер и директора АСЦ «Дом на Брестской» Олега Диденко за организацию фестиваля. Причем последних наградил странным образом, вручил фарфоровую и стеклянную статуэтки пингвина и слона со словами «возродим мещанские традиции».

Так как обойти СДМ по оригинальности лозунга удалось бы вряд ли, Союз Дизайнеров России отыгрался количеством своих награждаемых. Президент клуба «Высокий дизайн» Виктор Литвинов озвучил длинный список: Владимир Бондаренко, Виктор Фрейденберг, Михаил Филиппов, АБ «Мосштаб», Борис Морозов, Андрей Горожанкин и Юрий Рынтовт, Мастерская 13 Моспроект-2 им. М. В. Посохина и др. Так как церемония подзатянулась, то журналисты поговаривали об утверждении своей номинации «За самый длинный список номинантов», намереваясь вручить господину Литвинову ножницы.

Зато патронирующая фестиваль Москомархитектура присудила всего один спец-приз. Достался он архитектурной мастерской Тимура Башкаева за интерьер диспетчерского пункта Объединенного Диспетчерского Управления энергосистемами Северо-Запада в Санкт-Петербурге. Заместитель председателя Москомархитектуры Андрей Грин сказал: «За актуальное дело преобразования промышленного пространства». Заместитель главного редактора журнала «Проект Россия» Сергей Ситар добавил: «за неожиданное качество поп-арта, возникающего в сугубо техническом помещении».

Руководитель Центра современной архитектуры Ирина Коробьина зачитала список спец-дипломов жюри. Среди них: в номинации «Деталь интерьера» с формулировкой «За чистоту» наградили «С/у посвящается...» («Архиграф»); в номинации «Декорирование интерьера» «За литературность» – интерьер «Русский прованс» (Константин Ларин, АБ Progress 88); в номинации «Общественный интерьер» – «За создание пространств в пространстве» – постоянную экспозицию Калининградской художественной галереи «Дневники города. Калининград-Кенингсберг» (Архитектурная группа «8 линий»); «За самый прямой путь к достижению цели» – «Офис на мансардном этаже - 300 м2» (Евгений Окиншевич, АМ Окиншевичей «ЭКАР»); в номинации «Жилой интерьер» «за образность и характер» – «Квартиру 86 м2» (Петр Костелов), «За оригинальную композицию» –  «Квартиру в Филипповском» (UB Design); «За амбивалентную атмосферу» – « 707 (частную квартиру)» (Филипп Пищик, КБ «Аня Исти»); по совокупности работ «За экспериментальную выразительность» – Виктора Фрейденберга.
Когда дело дошло до награждения официальных лауреатов фестиваля, а их тоже было немало, все уже порядком подустали. Поэтому наградили их быстро, без особых комментариев: место, номинация, персона/мастерская, объект награждения. Перечисляем:

III место
В номинации «Предмет в интерьере»
«Бесконечный стол» Автор: Дизайнер – Наталья Тамручи

В номинации «Деталь интерьера»
Мебельный магазин EGO HALL в СПб., Лестница Автор: Архитектор – Алексей Левчук, г. Санкт-Петербург

В номинации «Декорирование интерьера»
«Нэксклюзив. Салон отделочных материалов» Авторы: Архитекторы – Татьяна Ботникова, Юлия Аверина

В номинации «Общественный интерьер:
Единогласно принято решение присудить два третьих места
«Хрустальный корабль» Авторы: Архитектор – Дмитрий Михайлов, «32 декабря» г. Санкт-Петербург
«Интерьеры офисов радио «Next» и «Попса»» Авторы: Архитекторы – Алексей Николашин, Александра Федорова – SL*project

В номинации «Жилой интерьер»
Единогласно принято решение присудить два третьих места
 «Мансарда в Москве»
Авторы: Архитекторы – Михаил Филиппов, Анатолий Филиппов, Мастерская Филиппова
«Квартира в высотке» Автор: Дизайнер – Виктория Колос

В номинации «Общественный интерьер»
За преображение промышленного пространства
«Основной диспетчерский пункт Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Северо-запада»
Авторы: Архитектурное бюро Тимура Башкаева

II место
В номинации «Предмет в интерьере»
«Парта»
Автор: Архитектор – Дмитрий Букач

В номинации «Деталь интерьера»
Единогласно принято решение присудить два вторых места
 «Ручки для интерьеров квартир для господина П., для Николая и Светланы»
Автор: «DUOMO», Архитектор – Александр Гликман, Евгений Галанский
«Дождь», люстра на светодиодах Автор: Архитектор – Иван Шалмин

В номинации «Декорирование интерьера»
 «Квартира в Москве»
Автор: Дизайнер – Ирина Дымова, Студия Ирины Дымовой

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два вторых места
Кафе «Апрель»
Авторы: Архитектор – Андрей Горожанкин, Дизайнер – Юрий Рынтовт
«СПб. Обувной магазин «Мания грандиоза»
Авторы: Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья», г. Санкт-Петербург

В номинации «Жилой интерьер»
«Жилой дом на Клязьминском водохранилище»
Авторы: Архитекторы – Тотан Кузембаев, Дмитрий Кондрашов

I место
В номинации «Предмет в интерьере»
По совокупности работ: «Бешеный табурет» прототип светильника (радиоуправляемая модель)
Свето-кинетический объект «ОКО» («eye»)
Автор: Архитектор – Василий Щетинин, Мастерская «Вещь»

В номинации «Деталь интерьера»:
 «Салон по продаже техники для активного отдыха компании «ROSAN» Потолок»
Авторы: Архитектор – Оскар Мадера, «Радикалы 10-х» при участии Васелины Щеткиной и Романа Резникова

В номинации «Декорирование интерьера» жюри ничего не присудило

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два первых места
«Офис «А-Б» Авторы: Архитектурное бюро «А-Б»
Архитекторы – Андрей Савин, Михаил Лабазов, Андрей Чельцов

В номинации «Жилой интерьер»
«Пентхаус в Хамовниках» Авторы: Архитектурная мастерская «ZA BOR».

Гран-при фестиваля решили не присуждать.

Фаворит фестиваля Василий Щетинин. О его нашумевший светильник-табурет крылья не опалить, но можно поранить.


07 Апреля 2006

Автор текста:

Ольга Орлова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные...
Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.
Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.