Аввакумов, Цумтор, сирийцы, египтяне и другие

Вчера нам привезли второй номер альманаха «Слово и камень», посвященного церковному искусству и нацеленного на баланс между живостью обновления и устойчивостью традиции.

Где-то мы с кем-то рассуждали, чем альманах отличается от журнала. Так вот, журнал берет на себя обязательства выходить, и следовательно, приходить к подписчикам, с определенной регулярностью, а альманах – нет. Издатели «Слова и камня», первый номер которого мы недавно рассматривали, так и рассудили – лучше без строгого графика. Что, впрочем, в наше время электронных медиа утратило или почти утратило свою силу и вес – не газета же. Тем не менее, графика нет, а второй номер есть, и он толще первого.

Из других новшеств: появился, помимо черного и серого, дизайнерский цвет, терракотовый, и, тоже из дизайн-ухищрений – вторая обложка заметно ярче первой, главная полностью белая, такой прием. 
  • zooming
    Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Принципы остались те же: много интервью, много текстов. Интерес с архаической культуре и древним христианским традициям: в данном случае выступают сирийские отцы и египтяне. 
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другая устойчивая особенность альманаха – он интересуется в равной мере иконописью, живописью, теологией и архитектурой, поскольку основатели – все же архитектурное бюро, специализирующееся на храмостроительстве. 

Так что, во всяком случае пока, есть «лакомые фрагменты» для архитекторов. Сейчас такие герои – статья Петера Цумтора «Взгляд на вещи», переведенная Анной Болотовой, и размышления Юрия Аввакумова по следам его выставки Щусева. Хотя заключительный триалог, то есть беседа трех человек, под заголовком «Христианство – это право на свободу». 

Но и в остальных пунктах оглавления немало любопытного. ЮТ
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


Ниже публикуем редакционную статью Дмитрия Остроумова и несколько разворотов. Еще ниже – можно найти оглавление альманаха. 

«Во время подготовки второго номера альманаха зримо и незримо с нами пребывал образ преподобного Исаака Сирина.
 
Ряд важных интервью был записан в студии, в уединенном пространстве, где единственной иконой на стене был его лик. Это совпадение обнаружилось не сразу, а уже в ходе работы над альманахом. Вместе с тем, в этом номере мы много говорим о сирийском богословии, созерцании, мистике символизма, безмолвии и творчестве – обо всем том, что так или иначе связано с традицией, к которой принадлежал преподобный.
Сакральное искусство и, в частности, архитектура невозможны без практики внутреннего делания, богослужения и богословского осмысления, потому в данном номере этому также уделяется немало внимания.
 
При этом важно отличать искусство литургическое от сакрального в целом, последнее имеет более широкий смысл. «Слово и камень» не сосредотачивается исключительно на искусстве, напрямую связанном с литургикой, однако, делает акцент на нем, как на основополагающем.
 
Второй номер получился достаточно весомым и материалы представлены в разном формате. Мы записали несколько интервью. Это и беседа с композитором Владимиром Мартыновым, и большой материал с исследователем сирийской мистики Максимом Калининым, два интервью с архитекторами Анатолием Мамоновым и монахиней Силуаной (Кузьминой). Статья о богословии визуального символа доктора философии, богословия, архитектора Андрея Данилова и продолжающая ее статья о символизме в сакральном искусстве Дмитрия Остроумова. Также мы включили в номер материалы с рассуждениями практикующих художников-монументалистов, занимающихся храмовыми росписями, это Антон Дайнеко и Роман Аксенов.
 
Продолжают темы, затронутые в первом номере, записанные рассуждения Александра Корноухова о процессе в монументальном искусстве, храмовой архитектуре, постмодерне и традиции. В номере публикуются специально написанные заметки Юрия Аввакумова, куратора недавно прошедшей выставки в музее ДПИ, посвященной творчеству архитектора Щусева А.В. Кроме того, Михаил Веденев, преподаватель МАрхИ, написал статью, посвященную архитекторам Древнего Египта. И традиционно мы сделали перевод, в этот раз вниманию читателя представлен перевод первой главы книги «Architektur Denken» («Думать об архитектуре») архитектора Петера Цумтора, известного своими сакральными объектами в Европе, а также небольшая вводная статья об архитекторе Анны Болотовой.
 
Думаю, данный выпуск будет интересен как практикующим художникам, архитекторам, искусствоведам, так и всем, кто так или иначе связан, либо интересуется богословием, искусством Церкви и сакральным искусством в целом.
 
И важно, наверное, сказать, что мы попытались затронуть, действительно, настоящие, не оторванные от реальности темы, те что волнуют сегодня и художника, старающегося быть искренним в своем творчестве, и священника, неформально, с душой относящегося и к своему служению, и к пространству храма, и человека, осмысляющего себя в пространстве Церкви, культуры, храма и стремящегося быть честным с самим собой». Дмитрий Остроумов
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Оглавление 

I
От естественного созерцания к художественному эксперименту. Максим Калинин

II
Минимализм – это естественное состояние культуры. Владимир Мартынов

III
Я всегда хотел войти в идею процесса. Размышления о творчестве и искусстве. Александр Корноухов

IV
Православное богословие визуального символа. Андрей Данилов

V
Символ, понятие, образ в богословии храма. Дмитрий Остроумов

VI
Петер Цумтор: человек и пространство. Анна Болотова
Взгляд на вещи. Петер Цумтор

VII
Органичность и бутафория. Антон Дайнеко

VIII
Овеществленное славословие. Алексей Мамонов

IX
Любое пространство можно сакрализовать. Мысли о церковной архитектуре. Монахиня Силуана (Кузьмина)

X
Сочинилъ архитекторъ Щусевъ. Заметки куратора. Юрий Аввакумов

XI
Архитекторы, ставшие богами. Михаил Веденёв

XII
Христианство – это право на свободу. Триалог: Роман Аксенов, Дмитрий Остроумов, Татьяна Кузнецова

XIII
Храмовая архитектура в кураторской программе фестиваля «Зодчество»
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Альманах «Слово и Камень», выпуск 2, 2024 год
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

14 Июня 2024

Похожие статьи
Синий том
Он посвящен одному из самых современных и «хайтековских» материалов как XX, так и XXI века – стеклу. Стекло рассматривают глазами архитекторов, производителей, историков, журналистов и дизайнеров. Вашему вниманию – первый выпуск издания todigest, чья цель – изучать современную архитектуру через материалы и технологии.
«Проект Россия»: перезагрузка
Публикуем обзор новой концепции журнала от его нового главного редактора Юлии Шишаловой, а также анонс следующего номера и конкурса офисных, образовательных и общественных интерьеров.
ПРОЕКТ РОССИЯ 86: четыре «ре» и Зарядье
Свежий номер архитектурного журнала, вышедший в последние дни февраля 2018-го, примечателен попыткой показать новые стороны событий и проектов, которые хотя и не сходят с передовиц, но рассматриваются зачастую однобоко. С подробностями шеф-редактор Юлия Шишалова.
speech: местное
В конце мая, на XXI Международной выставке архитектуры и дизайна Арх Москва, состоялась презентация шестнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного теме «Местное». Подробнее о содержании нового номера рассказывает главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
ПРОЕКТ РОССИЯ 79: Улицы
Заместитель главного редактора журнала ПРОЕКТ РОССИЯ Ася Белоусова рассказывает о содержании нового номера, посвященного теме благоустройства городской среды в целом и улиц в частности.
speech: спорт
В декабре в Москве состоялась презентация пятнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного спортивным сооружениям. Подробнее о содержании нового номера главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
Жизнь на бегу
В связи с выходом 76-го номера журнала ПРОЕКТ РОССИЯ публикуем тематическую статью этого выпуска за авторством главного редактора ПР Анатолия Белова.
speech: детям
Главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая – о новом номере, посвященном архитектуре для детей.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.