Как сообщают СМИ, все работы заняли 598 дней, меньше двух лет. Строительство шло полтора года, а облицовку фасада спроектировали и смонтировали за восемь месяцев. Компания ОртОст-Фасад в короткий срок выполнила сложнейшую – самую сложную на памяти ее специалистов задачу – облицовку из десятков тысяч деталей, и разработала инновационную систему крепления этих деталей.
Но вначале несколько слов о храме
Собор Воскресения Христова в парке «Патриот», это, одновременно – главный храм вооруженных сил РФ и храм-памятник победе в Великой Отечественной войне. Здание храма по контуру опоясано музейной мультимедийной галереей «Дорога памяти»: в ней, в частности, хранятся фотограии участников войны, собранные по всей стране. Высота собора с крестом 96 м, почти с 30-этажный дом, а размах квадрифолия музейной галереи около 500 м.
В здание заложено немало числовой символики: высота колокольни означает 75 лет со Дня Победы; диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м, что означает 1945 год; высота малого купола – 14,18 м, потому что 1418 дней длилась война; плюс 1418 шагов требуется, чтобы пройти галерею «Дорога памяти» с начала до конца. Высота храма вместе с крестом – 96 м, и эта цифра связана уже не с Великой отечественной, а с 960-м годом рождения князя Владимира Святославича, которому посвящен Нижний храм.
У храма ВС РФ четыре основных прообраза: московский Храм Христа Спасителя, Никольский морской собор в Кронштадте, Александровский собор в Софии и памятник героям Плевны, – все они указаны на сайте храма. И если от первого он унаследовал пятиглавие и крестообразный объем, от двух других – византийские экседры, от третьего – башенную колокольню, то от часовни – подход к материалу. Часовня-памятник героям Плевны чугунная; в XIX веке металлическая часовня была новшеством, кроме того, материал усиливал мемориальное звучание постройки, делая ее похожей на большой колокол и на монументальный памятник, вспомним памятник тысячелетию России в Новгороде Великом, уподобленный колоколу. В храме ВС использована именно идея материала: на фасадах музея и в интерьере храма можно увидеть крупные металлические болты, а цвет стен – защитный, как у брони, – недвусмысленно указывает на то, что перед нами храм, переплавленный из бронетехники. В метафорическом смысле. Как некая образная противоположность пушкам, переплавленным из колоколов. Но собор не часовня, и строить его целиком из брони было бы неразумно.
Поэтому архитектор Дмитрий Смирнов использовал стеклофибробетон, окрашенный в массе в защитный оттенок зеленого цвета – как броня. Но скульптуры бронзовые, и часть декора в интерьере тоже металлическая, с сине-голубой-эмалью, напоминающей иконку-складень XIX века. Так что и «броня» приобрела медный оттенок, будучи прокрашена по выступающим частям бронзянкой. Получилось что-то на грани между защитным металлом и скульптурой-памятником героям. Большая часть декора, мелко детализированного, выполнена из стеклофибробетонных панелей компании ОртОст-Фасад. Всё выглядит очень целостно, на первый взгляд и не отличить, где СФБ, а где бронза – издали объем кажется отлитым из цельного металла, покрытого патиной и «отполированного» на рельефных частях.
Нетривиальная задача
Объем, что совершенно нормально для храма, имеет сложную форму: здесь много поворотов, углов, выступов, скруглений, арок – все это требует индивидуального формирования каждого элемента, тщательной проработки «нарезки» фасада и сопряжения деталей, подобной сложному конструктору. Кроме того, фасады покрыты орнаментом, простым и сложным, от ордерных фронтонов, архивольтов и граненых колонн до варяжской плетенки и полосатой рельефной штриховки – что многократно усложнило задачу, поскольку из-за детализированного рисунка, переходящего с панели на панель, вопрос качественного сопряжения деталей стал особенно ответственным. И, как мы помним, срок для исполнения заказа был исключительно коротким.Общее количество
стеклофибробетонных изделий – 22 935 штук.
Из них 2243 – типизированные партии,
4043 – уникальные детали.
стеклофибробетонных изделий – 22 935 штук.
Из них 2243 – типизированные партии,
4043 – уникальные детали.
Процесс изготовления
Все элементы изготовлены на основе единой трехмерной модели здания, разбитой на отдельные детали. Работу вели по традиционной для стеклофибробетона технологии методом набрызга. Простые геометрические элементы, в частности, плиты для облицовки гладкой стены, имитирующие блоки камня, изготавливали в фанерных формах. При переводе 3D-модели в рабочие чертежи прорабатывалась система крепления, определялось расположение закладных деталей, затем в форму набрызгивали стеклофибробетонный раствор.Для деталей с рельефом или сложной геометрической формы сначала изготавливали модель, на основе трехмерной модели данного элемента, из гипса или панелей МДФ, на станках с ЧПУ. Для этого было задействовано более 60 станков ЧПУ. Далее с модели снимали резиновую форму, под которую изготавливали жесткое основание из стеклопластика. В полученную форму, после установки закладных деталей, заливался стеклофибробетон. Таким способом были изготовлены узорчатые декоративные пояса, обрамляющие арки, ряды ребристых валиков, декоративные панно с библейскими животными, цитатами из Библии или боевыми орденами. Размеры деталей были определены исходя из архитектурной логики членения деталей и ограничений по весу для транспортировки и монтажа. Как правило, они не превышали двух квадратных метров.
После первичного набора прочности элементы из стеклофибробетона доставали из формы, шлифовали, грунтовали специальной, глубоко проникающей грунтовкой. После сушки поверхность шлифовали абразивным материалом и окрашивали базовым цветом. Затем рельефные поверхности окрашивали металлизированной краской, после чего отдельно патинировали, еще раз сушили и, наконец, покрывали защитным слоем полиакрилового лака.
Образцы покрытия успешно прошли испытания на атмосферостойкость для умеренного климата. Испытания проводил «Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий» (АНО «ЦИСИС ФМТ»).
Монтаж
Об инновационных методах крепления, разработанных специалистами «ОртОст-Фасад» для Воскресенского храма, см. здесь. О перспективах дальнейшего применения системы – здесь.Из-за сжатых сроков реализации работы вели одновременно на нескольких ярусах здания, на нескольких «захватках» в каждом ярусе. Задействовали одновременно около 800 монтажников, работали круглосуточно.
Директор компании «ОртОст-Фасад» Муслим Алиев:
«Для организации монтажных работ в таком режиме с учетом сложной конфигурации здания были применены нестандартные решения по конфигурации строительных лесов – многопролетные опорные фермы, консоли, подвесные леса, организация разгрузочных площадок на лесах, подъем элементов на которые выполняли круглосуточно четыре крана. Также не могу не отметить работу руководителей и специалистов технического заказчика, технического надзора, ФГАУ «УИСП» Минобороны России, и авторов проекта, «Сретенские архитектурные мастерские». Без их оперативного и эффективного участия реализация проекта в такие сроки была бы невозможна».
Заметим, что для архитекторов, работающих в традиционных стилях, качество деталей – важная составляющая успешного проекта. Если в прошлые эпохи конечный результат зависел от лепщиков, а сам ордерный декор и лепнина изготавливали из камня, кирпича или штукатурки, то сейчас на помощь приходят армирование фиброй, цифровые трехмерные модели, станки с программным управлением. Что, однако, не означает простоты решения: даже при поддержке современных технологий требуется много внимания к деталям, опыт и профессионализм, которым обладают специалисты компании «ОртОст-Фасад», выполнившие очень сложную задачу в очень ограниченные сроки.