Все материалы проекта здесь >> 
ОртОст-Фасад

Фасадная революция. 
Новые технологии от
«ОртОст-Фасад»

«ОртОст-Фасад» выполнила беспрецедентный по сложности фасад для главного храма вооруженных сил РФ

mainImg

«ОртОст-Фасад» бросает вызов декору любой сложности

Для главного храма вооруженных сил РФ – компания «ОртОст-Фасад» выполнила беспрецедентный по сложности фасад, изготовив десятки тысяч СФБ-деталей индивидуальной формы, в том числе со скульптурной поверхностью.

12 Сентября 2020
Партнерский материал
Компaния:
представительство компании ОртОст-Фасад на Архи.ру
Контакты:
Юридический адрес:
109044, г. Москва, ул. Большие Каменщики, д.1, пом. I, к. 6
Почтовый адрес:
109044, г. Москва, ул. Большие Каменщики, д.1, пом. I, к. 6
Телефон: 8 (499) 195-02-18 
2 Компания ОртОст-Фасад нередко работает с архитектурным декором сложной геометрии и развитой, детализированной пластики. Специалисты компании занимались облицовкой таких зданий, как гостиница «Москва», дом на Трубецкой, 28, ЖК «Английский квартал» и ЖК «Итальянский квартал», – они готовы выполнять сложные задачи, поставленные архитекторами. Но даже для этой компании, искушенной в изготовлении сложно прорисованных форм, задача по облицовке фасадов и интерьеров главного храма Вооруженных сил стала вызовом и поводом для новых открытий и изобретений.

Как сообщают СМИ, все работы заняли 598 дней, меньше двух лет. Строительство шло полтора года, а облицовку фасада спроектировали и смонтировали за восемь месяцев. Компания ОртОст-Фасад в короткий срок выполнила сложнейшую – самую сложную на памяти ее специалистов задачу – облицовку из десятков тысяч деталей, и разработала инновационную систему крепления этих деталей. 
Но вначале несколько слов о храме
Главный храм ВС РФ
Фотография © Архи.ру

Собор Воскресения Христова в парке «Патриот», это, одновременно – главный храм вооруженных сил РФ и храм-памятник победе в Великой Отечественной войне. Здание храма по контуру опоясано музейной мультимедийной галереей «Дорога памяти»: в ней, в частности, хранятся фотограии участников войны, собранные по всей стране. Высота собора с крестом 96 м, почти с 30-этажный дом, а размах квадрифолия музейной галереи около 500 м.
  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

В здание заложено немало числовой символики: высота колокольни означает 75 лет со Дня Победы; диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м, что означает 1945 год; высота малого купола – 14,18 м, потому что 1418 дней длилась война; плюс 1418 шагов требуется, чтобы пройти галерею «Дорога памяти» с начала до конца. Высота храма вместе с крестом – 96 м, и эта цифра связана уже не с Великой отечественной, а с 960-м годом рождения князя Владимира Святославича, которому посвящен Нижний храм.

У храма ВС РФ четыре основных прообраза: московский Храм Христа Спасителя, Никольский морской собор в Кронштадте, Александровский собор в Софии и памятник героям Плевны, – все они указаны на сайте храма. И если от первого он унаследовал пятиглавие и крестообразный объем, от двух других – византийские экседры, от третьего – башенную колокольню, то от часовни – подход к материалу. Часовня-памятник героям Плевны чугунная; в XIX веке металлическая часовня была новшеством, кроме того, материал усиливал мемориальное звучание постройки, делая ее похожей на большой колокол и на монументальный памятник, вспомним памятник тысячелетию России в Новгороде Великом, уподобленный колоколу. В храме ВС использована именно идея материала: на фасадах музея и в интерьере храма можно увидеть крупные металлические болты, а цвет стен – защитный, как у брони, – недвусмысленно указывает на то, что перед нами храм, переплавленный из бронетехники. В метафорическом смысле. Как некая образная противоположность пушкам, переплавленным из колоколов. Но собор не часовня, и строить его целиком из брони было бы неразумно.
  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

Поэтому архитектор Дмитрий Смирнов использовал стеклофибробетон, окрашенный в массе в защитный оттенок зеленого цвета – как броня. Но скульптуры бронзовые, и часть декора в интерьере тоже металлическая, с сине-голубой-эмалью, напоминающей иконку-складень XIX века. Так что и «броня» приобрела медный оттенок, будучи прокрашена по выступающим частям бронзянкой. Получилось что-то на грани между защитным металлом и скульптурой-памятником героям. Большая часть декора, мелко детализированного, выполнена из стеклофибробетонных панелей компании ОртОст-Фасад. Всё выглядит очень целостно, на первый взгляд и не отличить, где СФБ, а где бронза – издали объем кажется отлитым из цельного металла, покрытого патиной и «отполированного» на рельефных частях. 
Нетривиальная задача
Объем, что совершенно нормально для храма, имеет сложную форму: здесь много поворотов, углов, выступов, скруглений, арок – все это требует индивидуального формирования каждого элемента, тщательной проработки «нарезки» фасада и сопряжения деталей, подобной сложному конструктору. Кроме того, фасады покрыты орнаментом, простым и сложным, от ордерных фронтонов, архивольтов и граненых колонн до варяжской плетенки и полосатой рельефной штриховки – что многократно усложнило задачу, поскольку из-за детализированного рисунка, переходящего с панели на панель, вопрос качественного сопряжения деталей стал особенно ответственным. И, как мы помним, срок для исполнения заказа был исключительно коротким.
  • zooming
    1 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру


 
Общее количество
стеклофибробетонных изделий – 22 935 штук.
Из них 2243 – типизированные партии,
4043 – уникальные детали.
Процесс изготовления
Все элементы изготовлены на основе единой трехмерной модели здания, разбитой на отдельные детали. Работу вели по традиционной для стеклофибробетона технологии методом набрызга. Простые геометрические элементы, в частности, плиты для облицовки гладкой стены, имитирующие блоки камня, изготавливали в фанерных формах. При переводе 3D-модели в рабочие чертежи прорабатывалась система крепления, определялось расположение закладных деталей, затем в форму набрызгивали стеклофибробетонный раствор.

Для деталей с рельефом или сложной геометрической формы сначала изготавливали модель, на основе трехмерной модели данного элемента, из гипса или панелей МДФ, на станках с ЧПУ. Для этого было задействовано более 60 станков ЧПУ. Далее с модели снимали резиновую форму, под которую изготавливали жесткое основание из стеклопластика. В полученную форму, после установки закладных деталей, заливался стеклофибробетон. Таким способом были изготовлены узорчатые декоративные пояса, обрамляющие арки, ряды ребристых валиков, декоративные панно с библейскими животными, цитатами из Библии или боевыми орденами. Размеры деталей были определены исходя из архитектурной логики членения деталей и ограничений по весу для транспортировки и монтажа. Как правило, они не превышали двух квадратных метров.
  • zooming
    1 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

После первичного набора прочности элементы из стеклофибробетона доставали из формы, шлифовали, грунтовали специальной, глубоко проникающей грунтовкой. После сушки поверхность шлифовали абразивным материалом и окрашивали базовым цветом. Затем рельефные поверхности окрашивали металлизированной краской, после чего отдельно патинировали, еще раз сушили и, наконец, покрывали защитным слоем полиакрилового лака.

Образцы покрытия успешно прошли испытания на атмосферостойкость для умеренного климата. Испытания проводил «Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий» (АНО «ЦИСИС ФМТ»).
Монтаж
Об инновационных методах крепления, разработанных специалистами «ОртОст-Фасад» для Воскресенского храма, см. здесь. О перспективах дальнейшего применения системы – здесь.

Из-за сжатых сроков реализации работы вели одновременно на нескольких ярусах здания, на нескольких «захватках» в каждом ярусе. Задействовали одновременно около 800 монтажников, работали круглосуточно.
Муслим Алиев, генеральный директор компании «ОртОст-Фасад»

Директор компании «ОртОст-Фасад» Муслим Алиев:

«Для организации монтажных работ в таком режиме с учетом сложной конфигурации здания были применены нестандартные решения по конфигурации строительных лесов – многопролетные опорные фермы, консоли, подвесные леса, организация разгрузочных площадок на лесах, подъем элементов на которые выполняли круглосуточно четыре крана. Также не могу не отметить работу руководителей и специалистов технического заказчика, технического надзора, ФГАУ «УИСП» Минобороны России, и авторов проекта, «Сретенские архитектурные мастерские». Без их оперативного и эффективного участия реализация проекта в такие сроки была бы невозможна».

  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

Заметим, что для архитекторов, работающих в традиционных стилях, качество деталей – важная составляющая успешного проекта. Если в прошлые эпохи конечный результат зависел от лепщиков, а сам ордерный декор и лепнина изготавливали из камня, кирпича или штукатурки, то сейчас на помощь приходят армирование фиброй, цифровые трехмерные модели, станки с программным управлением. Что, однако, не означает простоты решения: даже при поддержке современных технологий требуется много внимания к деталям, опыт и профессионализм, которым обладают специалисты компании «ОртОст-Фасад», выполнившие очень сложную задачу в очень ограниченные сроки.

Поставщики, технологии

Технологии и материалы
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.