Кинетика мещанства

Фестиваль «Под крышей дома» завершился обильными награждениями. На 100 участников – 42 награды. По несколько третьих, вторых и первых мест и ни одного гран-при

Автор текста:
Ольга Орлова

07 Апреля 2006
mainImg
Приглашенную «звезду» этого года молодую итальянку Федерику Патти смутило судейство проектов наравне с реализациями. Также ей показалось странным  доминирующее в представленных на фестивале работах подражание западному интерьеру, тем более, что, как напомнила гостья, в России есть свои довольно сильные эстетические традиции.

Президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов рассказал про задуманный жюри «сюрприз» –  прием молодых лауреатов фестиваля «Под крышей дома» в ряды членов СМА «автоматом».

Ирина Кокинаки от журнала «Архитектурный вестник», как всегда подарила понравившемуся участнику пару белых перьевых крыл, объяснив подарок сложным силлогизмом: «Архитектурный вестник» – сообщает вести. Весть – это всегда что-то приятное. Например, сообщение о победе. Победа, известно, дама крылатая. Поэтому мы дарим крылья!». И подарила «за вклад в развитие кинетического искусства» Василию Щетинину, мастерская «Вещь», представившего самую скандальную вещь фестиваля – светильник «Бешенный табурет». Надо сказать, что Щетинин стал фаворитом фестиваля этого года, улетев со сцены на подаренных крыльях, он еще не раз туда возвращался.

Организаторы фестиваля награждали  своих избранников по какому-то вторичному экспозиционному признаку, вероятно, наиболее волнующему кураторов: Бориса Уборевича-Боровского за творческое отношение к оформлению собственных работ, Гарольда Коскур-Оглы за дерево из коллекции «Ночные солнца», внесшего заметный оживляж в общую экспозицию.

При вручении дипломов от Союза дизайнеров Москвы его вице-президент Андрей Ефимов обратился к теме конкурентного первородства, перефразировав вопрос о курице и яйце, он вопрошал: «То ли дизайн – сын архитектуры, то ли архитектура – дочка дизайна…» Впрочем, не найдя ответа, заключил, что под крышей этого дома они тесно слиты. СДМ наградил Щетинина за уже отмеченную кинетику, Лайму Лан за декор стенда компании «Kraft», Михаила Филиппова за решение мансардного пространства, зама гендиректора Мосархинформ Елену Майер и директора АСЦ «Дом на Брестской» Олега Диденко за организацию фестиваля. Причем последних наградил странным образом, вручил фарфоровую и стеклянную статуэтки пингвина и слона со словами «возродим мещанские традиции».

Так как обойти СДМ по оригинальности лозунга удалось бы вряд ли, Союз Дизайнеров России отыгрался количеством своих награждаемых. Президент клуба «Высокий дизайн» Виктор Литвинов озвучил длинный список: Владимир Бондаренко, Виктор Фрейденберг, Михаил Филиппов, АБ «Мосштаб», Борис Морозов, Андрей Горожанкин и Юрий Рынтовт, Мастерская 13 Моспроект-2 им. М. В. Посохина и др. Так как церемония подзатянулась, то журналисты поговаривали об утверждении своей номинации «За самый длинный список номинантов», намереваясь вручить господину Литвинову ножницы.

Зато патронирующая фестиваль Москомархитектура присудила всего один спец-приз. Достался он архитектурной мастерской Тимура Башкаева за интерьер диспетчерского пункта Объединенного Диспетчерского Управления энергосистемами Северо-Запада в Санкт-Петербурге. Заместитель председателя Москомархитектуры Андрей Грин сказал: «За актуальное дело преобразования промышленного пространства». Заместитель главного редактора журнала «Проект Россия» Сергей Ситар добавил: «за неожиданное качество поп-арта, возникающего в сугубо техническом помещении».

Руководитель Центра современной архитектуры Ирина Коробьина зачитала список спец-дипломов жюри. Среди них: в номинации «Деталь интерьера» с формулировкой «За чистоту» наградили «С/у посвящается...» («Архиграф»); в номинации «Декорирование интерьера» «За литературность» – интерьер «Русский прованс» (Константин Ларин, АБ Progress 88); в номинации «Общественный интерьер» – «За создание пространств в пространстве» – постоянную экспозицию Калининградской художественной галереи «Дневники города. Калининград-Кенингсберг» (Архитектурная группа «8 линий»); «За самый прямой путь к достижению цели» – «Офис на мансардном этаже - 300 м2» (Евгений Окиншевич, АМ Окиншевичей «ЭКАР»); в номинации «Жилой интерьер» «за образность и характер» – «Квартиру 86 м2» (Петр Костелов), «За оригинальную композицию» –  «Квартиру в Филипповском» (UB Design); «За амбивалентную атмосферу» – « 707 (частную квартиру)» (Филипп Пищик, КБ «Аня Исти»); по совокупности работ «За экспериментальную выразительность» – Виктора Фрейденберга.
Когда дело дошло до награждения официальных лауреатов фестиваля, а их тоже было немало, все уже порядком подустали. Поэтому наградили их быстро, без особых комментариев: место, номинация, персона/мастерская, объект награждения. Перечисляем:

III место
В номинации «Предмет в интерьере»
«Бесконечный стол» Автор: Дизайнер – Наталья Тамручи

В номинации «Деталь интерьера»
Мебельный магазин EGO HALL в СПб., Лестница Автор: Архитектор – Алексей Левчук, г. Санкт-Петербург

В номинации «Декорирование интерьера»
«Нэксклюзив. Салон отделочных материалов» Авторы: Архитекторы – Татьяна Ботникова, Юлия Аверина

В номинации «Общественный интерьер:
Единогласно принято решение присудить два третьих места
«Хрустальный корабль» Авторы: Архитектор – Дмитрий Михайлов, «32 декабря» г. Санкт-Петербург
«Интерьеры офисов радио «Next» и «Попса»» Авторы: Архитекторы – Алексей Николашин, Александра Федорова – SL*project

В номинации «Жилой интерьер»
Единогласно принято решение присудить два третьих места
 «Мансарда в Москве»
Авторы: Архитекторы – Михаил Филиппов, Анатолий Филиппов, Мастерская Филиппова
«Квартира в высотке» Автор: Дизайнер – Виктория Колос

В номинации «Общественный интерьер»
За преображение промышленного пространства
«Основной диспетчерский пункт Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Северо-запада»
Авторы: Архитектурное бюро Тимура Башкаева

II место
В номинации «Предмет в интерьере»
«Парта»
Автор: Архитектор – Дмитрий Букач

В номинации «Деталь интерьера»
Единогласно принято решение присудить два вторых места
 «Ручки для интерьеров квартир для господина П., для Николая и Светланы»
Автор: «DUOMO», Архитектор – Александр Гликман, Евгений Галанский
«Дождь», люстра на светодиодах Автор: Архитектор – Иван Шалмин

В номинации «Декорирование интерьера»
 «Квартира в Москве»
Автор: Дизайнер – Ирина Дымова, Студия Ирины Дымовой

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два вторых места
Кафе «Апрель»
Авторы: Архитектор – Андрей Горожанкин, Дизайнер – Юрий Рынтовт
«СПб. Обувной магазин «Мания грандиоза»
Авторы: Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья», г. Санкт-Петербург

В номинации «Жилой интерьер»
«Жилой дом на Клязьминском водохранилище»
Авторы: Архитекторы – Тотан Кузембаев, Дмитрий Кондрашов

I место
В номинации «Предмет в интерьере»
По совокупности работ: «Бешеный табурет» прототип светильника (радиоуправляемая модель)
Свето-кинетический объект «ОКО» («eye»)
Автор: Архитектор – Василий Щетинин, Мастерская «Вещь»

В номинации «Деталь интерьера»:
 «Салон по продаже техники для активного отдыха компании «ROSAN» Потолок»
Авторы: Архитектор – Оскар Мадера, «Радикалы 10-х» при участии Васелины Щеткиной и Романа Резникова

В номинации «Декорирование интерьера» жюри ничего не присудило

В номинации «Общественный интерьер»
Единогласно принято решение присудить два первых места
«Офис «А-Б» Авторы: Архитектурное бюро «А-Б»
Архитекторы – Андрей Савин, Михаил Лабазов, Андрей Чельцов

В номинации «Жилой интерьер»
«Пентхаус в Хамовниках» Авторы: Архитектурная мастерская «ZA BOR».

Гран-при фестиваля решили не присуждать.

Фаворит фестиваля Василий Щетинин. О его нашумевший светильник-табурет крылья не опалить, но можно поранить.


07 Апреля 2006

Автор текста:

Ольга Орлова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.