19.12.2008

Журнал о второй жизни

В среду в анфиладе Музея архитектуры состоялась презентация второго номера журнала ‘SPEECH:’, посвященного актуальной теме перепрофилирования старых зданий.

информация:

открыть большое изображение

Первый номер журнала появился примерно полгода назад, и также был презентован профессиональному сообществу в музее архитектуры в сопровождении выставки и лекции одного из героев выпуска. Но тогда было лето, было весело, недавно закончилась «Арх-Москва», и праздник появления нового издания тоже прошел на радостной ноте. Теперь же, в мрачноватом кризисном декабре, когда (перефразируя анекдот), одних уже уволили, а другие боятся – в меру торжественный выход в свет второй книжки ‘SPEECH’-a выглядит как обнадеживающий признак устойчивости профессии несмотря ни на что. Впрочем, сейчас все события почему-то кажутся происходящими либо из-за кризиса, либо вопреки ему.

Тема второго номера – реконструкция и перепрофилирование старых зданий под новую функцию, емко выраженная словами «вторая жизнь», а в переводе – afterlife, что парадоксально совпадает с понятием, над которым надругались польские архитекторы в своем павильоне на биеннале, за что и получили «Золотого льва». Но в журнале – никаких шуток, все очень серьезно и основательно. Он даже не очень-то похож на привычный профессиональный журнал – кроме того, что в нем нет рекламы (это понятно – издание целиком финансируется мастерской Сергея Чобана, Павла Шабурова и Сергея Кузнецова SPeeCH и носит похожее название) – в нем также нет никаких новостей. Добавим к этому много убористого текста на двух языках – и получим (типологически) нечто среднее между журналом и тематическим сборником статей.

Впрочем, тема актуальная. Идеями перепрофилирования старых зданий, устройства лофтов и культурных центров в заводах и фабриках московские интеллектуалы бредят уже лет примерно пять-семь. Есть классические иностранные образцы, прежде всего это лондонская галерея Тейт модерн, в Москве также имеются свои хорошо известные примеры, правда, не всегда веселые. Как раз где-то полгода назад был окончательно расселен центр дизайна Art-Play. В Москве вообще наряду с перепрофилированием в последние годы был даже более популярен другой прием, который хочется назвать эразцем: сделать из старого завода культурный центр, чтобы поднять престиж места, а потом все сломать и построить на месте с поднятым престижем дорогой офисный центр. Ведь хорошо известно – офисы класса «А+» в старом здании никак не соорудить. 

Но в том-то и дело, что журнал упоминает о классических примерах лишь вскользь – в общих обзорах. В остальном в нем собраны здания не столь звучные, хотя не менее интересные и разнообразные по функции. Например, синагога, перестроенная Сергеем Чобаном в Берлине из электростанции 1922 года (единственный объект учредителя в журнале), или – лондонская евангелистская церковь, приспособленная Харри Хандельсманом под 14 лофтов. Но по большей части случаи конверсии касаются все же промышленных, военных (база французских подлодок времен второй мировой) и прочих утилитарных зданий. Возникает неполный (издатели и не претендуют на полноту, т.к. тема уже сейчас огромна), но разноплановый обзор, который обильно сопровожден статьями общего плана – историей вопроса от Бернхарда Шульца, местами искрометной статьей Владимира Седова об истоках  российского отношения к памятникам (в которой уважаемый профессор делает попытку найти ответ на вопрос, почему же в нашей части света исторические здания постоянно стремятся обновить и мало кто заботится о сохранении подлинности). В российском контексте особенно остро звучит второй аспект темы второй жизни – сохранение. О нем – интервью Натальи Душкиной, его же изящно венчает текст Венецианской хартии, опубликованный в разделе «хрестоматия». Впрочем, идеи борьбы за памятники остаются на фоне. Журнал архитектурный, и его основной материал – практика. 

Для практики тема реновации актуальна по многим причинам. Мне лично важнее других кажется тот факт, что из реконструированных (то есть частично сохраненных) зданий иногда получаются очень интересные пространства, присутствие которых в современной архитектуре очень ее оживляет. Хотя делает это несколько иначе, чем здания-аттракционы. В чем-то скромнее, но в чем-то богаче.

Потому что для современной архитектуры, как это ни парадоксально звучит, нет материала более драгоценного, чем старое здание. Оно несет в себе не только иную фактуру, но и иное содержание, а следовательно, обогащает так, как этого не сделает ни одна, даже самая отвязная, выдумка. Само по себе ощущение материальной подлинности – это для нынешней архитектуры подарок, она становится все более эфемерной, (блестящей, прозрачной, плоской, пластмассовой), а от этого иногда – игрушечной. Связь со старым зданием обличает эфемерность современных материалов, но и дает им точку отсчета, сталкивая с более весомой материей, старой и поэтому нагруженной смыслами.

Некоторые реконструированные здания (особенно культурные центры) воспринимаются даже как своеобразные музеи старой архитектуры – тем более, как правило такой, которую помимо музея не увидишь (газгольдерные башни, заводы, военные базы проч. – как их иначе посетить?). Отсюда и аттракцион, но особый, музейный, не такой, как Диснейленд.

Это мне кажется главная ценность «второй жизни». Можно также говорить о прагматической выгоде – вроде бы на первый взгляд звучит логично, что поддерживать, вместо того, чтобы сносить и строить должно быть выгоднее – но эта выгода, как выясняется, не очень очевидная. Москва прошедшего десятилетия наглядно показала, что дешевле снести и построить заново, потому что то, что заново построенное, будет дороже продаваться. Правда, сейчас кризис, офисы дешевеют, может, будет расти спрос на более дешевые не люксовые решения. Может быть, тема «второй жизни» сейчас даже и более актуальна, чем когда-либо.

Отправить электронную заявку на приобретение журнала по адресу: editor@speech-aj.su

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Рубежанский
  • Андрей Романов
  • Олег Мединский
  • Александр Скокан
  • Сергей Чобан
  • Рустам Керимов
  • Илья Уткин
  • Александр Попов
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Кузнецова
  • Павел Андреев
  • Иван Кожин
  • Владимир Биндеман
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Ликин
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Антон Лукомский
  • Михаил Канунников
  • Роман Леонидов
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Орешкин
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Зайченко
  • Юлий Борисов
  • Антон Барклянский
  • Андрей Гнездилов
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Труханов
  • Никита Бирюков
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Игорь Шварцман
  • Юрий Сафронов
  • Александр Асадов
  • Никита Явейн
  • Арсений Леонович
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Наталия Шилова
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Станислав Белых
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Карлсон
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Бондаренко
  • Никита Токарев
  • Карен Сапричян
  • Андрей Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Скуратов
  • Анатолий Столярчук
  • Василий Крапивин
  • Марк Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Школа №28 в Люберцах
  • Жилой комплекс Futurist
  • Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
  • Отель Камчатка
  • Мастер-план международного медицинского кластера в Сколково
  • Павильон чачечных церемоний
  • Школа «Летово»
  • CO_Loft
  • Кампус МГУ

Технологии:

09.01.2019

Мыслить радикально

В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
LafargeHolcim, LafargeHolcim Foundation
29.12.2018

Городской дом в природном окружении

Жилой комплекс в Риэне близ Базеля получил благодаря фасадам из клинкера Hagemeister элегантный «городской» облик.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
18.12.2018

Негорючие фасадные системы от ТЕХНОНИКОЛЬ: собираем надежный и безопасный пазл для частного домостроения

Эксперт направления «Минеральная изоляция» Компании ТЕХНОНИКОЛЬ Константин Козетов рассказывает, как обеспечить комфортный микроклимат внутри помещения круглый год и при этом сделать безопасный, долговечный, энергоэффективный и эстетически привлекательный фасад для частного дома.
другие статьи