«ОртОст-Фасад» бросает вызов декору любой сложности

Для главного храма вооруженных сил РФ – компания «ОртОст-Фасад» выполнила беспрецедентный по сложности фасад, изготовив десятки тысяч СФБ-деталей индивидуальной формы, в том числе со скульптурной поверхностью.

12 Сентября 2020
Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании ОртОст-Фасад на Архи.ру
Контакты:
Юридический адрес:
109044, г. Москва, ул. Большие Каменщики, д.1, пом. I, к. 6
Почтовый адрес:
123007, Москва, Хорошевское ш., д.35/2, кор.2
Телефон: 8 (499) 195-02-18 
Компания ОртОст-Фасад нередко работает с архитектурным декором сложной геометрии и развитой, детализированной пластики. Специалисты компании занимались облицовкой таких зданий, как гостиница «Москва», дом на Трубецкой, 28, ЖК «Английский квартал» и ЖК «Итальянский квартал», – они готовы выполнять сложные задачи, поставленные архитекторами. Но даже для этой компании, искушенной в изготовлении сложно прорисованных форм, задача по облицовке фасадов и интерьеров главного храма Вооруженных сил стала вызовом и поводом для новых открытий и изобретений.

Как сообщают СМИ, все работы заняли 598 дней, меньше двух лет. Строительство шло полтора года, а облицовку фасада спроектировали и смонтировали за восемь месяцев. Компания ОртОст-Фасад в короткий срок выполнила сложнейшую – самую сложную на памяти ее специалистов задачу – облицовку из десятков тысяч деталей, и разработала инновационную систему крепления этих деталей. 
Но вначале несколько слов о храме
Главный храм ВС РФ
Фотография © Архи.ру

Собор Воскресения Христова в парке «Патриот», это, одновременно – главный храм вооруженных сил РФ и храм-памятник победе в Великой Отечественной войне. Здание храма по контуру опоясано музейной мультимедийной галереей «Дорога памяти»: в ней, в частности, хранятся фотограии участников войны, собранные по всей стране. Высота собора с крестом 96 м, почти с 30-этажный дом, а размах квадрифолия музейной галереи около 500 м.
  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

В здание заложено немало числовой символики: высота колокольни означает 75 лет со Дня Победы; диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м, что означает 1945 год; высота малого купола – 14,18 м, потому что 1418 дней длилась война; плюс 1418 шагов требуется, чтобы пройти галерею «Дорога памяти» с начала до конца. Высота храма вместе с крестом – 96 м, и эта цифра связана уже не с Великой отечественной, а с 960-м годом рождения князя Владимира Святославича, которому посвящен Нижний храм.

У храма ВС РФ четыре основных прообраза: московский Храм Христа Спасителя, Никольский морской собор в Кронштадте, Александровский собор в Софии и памятник героям Плевны, – все они указаны на сайте храма. И если от первого он унаследовал пятиглавие и крестообразный объем, от двух других – византийские экседры, от третьего – башенную колокольню, то от часовни – подход к материалу. Часовня-памятник героям Плевны чугунная; в XIX веке металлическая часовня была новшеством, кроме того, материал усиливал мемориальное звучание постройки, делая ее похожей на большой колокол и на монументальный памятник, вспомним памятник тысячелетию России в Новгороде Великом, уподобленный колоколу. В храме ВС использована именно идея материала: на фасадах музея и в интерьере храма можно увидеть крупные металлические болты, а цвет стен – защитный, как у брони, – недвусмысленно указывает на то, что перед нами храм, переплавленный из бронетехники. В метафорическом смысле. Как некая образная противоположность пушкам, переплавленным из колоколов. Но собор не часовня, и строить его целиком из брони было бы неразумно.
  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

Поэтому архитектор Дмитрий Смирнов использовал стеклофибробетон, окрашенный в массе в защитный оттенок зеленого цвета – как броня. Но скульптуры бронзовые, и часть декора в интерьере тоже металлическая, с сине-голубой-эмалью, напоминающей иконку-складень XIX века. Так что и «броня» приобрела медный оттенок, будучи прокрашена по выступающим частям бронзянкой. Получилось что-то на грани между защитным металлом и скульптурой-памятником героям. Большая часть декора, мелко детализированного, выполнена из стеклофибробетонных панелей компании ОртОст-Фасад. Всё выглядит очень целостно, на первый взгляд и не отличить, где СФБ, а где бронза – издали объем кажется отлитым из цельного металла, покрытого патиной и «отполированного» на рельефных частях. 
Нетривиальная задача
Объем, что совершенно нормально для храма, имеет сложную форму: здесь много поворотов, углов, выступов, скруглений, арок – все это требует индивидуального формирования каждого элемента, тщательной проработки «нарезки» фасада и сопряжения деталей, подобной сложному конструктору. Кроме того, фасады покрыты орнаментом, простым и сложным, от ордерных фронтонов, архивольтов и граненых колонн до варяжской плетенки и полосатой рельефной штриховки – что многократно усложнило задачу, поскольку из-за детализированного рисунка, переходящего с панели на панель, вопрос качественного сопряжения деталей стал особенно ответственным. И, как мы помним, срок для исполнения заказа был исключительно коротким.
  • zooming
    1 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру


 
Общее количество
стеклофибробетонных изделий – 22 935 штук.
Из них 2243 – типизированные партии,
4043 – уникальные детали.
Процесс изготовления
Все элементы изготовлены на основе единой трехмерной модели здания, разбитой на отдельные детали. Работу вели по традиционной для стеклофибробетона технологии методом набрызга. Простые геометрические элементы, в частности, плиты для облицовки гладкой стены, имитирующие блоки камня, изготавливали в фанерных формах. При переводе 3D-модели в рабочие чертежи прорабатывалась система крепления, определялось расположение закладных деталей, затем в форму набрызгивали стеклофибробетонный раствор.

Для деталей с рельефом или сложной геометрической формы сначала изготавливали модель, на основе трехмерной модели данного элемента, из гипса или панелей МДФ, на станках с ЧПУ. Для этого было задействовано более 60 станков ЧПУ. Далее с модели снимали резиновую форму, под которую изготавливали жесткое основание из стеклопластика. В полученную форму, после установки закладных деталей, заливался стеклофибробетон. Таким способом были изготовлены узорчатые декоративные пояса, обрамляющие арки, ряды ребристых валиков, декоративные панно с библейскими животными, цитатами из Библии или боевыми орденами. Размеры деталей были определены исходя из архитектурной логики членения деталей и ограничений по весу для транспортировки и монтажа. Как правило, они не превышали двух квадратных метров.
  • zooming
    1 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

После первичного набора прочности элементы из стеклофибробетона доставали из формы, шлифовали, грунтовали специальной, глубоко проникающей грунтовкой. После сушки поверхность шлифовали абразивным материалом и окрашивали базовым цветом. Затем рельефные поверхности окрашивали металлизированной краской, после чего отдельно патинировали, еще раз сушили и, наконец, покрывали защитным слоем полиакрилового лака.

Образцы покрытия успешно прошли испытания на атмосферостойкость для умеренного климата. Испытания проводил «Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий» (АНО «ЦИСИС ФМТ»).
Монтаж
Об инновационных методах крепления, разработанных специалистами «ОртОст-Фасад» для Воскресенского храма, см. здесь. О перспективах дальнейшего применения системы – здесь.

Из-за сжатых сроков реализации работы вели одновременно на нескольких ярусах здания, на нескольких «захватках» в каждом ярусе. Задействовали одновременно около 800 монтажников, работали круглосуточно.
Муслим Алиев, генеральный директор компании «ОртОст-Фасад»

Директор компании «ОртОст-Фасад» Муслим Алиев:

«Для организации монтажных работ в таком режиме с учетом сложной конфигурации здания были применены нестандартные решения по конфигурации строительных лесов – многопролетные опорные фермы, консоли, подвесные леса, организация разгрузочных площадок на лесах, подъем элементов на которые выполняли круглосуточно четыре крана. Также не могу не отметить работу руководителей и специалистов технического заказчика, технического надзора, ФГАУ «УИСП» Минобороны России, и авторов проекта, «Сретенские архитектурные мастерские». Без их оперативного и эффективного участия реализация проекта в такие сроки была бы невозможна».

  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

Заметим, что для архитекторов, работающих в традиционных стилях, качество деталей – важная составляющая успешного проекта. Если в прошлые эпохи конечный результат зависел от лепщиков, а сам ордерный декор и лепнина изготавливали из камня, кирпича или штукатурки, то сейчас на помощь приходят армирование фиброй, цифровые трехмерные модели, станки с программным управлением. Что, однако, не означает простоты решения: даже при поддержке современных технологий требуется много внимания к деталям, опыт и профессионализм, которым обладают специалисты компании «ОртОст-Фасад», выполнившие очень сложную задачу в очень ограниченные сроки.

Поставщики, технологии

12 Сентября 2020

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.