Ученые заживут. О результатах студенческого конкурса «Наукоград – Belltown»

На 230 гектарах на окраине древнего Звенигорода собираются построить наукоград нового поколения для обслуживания ВПК. Эта реальная, хотя и фантастических масштабов тема стала предметом конкурса, проведенного среди студентов МАрхИ. Выставка конкурсных проектов проходила в галерее ВХУТЕМАС в течение прошедшей недели, а в пятницу были объявлены победители. Никто не ушел обиженным, призовой фонд (500 тыс. рублей) поделили между всеми участниками, а преподаватели оценили уровень работ этого (первого за долгие годы) конкурса как неожиданно высокий.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

26 Января 2009
mainImg

Конкурсное задание предписывало молодым архитекторам устроить жизнь сотен ученых и сотрудников НИИ, совместив проживание, производственную деятельность и инфраструктуру в едином пространстве. Задача не новая – с ней не единожды сталкивались проектировщики советских наукоградов, таких как Обнинск, Королев, Дубна или Зеленоград. Сейчас ту же тему подхватили особые экономические зоны.

Одно из отличий конкурсного задания – необычно высокий для «служебного» проживания уровень комфорта, не говоря уже о новейшем оснащении лабораторий и других частей технопарка. По мнению заказчика, «престижная» среда способна поднять статус профессии ученого, подчеркнуть важность интеллектуального труда в этой области и в результате привлечь сюда специалистов высокого класса.

Да, главное – проект не фантастический, как то нередко бывает на студенческих конкурсах, а вполне реальный. Заказчик пришел в МАрхИ в поисках автора проекта. Городок должен быть построен на территории 230 га на периферии исторического центра древнего города Звенигорода, в излучине Москвы-реки в его восточной части. Место роскошное, входит в зону природного комплекса. Комплекс «Наукоград» по местным меркам гигантский – он в 12 раз больше окружающей застройки, это новый периферийный район, который собирается «прирасти» к старому городу, будучи связан с его архитектурными памятниками пешеходными маршрутами и отчасти – имитирующее историческую застройку. Градообразующими предприятиями становятся НИИ, работающие на оборонно-промышленный комплекс.

В конкурсе участвовали 19 работ студентов 5 курса кафедры градостроительства, научными руководителями которых были Илья Лежава и Никита Кострикин, в прошлом – основатели известной группы НЭР, впервые предложившие рассматривать город как динамичный процесс и с этой позиции выстраивать его архитектурно-планировочную структуру. В жюри вошел, кстати, один из их учеников, а ныне руководитель бюро «АРХ+» Владимир Юдинцев, а также Ирина Коробьина, Алексей Муратов, Дмитрий Фесенко, Михаил Шубенков, председательствовал ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Илья Лежава не скрывал своего удовольствия от конкурса, по его словам, их так давно не было, что преподаватели и члены жюри даже заволновались, заспорили, прониклись интересом к проекту. Результаты Лежава оценил высоко. Правда, первую премию решили не присуждать, а слили со 2-й и разделили пополам между А. Прокудиной и Т. Щелкановой, также поступили с 4-й и 5-й, которые получили И. Забавникова и С. Гапоненко. Третья досталась проекту И. Бурштейн, шестая – М. Томской. Без награды, между тем, не ушел никто – призовой фонд в 500 тыс. рублей поделили между всеми участниками.

Проекты-победители – А. Прокудиной и Т. Щелкановой выбились в лидеры почти у всех судей, главным образом потому, что в них красиво решена проблема внутренних «фокусов» или, как назвал эти градостроительные узлы Владимир Юдинцев – «завязей», на которые как бы «накручивается» жизнь. Наличие таких «сгустков» было обусловлено самой постановкой задачи – какая-то преемственность от старого города должна была сохраняться, этот историзм надо было сымитировать. Многие участники обратились к планам старых знаменитых городов, таких как Венеция, но не у всех получилось выстроить эту систему жизнеспособной.

На фоне остальных проект А. Прокудиной предложил наиболее продуманную систему городских центров наподобие той, которой мы любуемся за границей, посещая старый Зальцбург или итальянские города, где не замечаешь, как одно пространство перетекает в другое. В проекте Прокудиной опорными «завязями» становятся 4 площади – в жилом районе, Соборная в общественном центре, Университетская в зоне научной застройки и еще одна в зоне спортивно-развлекательного комплекса. Все они опутаны связями пешеходных улиц и бульваров и даже небольшим каналом вокруг соборной площади.

В проекте Т. Щелкановой «завязи» сделаны более схематично, да и сам проект подан традиционно, зато там побогаче среда. Качество городской среды, по мнению Владимира Юдинцева, один из основных показателей качества самого проекта. Автору необходимо представить себе свою собственную жизнь в создаваемом им городе, оценить, насколько многообразно его окружение. Некоторые, по словам Юдинцева, подошли к этой задаче формально на уровне декоративных решеток, другие искали более основательные подходы. Был, например, проект, который сняли с конкурса за отсутствие необходимых по заданию макетов в 2000 и 1000 (либо 500) масштабе. Среда в этом проекте получилась интересной, но видимо, автор «увяз» на этой стадии и не успел сделать остального. Наконец, не всем удалось выстроить прочные и разумные связи с существующим городом. Кто-то, правда, попросту их проигнорировал, оставшись в пределах той системы дорог, которая существует сегодня в Звенигороде, в результате чего на некоторых проектах «вылезают» и обрываются никуда не ведущие «хвостики» дорог.

В целом же студенческие «Наукограды» (которые оказались по совместительству курсовыми работами) порадовали преподавателей своим профессионализмом. По словам Ильи Лежавы, «впервые лет за 30 на пятом курсе на таком уровне сделаны проекты». Это приятно еще и потому, что нынешний конкурс после многолетнего перерыва стал прецедентом, когда востребованность градостроительной мысли со стороны постороннего заказчика вернулась в стены МАРХИ. А вот какой именно проект будет реализован - об этом ничего не прозвучало на награждении участников конкурса. Так как главного победителя нет, можно предположить, что заказчик сам будет выбирать проектировщика, если будет.

Фото: Натальи Коряковской
№ 0922. ПЕРВАЯ и ВТОРАЯ премии – ПРОКУДИНА А.
№ 0922. ПЕРВАЯ и ВТОРАЯ премии – ПРОКУДИНА А.
№ 0944. ПЕРВАЯ и ВТОРАЯ премии – ЩЕЛКАНОВА Т.
№ 0944. ПЕРВАЯ и ВТОРАЯ премии – ЩЕЛКАНОВА Т.
№ 0951. ТРЕТЬЯ премия – БУРШТЕЙН И.
№ 0955. ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ премии – ГАПОНЕНКО С.
№ 0955. ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ премии – ГАПОНЕНКО С.


26 Января 2009

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.