Помимо основного объема с двумя парадными не симметричными ризалитами, выходящими на Манежную площадь, Щусевым задумывались и еще два корпуса: один, обращенный фасадом на Музей Ленина; второй – на Театральную площадь. Их строительство, однако, было отложено и в итоге осуществилось лишь в 1968-77 гг. Эти два новых корпуса не могли соперничать по архитектурному качеству с основным зданием и получились довольно скучными и лишенными декора. Поэтому с этой стороны гостиницу не фотографировали.
В 2004 г. здание признали аварийным, разобрали, и на его месте началось строительство новой гостиницы, на основе архивных чертежей предыдущего. Проект был разработан ГУП «Моспроект-2 имени М. В. Посохина» (арх. Д. Свердловский, Ю. Черепанов, В. Троян, А. Смирнов). Теперь в его состав вошла торговая часть с магазинами по периметру, конгресс-центр, подземный паркинг и апартаменты. По современным стандартам был спроектирован и номерной фонд гостиницы. Вместо одного внутреннего двора появились три – два открытых и один – закрытый атриум.
Фасады основного здания воссоздавались по историческому проекту, довольно точно воспроизводя оригинал. Их изготовила и смонтировала компания «ОртОст-Фасад». Основной объем гостиницы выполнялся в натуральном камне (включая рустованную часть) и штукатурке, нижний этаж – в красноватом граните. Карнизы, колонны, балясины, обрамления окон, декоративные пояса и богатая отделка лоджий, которые привнес в проект Алексей Щусев – изготавливались компанией «ОртОст-Фасад» из стеклофибробетона.
По текстуре этот материал абсолютно идентичен историческим ордерным деталям и хорошо передает их особенности. В отличие от натурального камня, он имеет гораздо более высокие прочностные характеристики при значительно меньшем весе, так что элементы удобно навешивать на фасады, не утяжеляя их. Стеклофибробетон экологичен, а за счет повышенного сопротивления на растяжение и изгиб идеально подходит для получения точного повторения геометрии декоративных деталей и фактур различных материалов.
Видимое отличие нового здания от своего предшественника – в одном из главных ризалитов появились дополнительные окна, которые отсутствовали ранее в силу технической невозможности их реализовать. Два дополнительных корпуса изменились в большей степени и получили более развитое декоративное оформление. На фасаде, выходящем на Моховую, появились полукруглые мозаичные панно и декоративные пояса в духе расположенной по другую сторону Театральной площади гостиницы «Метрополь». Мозаику и покрытия из патинированной меди специалисты «ОртОст-Фасада» выполнили в духе ар-деко.