Анатолий Белов – о презентации книги «Архитектор Вегман» в Белом зале ЦДА.
Ирина Чепкунова, Илья Уткин рассказывают о книге. Фотография А. Белова
28 ноября в Белом зале Центрального Дома Архитектора состоялась презентация книги «Архитектор Вегман». Аудитория, перед которой выступали авторы-составители книги – Илья Уткин и Ирина Чепкунова – была сравнительно небольшой, но состояла при этом из довольно заметных в мире искусствоведения и архитектуры людей. Вообще ощущение от этой презентации было какое-то очень уютное. Она была хоть и камерной, но вполне торжественной: Илья Уткин говорил о своем дедушке Георгии Вегмане с необычайным теплом, очень искренне, а вокруг сидели его друзья, близкие и просто хорошие знакомые, внимавшие ему с нескрываемым интересом.
История, которую он рассказал и которая более подробно изложена в самой книге, достаточно драматична. Это история об очень талантливом архитекторе, который, несмотря на многочисленные жизненные неурядицы – он пережил две стилевые реформы (сталинскую и хрущевскую), подвергался гонениям и травле в послевоенное время по причине своего немецкого происхождения, – сумел выстоять и, более того, умудрился сохранить за годы своей профессиональной деятельности кристально чистую репутацию, что было, полагаю, совсем непросто, учитывая реалии 30-50ых годов.
Как архитектор Георгий Густавович Вегман проявил себя еще во время учебы в МИГИ: его экспрессионистские по духу проекты вроде «Маяка в порту» 1922 года и театра 1923 года сильно выделялись на общем фоне; а его дипломный проект «Музея Красной Москвы» 1924 года, выполненный в стиле «промархитектуры» (определение придумал сам Георгий Вегман), оказался настолько оригинальным и смелым по своему образному и конструктивному решению и подаче – здесь была впервые применена техника кроющих красок, что был «воспринят молодыми архитекторами как ориентир в формально-эстетических поисках новой архитектуры» (С. О. Хан-Магомедов. Из книги «Архитектор Вегман» – глава «Годы учебы», стр. 43). Проект «Музея Красной Москвы» даже был опубликован в программном труде великого теоретика авангарда Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха».
Во второй половине 20ых годов Георгий Вегман принимал живейшее участие в архитектурной жизни столицы. В 1925 году он вошел в редколлегию нового журнала «Современная Архитектура». Параллельно с просветительской деятельностью он также стал активно заниматься и конкурсным проектированием – за шесть лет – с 1924 по 1930 годы – он успел поучаствовать в более чем десяти конкурсах. В частности, его проект для конкурса на жилой массив в Харькове был удостоен первой премии. Впоследствии этот проект был частично реализован. В начале 30ых годов Георгий Вегман работал в «Огизстрое» (1930-1931) и в Гипрогоре (1930-1933). Этот период его творческой деятельности ознаменовался победой в конкурсе на гостиницу «Интурист» в Тбилиси (1931 год).
Однако, как ни парадоксально, в полной мере его талант раскрылся в середине-конце 30ых годов, в эпоху господства в отечественной архитектуре традиционализма и монументальности. В знаменитом конкурсе на Дворец Советов 1931 года, определившем дальнейший вектор развития советской архитектуры, Георгий Вегман не смог принять участия из-за того, что заболел, будучи в командировке в Крыму, однако результаты этого конкурса, а именно победу в нем Бориса Иофана, он, как и многие его коллеги, расценил вполне однозначно – как сигнал к тому, что надо срочно менять курс. Надо заметить, что Георгий Вегман на удивление быстро и безболезненно адаптировался к новым условиям. Его первый проект в классике (соавтор – А. Васильев) – стадион «ЦК Электриков» в Черкизове в Москве – как мне кажется, чуть ли не лучшее произведение из созданных им в этом стиле. В первом варианте этого проекта, датированном 1933 годом, еще содержатся отголоски былого увлечения Георгия Вегмана конструктивизмом. Окончательный же вариант проекта, датированный 1934 годом, – это «сталинская классика» в чистом виде. «Классический» вариант проекта и был реализован в 1935 году. Тогда же стадион в Черкизове был назван в числе лучших построек Москвы. До наших дней это сооружение, к сожалению, не дошло – в 90ые годы оно было снесено.
По завершении работы над стадионом Георгий Вегман был приглашен к участию в проектировании шлюзов канала Москва-Волга (ныне канал им. Москвы). Для него это был огромный шаг вперед – строительство канала Москва-Волга, равно как и строительство Дворца Советов и Московского метрополитена, считалось приоритетной задачей советских архитекторов, соответственно, участие в любом из упомянутых проектов было крайне почетным и сулило немалые политические дивиденды. Георгию Вегману досталось проектировать шлюз №6, а также все относящиеся к нему станции, подстанции, мастерские и так далее.
С 1933 по 1942 годы он занялся преподавательской деятельностью в Московском Архитектурном Институте. Итак, для Георгия Густавовича все складывалось более или менее удачно, пока в 1944 году он не был репрессирован по национальному признаку и сослан из Москвы на Украину. Там он возглавил мастерскую харьковского отделения Горстройпроекта. В ссылке он провел в общей сложности 26 лет – в Москву он вернулся за три года до своей кончины.
Вступив в новую должность в Горстройпроекте, он стал участвовать в восстановлении разрушенных войной украинских городов. По проектам Георгия Вегмана того времени были заново отстроены город Керчь, Запорожье, улицы города Жданова, жилые и производственные сооружения Харькова и Днепропетровска. В книге, презентованной в ЦДА, говорится о том, что именно в период ссылки Георгий Вегман достиг наибольших высот в архитектуре. Мне это замечание не кажется верным. Проекты Георгия Вегмана для Запорожья, Керчи, Харькова, Жданова и Днепропетровска, без сомнения, сделаны мастерски, в них много ценных пластических и пространственных находок, но все-таки, на мой взгляд, лучшее, что он создал – это «Музей Красной Москвы» и «ЦК Электриков». Что касается самой книги, то оформлена она блестяще, да и содержащиеся в ней тексты написаны живым, приятным языком – их легко и интересно читать. Такие книги у нас выпускают крайне редко. По качеству исполнения и подобранного материала она вполне сопоставима с изданиями того же сталинского периода. По всему видно, что труд в эту книгу был вложен колоссальный.
И Георгий Густавович Вегман, человек необычайной силы духа и большой даровитости, определенно заслужил того, чтобы про него подобную книгу издали. Фотография А. Белова
Книга «Архитектор Вегман»
|