Глава 1. Архитектура в системном строении культуры

Архитектура возникла, когда человек осознал себя как социальное существо. Эпоха варварства стала культурно-историческим периодом, в котором люди начали строить жилища в качестве второй природы, удовлетворяя не только физиологические потребности в защите себя от окружения, что делают все живые существа, но вкладывая в эту деятельность также и ценностные, сугубо человеческие значения, семантические смыслы овеществления. Архитектура, таким образом, есть продукт культурной созидательной работы человека на самых ранних этапах формирования социума.

С изобретением гончарного производства и письменности начинает формироваться цивилизация, как следующая за варварством эпоха истории общества. С этого времени культура и цивилизация стали сосуществовать в нерасторжимом единстве, что, однако, не дает оснований их отождествлять.

Так, если культура - это материализованное воплощение творческих способностей и ценностей человечества, то цивилизация - это совокупность исключительно технико-механических возможностей общественного развития. Цивилизация - это то, что дает комфорт, предъявляющий определенные моральные и физические требования к цивилизованному человеку, и благодаря чему человек до такой степени срастается с техническим коллективом, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры.

И он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным [65]. Комфорт деморализует и расслабляет человека. Он теряет органичную связь с Первой Природой, что является предпосылкой к возникновению с течением времени природного и культурного экологического кризиса, ставящего под угрозу уничтожения и природу, и культуру.

Культура старше цивилизации, но последняя, возникнув в социодинамике развития, стала высокими темпами активизироваться и приобрела главенствующее над культурой положение. Цивилизационные процессы стали отождествляться с культурой. Сказанное выше существенно для понимания взаимодействия архитектуры и строительства, так как архитектура есть продукт культуры, а строительное производство - цивилизации. Данное положение объясняет, почему эти разные по сути явления отождествляются не только в обыденном сознании потребителей архитектуры, но также и в мышлении профессионалов-архитекторов, строителей и инвесторов-заказчиков. Одной из задач данной работы является разведение этих явлений и определение областей культуры, в которых они осуществляют предметное воплощение.

Для решения такой задачи необходимо, по нашему мнению, подробнее сказать о цивилизации. В основе ее энергетического потенциала лежит идея прогресса, сформированная в ходе промышленной и научно-технической революции. Суть этой идеи проста. С немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, демократии и разуму, высшим проявлением которого является НАУКА. Это также и необратимое движение от многообразия особенностей, которые нерационально поглощают человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру, унифицированному на основе единой, простой и разумно цивилизованной организации жизнедеятельности социума. Это движение от «плохого» к «хорошему», от незнания к знанию, что и давало благой вести Нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и революционное рвение. Вне споров оставалось аксиоматическое положение, что человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит универсальные этапы развития [149].

Идея прогресса существенно изменила ранее существовавшее восприятие времени. До XVII столетия доминирующей моделью истории была цикличная временная динамика по аналогии с биологическим бытием человека: юность, зрелость, старость и смерть обществ и империй. «Миф о вечном возрождении» структурировал то, что было привычно и естественно для человека. В этой модели конец означал и начало. В новой концепции, согласно идее прогресса, конец не означал возвращения к началу, а значил что-то другое. Господствующей стала парадигма линейно-поступательного развития социума с периодами количественных накоплений и революционных качественныхскачков. Идея прогресса привела к глобальной технизации всех сторон жизнедеятельности общества [149]

Строительное производство как инструмент созидательной деятельности вдохновляется идеей прогресса. На этом основании технологические индустриально-строительные процессы безапелляционно диктуют, что и как делать в архитектуре. Гуманистические идеалы высокомерно подавляются авторитетом технической новизны.

XX век, конец тысячелетия от Р. X., ознаменован рождением и исчезновением многих мифов:  мифа о коммунизме, мифа о демократии, мифа о рынке и т.п. Социальное мифотворчество стало свойственно всей жизнедеятельности человечества. В архитектурной культуре, в частности, был создан и активно внедрялся в жизнь миф о «современной архитектуре» как более высоком этапе развития зодчества по сравнению с прошлыми эпохами. Теоретические основы современной архитектуры разрабатывались зодчими, архитекгуроведами и искусствоведами на основе той же идеи прогресса. Согласно этим теоретическим установкам архитектура должна отражать первичную функцию - «форма следует за функцией» - и конструктивную структуру сооружения.

Наиболее драматичным результатом внедрения идеи прогресса в архитектурную культуру  явилось широкое распространение в мировой проектной и строительной практике интернационального стиля. Мастера современной архитектуры, руководствующиеся этой идеей, нивелировали региональное своеобразие этногеографических зон с целью приобщения «недостаточно развитых» стран и архитекторов к прогрессивным тенденциям современности (иначе говоря - моде).

Настойчивое шефство над «отсталыми» народами с целью унификации архитектуры на основе новейших технологий стройивдустрии привело к монотонности и бездуховности современной урбанизации.

Сейчас неуниверсальность «прогрессизма» становится все более очевидной. Представления о неограниченном линейном прогрессе мешают рассмотреть общественный мир и продукты его деятельности во всей их сложности и многообразии, увидеть в них параллельные формы, которые сосуществуют друг с другом, не «отмирая» и не являясь этапами единого процесса. Принятие идеи прогресса как единственно правильной концепции ограничивает понимание человеческой истории, включая архитектурную культуру как движение от богатства конкретных социальных форм к новым богатствам форм, а не просто к универсализации.

Иначе говоря, цивилизация - это изнурительная гонка за лидером, в качестве которого выступает идея прогресса. «Цивилизация - культура, разложенная на отдельные части. В цивилизации отсутствует дух настоящего, она приводит культуру в известную ясность и разлагает целостный организм на отдельные атомы. Кристаллы - продукт конечного разложения. Процесс разложения - превращение культуры в цивилизацию - всегда ощущается как наступающая гибель, конец» [17].

Культура, в отличие от цивилизации, продолжает загадочное существование вне своей эпохи, так как это есть не столько материальная структура, сколько специфическое смысловое содержание, опредмеченная духовность. Данное утверждение значимо для понимания культуры вообще и архитектурной культуры в частности. Индивидуальное, а не только всеобщее и унифицированное, включается в мировую историю культуры не просто «этапом» или «частью». Субъективность культурного высказывания незаменима никакой другой субъективностью и несводима к ней. Поэтому при сопоставлении двух разнокультурных текстов, в качестве которых выступают и произведения зодчества, мы не в состоянии ответить на вопрос, какой из них «лучше» или «важнее». Ведь каждое явление культуры обладает самобытностью формы существования и непременно характеризует всевременную мировую культуру в целом, а не только ее закрепленный здесь и сейчас фрагмент.

Рядом с цивилизацией, стремящейся к преодолению и отрицанию несовременного прошлого, классическая культура предшествовавших исторических периодов всегда современна. Мир культуры неповторим, и поэтому прошлое в ней невозможно преодолеть. Диалог культур никогда не перестает длиться, возникает «глубокая радость повторения», которая объяснима тем, что это не повторение, а отклик, эхо, доносящееся из будущего. «Культура не "была", она всегда "должна быть", потому что остановленный смысл - отрезанный от дальнейших вопросов, не способный стать ответом на еще не заданные вопросы - это умерший смысл, между тем как смысл, проявившись однажды на свет, умереть уже не может» [16]. Культура не прогрессирует, а накапливает духовные, материальные и художественные ценности.

По мере развития и усложнения социальной организованности общества усиливалось значение дихотомии «материальное - духовное». В этом отношении сам человек является микромоделыо дуализма: с одной стороны он есть материальное физическое тело, а с другой -- обладает духовностью.

Постепенно из материально-практических действий индивидов, которые преследовали лишь цель опредмечивания сугубо функциональных физиологических потребностей человека, стала выявляться деятельность по созданию особой формы предметности - духовной. Материальная форма в ней является лишь носительницей, хранилищем и передатчицей духовного содержания.

Так духовное производство обособилось от материального и составило самостоятельный институциализированный и профессионализированный способ опредмечивания результатов психической деятельности человека. Возникло расчленение целостной культуры на «материальную» и «духовную». Суть такого расчленения заключается в том, что материальность есть способ самостоятельного существования и функционирования рукотворных объектов. Однако деление культуры на материальную и духовную следует понимать не в том смысле, будто первая является чисто и только материальным образованием, а вторая - чисто и только духовным; продукты духовной культуры материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, а в материальной культуре так или иначе отражаются духовные цели и модели. Дело в том, что в данных областях культуры соотношение духовного и материального начала диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему содержанию и способу функционирования, а духовная культура духовна в тех же решающих отношениях [54].

Разнообразие качественных явлений социального бытия не позволяло понять и объяснить многие из них, опираясь только на дихотомию системного строения культуры. Так, например, искусство.(включая архитектуру), в котором духовно-ценностное содержание неотделимо от формы его материального воплощения, невозможно отнести к явлениям ни материальной, ни духовной культуры. В художественном творчестве материальное и духовное взаимно отождествляются и вступают в особый вид связи, в котором свойства обоих порождают новое системное качество - художественность.

«Доказательством происходящей в искусстве уникальной связи материального и духовного - их взаимного отождествления - является неизвестная материальной (MK)  и духовной культуре (ДК) его информационно-семантическая особенность - непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы другим содержанием» [54, 146].

Художественные творения, к которым относятся и произведения зодчества, - это не просто идея или знание, не просто символ, код, знак и не просто вещь, тело, конструкция, но единство, в котором они друг с другом отождествлены, то есть выступают как разные стороны, грани, аспекты одного и того же явления: с гносеологической точки зрения художественный образ рассматривается как знание, жизненная правда, истина; с аксиологической - как идея; с семиотической - как знак; с технологической - как материальная конструкция. Абсолютизация любого из этих качеств обедняет искусство, ибо подменяет лишь одним аспектом бесконечно более богатое, разносторонне целостное его бытие [54]. Убедительным примером этому может служить современное жилищно-массовое строительство в исторических городах России.

В данной работе под понятием «архитектурная культура» подразумевается целостность нескольких видов архитектурной деятельности: архитектурно-художественное творчество; проекты как модели потребного будущего; осуществленные строительным производством объекты в натуре и, наконец, система архитектурного образования. Архитектурная культура есть способ созидательной деятельности произведений искусства в структуре культуры человечества, которую можно представить «как напряженное поле взаимодействий - и притяжения, и отталкивания - трех основных модификаций предметной деятельности» (см.схему 1).

Представление  о системном строении культуры сформулировано сравнительно недавно. В этой системе архитектурная культура входит в качестве подсистемы в художественную культуру (ХК).

Предметностью архитектуры является воплощенный художественный образ, который возникает тогда, когда в объекте средствами метафизических универсалий архитектурной культуры выражается определенное эмоционально-духовное состояние. Отличие от выразительности музыкального и хореографического образов состоит в том, что процессуальный характер последних позволяет им выражать движение чувства, а в архитектоническом искусстве могут быть выражены душевные состояния и устойчивые настроения.

Структура архитектурной культуры трехмерна. Во-первых, она имеет информационное (духовно-содержательное) измерение, так как произведение архитектуры композиционными средствами выражает образное представление о мире и о месте человека в нем. В соответствии с характером духовной культуры общества архитектура образно воссоздает мир и противопоставляет эмпирическому бытию идеальную реальность, способствуя тем самым закреплению в человеческом сознании ценностных категорий как личностных, так и надындивидуальных. Художественное сознание общества порождает соответствующий типу архитектурной культуры творческий метод, на основе которого создается стиль как инструмент, организующий художественную предметность архитектуры.

«Разным типам художественной культуры свойственны определенные связи метода и стиля: в одних случаях связь эта взаимно-однозначна (одному методу соответствует один стиль, скажем, готический или классицистический), а в другом - неоднозначна (один и тот же метод... порождает разные стили, не допуская какой-либо канонизации того или иного его стилевого выражения)». Тип связи предопределен уровнем развития личностного начала в культуре, соотношением индивидуального и общественного. В тоталитарных режимах стиль превращается в сверхличностную художественную структуру, заданную императивами канона. В демократически организованном обществе превалирует индивидуализация стиля, признается право художника на собственный стиль или даже на полистильность своего творчества в зависимости от решаемых им в каждом случае творческих задач. Искусство архитектуры в силу организационно-экономической зависимости от строительства подвержено в большей степени, чем другие виды искусства, подавлению личностного творческого стилеобразования.

Во-вторых, художественная культура (как и архитектурная культура) имеет организационно-функциональное (институциональное) измерение, выражающееся в двух основных подсистемах:

1. Художественное творчество, в том числе и в архитектуре, есть форма общественно-исторической организации процессов созидания художественных ценностей. В архитектуре, как и в других видах искусств, есть уровень первичного производства (творчество зодчего, создающего проектную модель - идеально) и уровень вторичного производства, на которомнаходится исполнительская деятельность (реализация проекта в натуре средствами строительного производства).

2. Художественное производство невозможно без организованного процесса воспроизводства самих творцов художественных ценностей. В процессе формирования мастеров искусств, включая зодчих, начинается их приобщение к художественной (архитектурной) культуре.

Художественное производство предполагает сохранение художественного (архитектурного) наследия, без чего невозможна преемственная связь настоящего с прошлым и будущим культуры.

В этом смысле традиция выступает в роли памяти художественной (архитектурной) культуры. В этом смысле архитектурная культура контекстуальна.

Форма художественного потребления произведения архитектуры -имеет существенную специфику по отношению к другим искусствам. В связи с тем, что архитектура - это, в первую очередь, среда жизнеобеспечения человеческой деятельности, без которой она практически не может существовать, нет необходимости в организации акта общения с произведениями искусства архитектуры, как это имеет место в других видах и жанрах искусств. Потребление архитектуры носит стихийный непредсказуемый характер. Однако это не означает, что пропагандистская работа не нужна вообще. Воспитательная работа необходима для того, чтобы вырабатывать взыскательный вкус потребителя архитектуры, его способность с максимальной эффективностью соучаствовать в выработке художественной информации архитектуры.

В-третьих, художественная культура имеет морфологическое (зонально-видовое) измерение.

Несмотря на целостный характер художественной культуры, в определенной социальной общности каждая область искусства отличается спецификой и обладает относительной самостоятельностью. В монографии «Художественная культура в докапиталистических формациях» профессор М.С. Каган приводит разработайную им схему «зонально-слоевого строения художественной культуры[1]», в которой архитектура находится в приграничной зоне с материальной культурой.

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

*Переходная зона словесных «прикладных» искусств ораторское искусство художественная публицистика
*Зона чисто художественного словесного творчества
*Зона музыкального творчества
*Зона актерского словесно-пластического и музыкально-пластического творчества
*Зона пантомимического и танцевального творчества
*Зона чисто художественного предметно-изобразительного творчества
*Переходная зона архитектонических бифункциональных искусств на ремесленной базе на индустриальной базе (дизайн)

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Схема создана исходя из того, что художественная культура отражает соотношение  материального и духовного начал в художественно-творческой деятельности. В ней архитектура расположена в переходной зоне материально-художественной культуры. Это сделано на основании того, что архитектурой названы лишь построенные здания и сооружения. На самом деле архитектурная культура на стадии первичной художественной деятельности предстает в качестве проектных (идеальных) моделей, и только после этого она воплощается в физически осуществленные строительством объекты. Архитектура никогда не была только «художественным строительством». Даже тогда, когда здания возводили без предварительно созданных чертежей, они существовали как художественные идеи в идеальных представлениях заказчиков и зодчих.

Повторим, архитектура - это первичное художественное творчество (идеальное), а строительство - это вторичное (исполнительское) искусство.

Архитектура как форма символической деятельности человека отличается от других искусств тем, что создает предметно-пространственную среду для их функционирования и тем самым активно синтезирует все другие роды и жанры художественного творчества. Вне архитектуры они социально не эффективны.

О динамике развития архитектурной культуры. Архитектурной культуре свойственны качества, которые характеризуют общечеловеческую культуру в целом. Ее структура носит бинарный характер, что проявляется, в первую очередь, в оппозиции Восток - Запад. Динамически развивающаяся архитектура Европы и Америки, оторвавшаяся от своей синкретически-симультанной природы, являет контраст близкой к архаике архитектурной культуре Востока.

В свою очередь, архитектурная культура Запада также подвержена бинарной закономерности развития. Подобно качающемуся маятнику или движению по конической спирали, архитектурные стили сменяют друг друга. На смену «высокой» культуре Греции приходит «упадочный» эллинизм.

Cпартански строгая архитектура республиканского Рима сменяется разнузданно-«барочной» архитектурой Римской империи. На смену «низкому» средневековью приходит «высокое» Возрождение. На смену «высокому», уравновешенному, гармоничному Возрождению - мятущееся, избыточное, многословное барокко и рококо. Потом - классицизм с его ностальгическим устремлением в прошлое.

Можно констатировать, что в развитии архитектурной культуры существует детерминизм чередования периодов, которые можно обозначить как эпохи W(романтические, мятущиеся, смутные, темные -эпохи «инь») и эпохи М (классицистические, ясные, светлые, «высокие», рациональные - эпохи «ян»). Таким образом, демонстрируется единство интеллектуально-духовных, эмоциональных, эстетических, этических, социальных устремлений представителей разных областей культуры, живущих в разных странах, говорящих на разных языках и подчас даже не догадывающихся о существовании друг друга.

Дружное единство (многоплановое, многовариантное) одного периода сменяется не менее дружными пристрастиями, склонностями и вкусами другого периода, в значительной мере антитетичными недавно провозглашенным идеалам. Форма самодвижения евро-архитектурной культуры как части культуры в целом имеет не просто спиралевидный характер, но отвечает двуспиральной модели, в которой. в полном соответствии с социокультурным законом смещения Де-Ро-берти, одна спираль смещена «по дуге» относительно другой и повторяет структуру (форму) носителя биологической наследственности -молекулы ДНК.

Здесь наблюдается та же «закрученность» одной спирали, отражающей характер духовной, «бесполезной» части архитектурной культуры вокруг другой, материальной, компоненты культуры, что проясняет стереометрию структуры, в которой противодействие разнонаправленных сил, связанных со смещением спиралей «по фазе», не дает им возможности «распрямиться», обрести иную форму.

Деление этапов европейской архитектурной культуры по бинарному признаку на W-культуры («романтические», или «правосторонние» во фронтальной проекции спирали на плоскость) и М-культуры («классические», или «левосторонние») согласуется с функциональной асимметрией головного мозга - «правополушарное» и «ле-вополушарное» мышление. Сопоставление признаков, характерных для W- и М- культур, с одной стороны, и для «правополушарных» и «левополушарных» функций человеческого мозга, с другой - дает повод для биологически-культурных сопоставлений: совпадение представляется не менее впечатляющим, чем в случае геометрических (двуспиральных) аналогий.

Бинарногенетический принцип структуризации лежит в основе как архитектоники живой части «первой природы» (отец-мать, диминан-тно-рецессивные аллели), так и в основе архитектоники «второй природы» - архитектурной культуры: от построения по закону антитетических контрастов любого культурного феномена (яркое - блеклое, теплое - холодное, высокое - низкое, звучание - молчание, пустота -наполненность и т.д.) до социальных взаимодействий (личность —личность, личность - социум, социум - социум) и философских законов (гегелевская диалектика).

Бинарный характер архитектонических структур обнаруживается на всех уровнях жизнедеятельности. Так, если в биологии человека бинарный принцип строения простирается от двойной спирали молекулы ДНК и двойного генетического набора, состоящего из сорока шести хромосом, до парных органов тела, соматически-психической бинарности и сосуществования двух мировых космогонических противоположностей - мужского и женского, то в архитектурной культуре принцип бинарности заложен в амбивалентный характер архети-пических структур, в наборы признаков W и М типа.

Если в биологии структурный принцип различения мужского и женского реализуется в пределах оппозиции симметричное-ассиметричное, то в явлениях архитектурной культуры он реализуется точно так же: М - уравновешенное, четное, симметричное, правильное; W - неуравновешенное, нечетное, асимметричное, неправильное. Подобного рода бинарность имеет место в этико-эстетическом дуализме и в дуализме типов мышления. Будучи представителем первой природы, человек подражает ей, тогда как первая природа подражает себе самой (чередование дня и ночи, времен года, воспроизводимость генотипа, характер дыхания, сокращения сердечной мышцы и т.д.), и второй природе не остается ничего иного, как подражать первой. Подражание подразумевает не прямое копирование. В архитектурной культуре, например, проблема сводится к ответам на вопрос: что копировать и как?

Бинарногенетический характер культурных явлений позволяет определить вторую природу — культуру (включая архитектуру) - как совокупность продуктов жизнедеятельности первой природы (человека), имеющих единый генетический код.

На основании вышесказанного можно определить методологические принципы познания архитектурной культуры. К ним относятся знания культургенетических универсалий, механизмов «передачи наследственности», причин и условий всевозможных культургенетических мутаций и т.п.

Можно говорить о метафизике вечных, неизменных элементов созидания, из которых удается создавать все новые сюжеты архитектуры. Прав А.Е. Чучин-Русов, говоря о калейдоскопе, по мере вращения которого цветные стеклышки образуют все новые узоры, подобно тому как из одних и тех же химических элементов, число которых регламентировано таблицей Д.И. Менделеева, удается синтезировать все новые вещества.

В критериях «современной» архитектуры акцент делается на «новизну» в противовес вневременной метафизике «прекрасного» и «безобразного», «добра» и «зла». Новизна в архитектурной культуре понятие относительное. В архитектурной культуре новизна - это ?ге новизна явления, факта, мысли, но лишь новизна контраста с чем-то предыдущим. Архитектурная культура (и ее производное - архитектура), существует в историческом контексте первой и второй природы.

Поэтому независимо от ее стилистической характеристики она познается нами в архаически цельном симультанно-синкретическом культурном пространстве, а на ее оценку влияет современный менталитет.

Об архитектурной культуре и концепции четырех чисел. Структуру произведения искусства архитектуры можно рассматривать как число. В этом качестве оно включено в единую культуру (монаду); бинарную структуру историко-культурного процесса в целом; онтологическую триаду понятия «культура» и триадическую структуру эпистемологического «инструмента», который может быть использован для самоосознания и самопознания архитектуры как второй природы. Числа 1,2,3 (монада, диада, триада) являются также ключевыми для понимания архитектоники молекулы ДНК (первойприроды): единая (1) в химическом отношении молекула ДНК обеспечивает единый (1) механизм наследственности за счет своей бинарно-двуспиральной (2) структуры и триадического (3) принципа построения генетического кода - триплет, или кодон.

Суть архитектурной культуры как сложной системы выражается посредством четырех ключевых понятий: архетипичность, антитетичность, голографичность, цикличность. В этом заключается первый закон гомологии культуры, который в полной мере характеризует и принципиально сложную систему первой природы. Второй закон гомологии заключается в том, что структурная общность двух принципиально сложных систем - живой природы (молекула ДНК) и культуры (второй природы, включая архитектурную культуру) - выражается посредством первых четырех чисел натурального ряда.

Из законов гомологии вытекают два следствия. Первое - предметом культур генетического анализа являются формально-содержательные и структурные аспекты культуры, описываемые Первым и Вторым законами гомологии с помощью восьми критериев: четырех ключевых понятий (архетипичность, антитетичность, голографичность, цикличность) и первых четырех чисел натурального ряда. Второе -предметом историко-культурного анализа являются аспекты культуры, не подпадающие под Первый и Второй законы гомологии и описываемые в координатах четырех пространственно-временных парадигм: земля - небо (пространство) и жизнь - бессмертие (время) (чет-верица Хайдеггера).

В основе динамики развития архитектурной культуры лежит закон периодических трансмутаций культурных архетипов. Культурные архетипы архитектуры в условиях того или иного культурного менталитета поочередно трансмутируют в поляризованные тем или иным образом символы, причем поляризация осуществляется в двух антитетических направлениях, одно из которых можно условно определить как классицистическое (мужское) - М. а другое - как романтическое (женское, барочное, символистское, декадентское) - W. Этот закон действует внутри еще более общего Закона бинарности,. который гласит: принцип бинарности лежит в основе как формы (геометрии двойной спирали), так и механизма самодвижения архитектурной культуры, реализующегося в соответствии с Периодическим законом трансмутаций культурных архетипов.

Строение и динамика развития архитектурной культуры демонстрируют ее органическую связь с первой Природой. В отличие от инженерно-технической культуры, которая стремится к «овладению» Природой, ее подчинению воле человека, архитектура как вторая природа развивает естественные взаимоотношения с первой Природой и тем самым значительно уменьшает экологическое кризисное состояние, характерное для современной цивилизации.

Продолжение

Схема 1.
Афинский Акрополь - гениальное творение греческих архитекторов - пример контекстуального отношения к природному окружению. Использование рельефа места позволило создать выразительную пространственную и пластическую композицию. Парфенон - центральное сооружение немногим более 19 метров, но между тем оно доминирует в силуэте ансамбля. В Афинском Акрополе нашло убедительное материальное воплощение присущее менталитету греков понимание метафизических универсалий архитектуры.

22 Октября 2008

Похожие статьи
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.