пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история архитектуры

Янин В. Л.
О продолжительности строительства новгородского кремля конца XV в.
в книге:
Советская археология №1, 1978
Ныне существующий кремль Новгорода построен в конце XV в. Начало его сооружения относится к 1484 г., когда “повелением великаго князя Ивана Васильевича начата здати в Великом Новегороде град камен детинец, по старой основе” 1). Окончание этого строительства Новгородская третья летопись XVII в. относит к 1490 г.: “Поставлен бысть град каменной в Великом Новеграде, повелением великаго князя Иоанна Васильевича всеа России, при архиепископе Генадии: на две части великаго князя денги, а треть владыка своими денгами” 2). Новгородская четвертая летопись (в той ее части, которая составлялась в XVI в.) относит то событие к 1492 г. 3) Дата завершения постройки кремля, таким образом, нуждается в специальном анализе.
        В связи с окончанием строительства детинца состоялся крестный ход вокруг его новых стен, подробно описанный в Новгородской второй летописи XVI в., которая относит его к 8 декабря 7008 г., “в неделю”, т. е. в воскресенье 4). В первом издании этого свода Я. И. Бередников предложил исправить указанную дату на 7001 г. на том основании, что в 7008 г. “пасха была 19 апреля, а 8 декабря во вторник, в 7001 же году Последнее число приходилось на воскресенье” 5). С конъектурой Я. И. Бередникова новая дата окончательного завершения работ по сооружению кремля - 1493 г.- прочно вошла в литературу 6). Между тем это исправление совершенно неосновательно. Я. И. Бередников не принял во внимание, что Новгородская вторая летопись пользуется сентябрьским циклом
        _________
        1) ПСРЛ, т. VI. СПб., 1853, с. 36.
        2) Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 311.
        3) ПСРЛ, т. IV. СПб, 1848, с. 160.
        4) Новгородские летописи, с. 59-61; ПСРЛ, т. 30. М., 1965, с. 152, 153.
        5) ПСРЛ, т. III. СПб., 1841, с. 144.
        6) Монгайт А. Л. Оборонительные сооружения Новгорода Великого. - МИА, 1952, c. 31, с. 57; Каргер М. К. Новгород. Изд. 3-е. Л. - М., 1970, с. 53, 63.

-259-

летосчисления. А это значит, что показанному ею 7008 г. в современном счислении соответствует время с сентября 1499 г. по август 1500 г. 8 декабря, следовательно, нужно отыскивать не в 1500 г., в котором оно действительно падает на вторник, а в 1499 г., когда оно соответствовало воскресенью (пасха в этем году была 31 марта). Иными словами, крестный ход в полном соответствии с показанием Новгородской второй летописи состоялся 8 декабря 7008 г. в воскресенье, но эта дата тождест­венна 8 декабря 1499 г.
        Надежное доказательство правильности такого вывода дают наблю­дения над составом московских должностных лиц, принявших участие в шествии 8 декабря. Летопись в их числе называет наместников Андрея Федоровича и Ивана Андреевича 7). Однако в мае 1493 - феврале 1495 гг. в Новгороде наместничал Петр Михайлович, в августе 1495 г. наместни­ками назначены Данила Александрович Ярославский и Иван Владимиро­вич Лыка Оболенский; Данила Александрович оставался наместником и в марте 1497 г. 8)
        Андрей Федорович Челяднин в качестве наместника впервые упомя­нут в 1499 г. 9) Что касается Ивана Лобана Андреевича Колычева, то он как наместник известен в апреле 1501 г., когда он отправлял свои обязанности уже с князем Семеном Романовичем 10).
        Таким образом, несомненность даты крестного хода 8 декабря 1499 позволяет утверждать, что строительство Новгородского кремля продолжалось не шесть или восемь лет, как принято было думать, а 15 лет, что вполне соответствует грандиозности самого предприятия. Ошибка Новгородской третьей летописи, однородная с ошибкой Новгородской четвертой летописи, понятна: под 1490 и 1492 гг. в этих сводах дается общий обзор деятельности архиепископа Геннадия, включающий даже лишение его кафедры, которое, как известно, состоялось в 1506 г.
        _________
        7) Новгородские летописи, с. 59; ПСРЛ, т. 30, с. 152.
        8) См. список новгородских наместников в кн.: Пронштейн А. П. Великий Новгород в XVI веке. Харьков, 1957, с. 260. Исходные материалы этого списка содержатся в основном в издании: Древнейшая разрядная книга официальной редакции. М., 1901, с. 25.
        9) Древнейшая разрядная книга официальной редакции, с. 19; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966, с. 29.
        10) Разрядная книга 1475-1598 гг., с. 31.

-260-



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter