Проект «В мутных водах»
© June Tong
Прогнозы климатологов неутешительны: арктический ледяной покров уменьшается, и через 30 лет (а по некоторым прогнозам, уже через десять) Северный Ледовитый океан может пережить первое безледное лето. По мере того, как льда становится меньше, набирают популярность новые судоходные маршруты. Так, в 2016 Crystal Serenity стал первым круизным лайнером, проследовавшим через Северо-Западный проход без помощи ледокола.
Проект «В мутных водах»
© June Tong
При этом туристические суда – источник колоссального количества мусора. Ежедневно средний лайнер на 3000 пассажиров «производит» 95 000 литров нечистот и 540 000 литров «серой» воды (то есть нефекальных стоков), 7 тонн твердых отходов, 56 литров токсичных химикатов и 26 000 литров нефтесодержащих жидкостей. Жидкие отходы первых двух видов проходят несколько этапов очистки и затем сливаются в море, а твердые – хранят в трюме корабля и утилизируют в ближайшем порту.
Проект «В мутных водах»
© June Tong
В своем проекте, который называется «В мутных водах» (In murky waters), Джун Тун переосмысляет проблему обращения с отходами в Арктике и показывает, как ее можно реализовать на примере Лонгйира – крупнейшего поселения на архипелаге Шпицберген. За последнее десятилетие число круизных лайнеров, посещающих Лонгйир, увеличилось на 400%, и эта цифра будет только расти. Шпицберген – последняя остановка перед трансполярным маршрутом и вполне вероятно, что перед длительным плаванием корабли будут заходить именно в Лонгйир. И свой мусор они будут сгружать тоже там.
Проект «В мутных водах»
© June Tong
Сейчас Лонгйир, где живет всего 2000 человек, не может справиться даже с собственным мусором. Около 90% отходов вывозится на материк в Норвегию, остальную часть захоранивают в заброшенных угольных шахтах. Вторая проблема поселения – энергетический кризис. Местная ТЭЦ, снабжающая дома электричеством и теплом, работает на угле, однако производственные издержки растут, и из восьми шахт осталась только одна.
Проект «В мутных водах»
© June Tong
Бесплатным и неиссякаемым источником энергии для города станут отходы круизных кораблей, объясняет Джун Тун. В качестве успешного примера она приводит Саутгемптон – портовый город на юге Англии. Дома здесь частично отапливаются за счет отходов с круизного лайнера Oriana, рассчитанного на 2000 пассажиров. В летний период корабль ходит из Саутгемптона до Лонгйира и обратно. Магистрантка Королевского колледжа предлагает использовать эту же схему для отопления зданий в Лонгйире. Подготовка начнется еще на борту судна, где твердые бытовые отходы будут сортировать, а по прибытии их утилизируют в качестве топлива для производства энергии.
Проект «В мутных водах»
© June Tong
Полученное в результате избыточное тепло Джун Тун предлагает направлять в ныне заброшенный терминал канатной дороги. Его можно переоборудовать в спа-центр, разместив внутри и по соседству, в арктическом ландшафте, термальные ванны с различной температурой, открытые бассейны, парилки, сауну и массажный кабинет. До 1987 эта транспортная система использовалась, чтобы перевозить уголь с места добычи на склонах гор в порт.
Вид терминала канатной дороги в 2017
Фото © Jan Erik Waider, предоставлено June Tong
Термальные бани будут частично находиться под управлением жителей Лонгйира. Они смогут создать устойчивую и экономически выгодную модель для развития долгосрочного туризма. Однако, чтобы сдержать наплыв гостей, Тун предлагает ограничить число посетителей до шестидесяти в день.
«Ситуация в Лонгйире – пример только одного арктического сообщества, но популяризация круизного туризма в удаленных поселениях – это тенденция, которая все чаще будет встречаться в Арктике по мере таяния льда, – считает автор проекта. – Круизные лайнеры приносят в город неуправляемое количество отходов и туристов, становясь паразитическими и разрушительными для сообществ. В «Мутных водах» представлен только один промежуточный сценарий, который подчеркивает сложную и обостряющуюся ситуацию. В будущем потребуется значительная переоценка позиции по отношению к [этой] индустрии».