Конструктор состоит из концептов, каждый из которых решает определенную проблему школы или детского сада. В прошлом году на международной выставке Build School были представлены первые семь концептов, охватывающих такие темы как технологичность, безопасность, экономическая эффективность школы, увеличение и уменьшение вместимости школы в зависимости от запроса.
Темой нового, восьмого концепта, стало гибридное образование. С началом четвертой промышленной революции, то есть значительной интеграции технологий в общество, образование также подверглось изменениям. Информационные технологии внедряют в образовательный процесс: используют электронные методические материалы, учебные курсы, часть которых можно изучать онлайн. При этом онлайн-обучение позволяет ученикам выбирать те предметы, которые им наиболее интересны. В концепте предусмотрены максимально разные форматы работы – и оффлайн, и онлайн обучение, и синхронное, и асинхронное.
Модель гибридного образования предполагает обязательное наличие физического учебного пространства, тогда как в модели смешанного обучения учащиеся распределяют свое время между школой и другим местом, где проходят обучение онлайн. В России в качестве примера можно привести школу «Лаборатория» от Skyeng, для которой студия разработала концепцию. Предполагается, что 90% времени ученики обучаются онлайн, работая в коворкинге в различных зонах. Также в этой школе есть дополнительный минимальный набор помещений необходимый для функционирования.
Один из принципов нашей концепции подразумевает оптимизацию планировочного решения гибридной школы. В классической школе значительные площади занимают спортивный блок, столовая, актовый зал, библиотека. Обычно такая структура предполагает большое количество учебных кабинетов, многие из которых остаются незадействованными в течение определенного времени. При переходе к гибридному образованию не нужно такое количество классных помещений, а площади можно оптимизировать. Большая часть учебных пространств может быть реализована как коворкинг. Сохраняется сокращенное театральное пространство, которое может использоваться и для проектной работы, а также спортивные зоны как место для выброса адреналина, и блоки вспомогательных помещений. Лаборатории, спортивный блок, большой зрительный зал и мастерские преобразуются в отдельные образовательные центры, которые используются несколькими школами. Это снижает затраты на капитальное строительство и оснащение школы, а сами центры функционируют более эффективно.
Схема гибридной школы
© Изображение предоставлено архитектурной студией NF
Основное пространство занимает коворкинг, разделенный на несколько зон:
- учебные – зона hot-desk, индивидуальной, групповой, проектной работы, универсальные кабинеты разных форматов, зум-комнаты;
- зоны отдыха и сенсорной разгрузки;
- зоны творчества;
- многофункциональный зал для физической активности.
Социализация в школе реализуется за счет выделения специального места и времени для проведения оффлайн проектной работы, коммуникации учеников и учителей.
Персонализация достигается за счет асинхронной модели обучения и работы тьюторов согласно индивидуальному треку студента и внедрению методов геймификации.
Экологичность и устойчивость состоит в сокращении и более гибком, эффективном использовании площадей школ, внедрении систем контроля и регулирования потребляемых школой ресурсов.
Также акцент делается на оздоровлении: места физической активности выделяются как в школе, так и в физкультурно-оздоровительном центре, для компенсации работы за компьютером создаются сенсорные сады, регулируется микроклимат для более комфортного пребывания в школе, увеличивается психологическая поддержка как учеников, так и преподавателей.
Дополнительное образование нацелено на развитие прикладных навыков, предпрофессиональную подготовку учеников и повышение квалификации преподавателей.
Гибридная школа как система функций
© Изображение предоставлено архитектурной студией NF
Архитектурный конструктор свободно доступен на сайте студии.