08.12.2008

Триумф воли

Анатолий Белов – о презентации книги «Архитектор Вегман» в Белом зале ЦДА.

информация:

Ирина Чепкунова, Илья Уткин рассказывают о книге. Фотография А. Белова
Ирина Чепкунова, Илья Уткин рассказывают о книге. Фотография А. Белова

28 ноября в Белом зале Центрального Дома Архитектора состоялась презентация книги «Архитектор Вегман». Аудитория, перед которой выступали авторы-составители книги – Илья Уткин и Ирина Чепкунова – была сравнительно небольшой, но состояла при этом из довольно заметных в мире искусствоведения и архитектуры людей. Вообще ощущение от этой презентации было какое-то очень уютное. Она была хоть и камерной, но вполне торжественной: Илья Уткин говорил о своем дедушке Георгии Вегмане с необычайным теплом, очень искренне, а вокруг сидели его друзья, близкие и просто хорошие знакомые, внимавшие ему с нескрываемым интересом.

История, которую он рассказал и которая более подробно изложена в самой книге, достаточно драматична. Это история об очень талантливом архитекторе, который, несмотря на многочисленные жизненные неурядицы – он пережил две стилевые реформы (сталинскую и хрущевскую), подвергался гонениям и травле в послевоенное время по причине своего немецкого происхождения, – сумел выстоять и, более того, умудрился сохранить за годы своей профессиональной деятельности кристально чистую репутацию, что было, полагаю, совсем непросто, учитывая реалии 30-50ых годов.

Как архитектор Георгий Густавович Вегман проявил себя еще во время учебы в МИГИ: его экспрессионистские по духу проекты вроде «Маяка в порту» 1922 года и театра 1923 года сильно выделялись на общем фоне; а его дипломный проект «Музея Красной Москвы» 1924 года, выполненный в стиле «промархитектуры» (определение придумал сам Георгий Вегман), оказался настолько оригинальным и смелым по своему образному и конструктивному решению и подаче – здесь была впервые применена техника кроющих красок, что был «воспринят молодыми архитекторами как ориентир в формально-эстетических поисках новой архитектуры» (С. О. Хан-Магомедов. Из книги «Архитектор Вегман» – глава «Годы учебы», стр. 43). Проект «Музея Красной Москвы» даже был опубликован в программном труде великого теоретика авангарда Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха».

Во второй половине 20ых годов Георгий Вегман принимал живейшее участие в архитектурной жизни столицы. В 1925 году он вошел в редколлегию нового журнала «Современная Архитектура». Параллельно с просветительской деятельностью он также стал активно заниматься и конкурсным проектированием – за шесть лет – с 1924 по 1930 годы – он успел поучаствовать в более чем десяти конкурсах. В частности, его проект для конкурса на жилой массив в Харькове был удостоен первой премии. Впоследствии этот проект был частично реализован.
В начале 30ых годов Георгий Вегман работал в «Огизстрое» (1930-1931) и в Гипрогоре (1930-1933). Этот период его творческой деятельности ознаменовался победой в конкурсе на гостиницу «Интурист» в Тбилиси (1931 год).

Однако, как ни парадоксально, в полной мере его талант раскрылся в середине-конце 30ых годов, в эпоху господства в отечественной архитектуре традиционализма и монументальности. В знаменитом конкурсе на Дворец Советов 1931 года, определившем дальнейший вектор развития советской архитектуры, Георгий Вегман не смог принять участия из-за того, что заболел, будучи в командировке в Крыму, однако результаты этого конкурса, а именно победу в нем Бориса Иофана, он, как и многие его коллеги, расценил вполне однозначно – как сигнал к тому, что надо срочно менять курс. Надо заметить, что Георгий Вегман на удивление быстро и безболезненно адаптировался к новым условиям. Его первый проект в классике (соавтор – А. Васильев) – стадион «ЦК Электриков» в Черкизове в Москве – как мне кажется, чуть ли не лучшее произведение из созданных им в этом стиле. В первом варианте этого проекта, датированном 1933 годом, еще содержатся отголоски былого увлечения Георгия Вегмана конструктивизмом. Окончательный же вариант проекта, датированный 1934 годом, – это «сталинская классика» в чистом виде. «Классический» вариант проекта и был реализован в 1935 году. Тогда же стадион в Черкизове был назван в числе лучших построек Москвы. До наших дней это сооружение, к сожалению, не дошло – в 90ые годы оно было снесено.

По завершении работы над стадионом Георгий Вегман был приглашен к участию в проектировании шлюзов канала Москва-Волга (ныне канал им. Москвы). Для него это был огромный шаг вперед – строительство канала Москва-Волга, равно как и строительство Дворца Советов и Московского метрополитена, считалось приоритетной задачей советских архитекторов, соответственно, участие в любом из упомянутых проектов было крайне почетным и сулило немалые политические дивиденды. Георгию Вегману досталось проектировать шлюз №6, а также все относящиеся к нему станции, подстанции, мастерские и так далее.

С 1933 по 1942 годы он занялся преподавательской деятельностью в Московском Архитектурном Институте. Итак, для Георгия Густавовича все складывалось более или менее удачно, пока в 1944 году он не был репрессирован по национальному признаку и сослан из Москвы на Украину. Там он возглавил мастерскую харьковского отделения Горстройпроекта. В ссылке он провел в общей сложности 26 лет – в Москву он вернулся за три года до своей кончины.

Вступив в новую должность в Горстройпроекте, он стал участвовать в восстановлении разрушенных войной украинских городов. По проектам  Георгия Вегмана того времени были заново отстроены город Керчь, Запорожье, улицы города Жданова, жилые и производственные сооружения Харькова и Днепропетровска. В книге, презентованной в ЦДА, говорится о том, что именно в период ссылки Георгий Вегман достиг наибольших высот в архитектуре. Мне это замечание не кажется верным. Проекты Георгия Вегмана для Запорожья, Керчи, Харькова, Жданова и Днепропетровска, без сомнения, сделаны мастерски, в них много ценных пластических и пространственных находок, но все-таки, на мой взгляд, лучшее, что он создал – это «Музей Красной Москвы» и «ЦК Электриков».
Что касается самой книги, то оформлена она блестяще, да и содержащиеся в ней тексты написаны живым, приятным языком – их легко и интересно читать. Такие книги у нас выпускают крайне редко. По качеству исполнения и подобранного материала она вполне сопоставима с изданиями того же сталинского периода. По всему видно, что труд в эту книгу был вложен колоссальный.

И Георгий Густавович Вегман, человек необычайной силы духа и большой даровитости, определенно заслужил того, чтобы про него подобную книгу издали.

Фотография А. Белова
Фотография А. Белова
Книга «Архитектор Вегман»
Книга «Архитектор Вегман»открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Явейн
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Константин Ходнев
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Барклянский
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Роман Леонидов
  • Александр Скокан
  • Всеволод Медведев
  • Антон Надточий
  • Владимир Плоткин
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Карен Сапричян
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Сергей  Орешкин
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Грень
  • Екатерина Кузнецова
  • Полина Воеводина
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Селивохин
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Антон Ладыгин
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Арсений Леонович
  • Антон Бондаренко
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Скуратов
  • Александр Бровкин
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Курков
  • Олег Мединский
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Зураб Басария
  • Евгений Герасимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»

Технологии:

25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи