NEXT на АРХ Москве: пять причин увидеть

Спецпроект АРХ Москвы в этом году курирует бюро GAFA, которое стремилось показать, как может выглядеть современная архитектурная выставка и продемонстрировать потенциал нового поколения. Участники воодушевились настолько, что брали кредиты на макеты, не спали ночами, изучали мицелий. Подпитать завязавшуюся дружбу и сотрудничество – одна из задач, которую видят кураторы.

mainImg
NEXT – спецпроект АРХ Москвы, посвященный молодым архитекторам. В этом году его тема, как и у всей выставки, – «Устойчивость», а курирует мероприятие бюро GAFA, поставившее амбициозные задачи: раскрыть новые имена и перезагрузить NEXT, показав современный подход к презентации. Чтобы вывести проект на новый уровень, кураторы собрали 13 многообещающих бюро и на время подготовки к выставке помогли им превратиться в сообщество, внутри которого каждая команда шла к своей цели, опираясь на опыт и поддержку других участников. 
 
Рассказываем, почему экспозиция и подход кураторов заслуживает в этом году особенного внимания.
Участники NEXT в гостях у Сергея Никешкина
© фотография предоставлена GAFA
Энергичные кураторы

Сегодня GAFA сотрудничает с крупными застройщиками, а в 2017 году было вполне себе «молодым бюро», с надеждой смотрящим в будущее – тогда его пригласили на АРХ Москву в проект NEXT в первый раз, участие в крупной выставке придало уверенности в себе. Через несколько лет GAFA вернулись в NEXT уже в качестве кураторов.

Мы хотели переосмыслить подход к подаче на выставках, поломать стереотипный рассказ каждого бюро о себе. Мы задали вектор, предоставили возможность высказаться и быть услышанным, показать, про что они на самом деле. Как кураторы мы сказали им забыть обо всем, что было раньше: не смотреть на то, что все площадки вещают единогласно, и как панк-движение делать все заново, рассказывать про свое. Мы выступали в роли коммуникатора, организатора, не навязывая свое видение.


  • zooming
    1 / 4
    Презентация и обсуждение проектов в бюро «Крупный план»
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 4
    Презентация и обсуждение проектов в бюро «Крупный план»
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 4
    Презентация и обсуждение проектов в бюро «Крупный план»
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 4
    Презентация и обсуждение проектов в бюро «Крупный план»
    © фотография предоставлена GAFA
Рождение сообщества

Одной из целей спецпроекта NEXT на выставке АРХ Москва 2022 года стало формирование сообщества – в бюро любят слово «коммьюнити». GAFA организовали несколько встреч, которые приняло бюро Сергея Никешкина «Крупный план» – на них отрабатывались концепции. Кажется, что ничего необычного, но погружение в тему проекта оказалась куда серьезнее, чем если бы бюро работали поодиночке, соревнуясь в формальном конкурсе. Участники с самым разным опытом и багажом презентовали свои идеи и подходы, смотрели друг на друга, запускался живой обмен, само собой приходило понимание, где можно и нужно улучшаться. И работы переделывались по несколько раз, с каждым разом идеи формулировались четче. Коллаборация с МАРШ, куда участники пришли поговорить со студентами на волнующие молодых архитекторов темы, подпитала работу еще больше. 
  • zooming
    1 / 6
    Коллаборация NEXT и МАРШ
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 6
    Коллаборация NEXT и МАРШ
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 6
    Коллаборация NEXT и МАРШ
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 6
    Коллаборация NEXT и МАРШ
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    5 / 6
    Коллаборация NEXT и МАРШ
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    6 / 6
    Коллаборация NEXT и МАРШ
    © фотография предоставлена GAFA

 
Внутри архитектурного сообщества огромное количество скрытого потенциала, который нужно пробуждать путем создания объединений, тусовок, выставок.

Кроме того GAFA организовали платформу – архитектурную социальную сеть, где участники продолжали общаться, задавали вопросы, находить ответы, ощущали свою причастность к движению молодых бюро России. Также у спецпроекта NEXT появились аккаунты в Телеграм и И*грам – раньше их не было. Мечта GAFA – чтобы такие сообщества складывались каждый год и продолжали жить после выставки.
  • zooming
    1 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    5 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    6 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    7 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    8 / 8
    Welcome party в бюро GAFA
    © фотография предоставлена GAFA
Новые имена

Участников для спецпроекта АРХ Москвы NEXT искала «рабочая группа», созданная внутри GAFA из молодых же специалистов. Первичный критерий был один – наличие сформулированной командой теоретической части. В список попали и «совсем художники», которых нелегко найти в СМИ, и достаточно опытные бюро – например, нижегородское ГОРА, у которого в команде оказалось много молодых ребят, горящих желанием высказываться. В каждом случае – потенциал, в который поверили GAFA, не имевший возможности проявиться. Интересно, что никто из участников сразу не сказал «да» – у всех была рефлексия на тему участия в выставке, однако GAFA умеют вдохновлять.
Презентация и обсуждение проектов в бюро «Крупный план»
© фотография предоставлена GAFA

 
Когда выставка отвечает всем твоим идеологическим параметрам – это одно. Все хотят поехать на WAF. Но азарта больше в том, чтобы создать свою тусовку, развивать свое коммьюнити, как в случае с NEXT. 

Всего набралось 13 команд из Москвы, Нижнего Новгорода, Тюмени и Красноярска – присутствие на NEXT регионов, кстати, еще одно новшество этого года: ХОРАПроектдевелопмент, DOburo, А61, KRNV, ГОРА, TRY, Бюро А4, p.m., NOYD, LIPMAN Architects, Urbanscale, CIVIL ARCHITECTS
Презентация и обсуждение проектов в бюро «Крупный план»
© фотография предоставлена GAFA
Обретение устойчивости

Тему устойчивости GAFA ничем не очерчивало, а после февральских событий менять курс не стало сознательно, поскольку дистанция еще слишком маленькая. Григориос Гавалидис считает, что необходимо всячески сохранять позитивное мышление в молодых архитекторах, чтобы они думали, как улучшить среду, улучшить даже то, что оказалось разрушено. В результате у каждой команды устойчивость оказалась о чём-то своем: стабильности системы внутри команды, общении с заказчиком, экологичности материалов, сохранении наследия. 
  • zooming
    1 / 7
    Онлайн-презентация бюро A61
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 7
    Презентация бюро А4
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 7
    Презентация бюро ХОРА
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 7
    Презентация бюро CIVIL ARCHITECTS
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    5 / 7
    Презентация бюро KRNV
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    6 / 7
    Презентация бюро NOYD
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    7 / 7
    Презентация бюро p.m.
    © фотография предоставлена GAFA
Грибы в кредит

Результат нескольких месяцев работы – разноплановая, эмоциональная и вовлекающая выставка: в один объект зрителю нужно интегрироваться, другой рассматривать, третий слушать, четвертый щупать, в пятый играть. Макеты и скульптуры дополняют листовки и видео-инсталляции, большой коммьюнити-стол располагает к знакомствам и дискуссиям. Несмотря на то, что каждую команду поддерживал спонсор, кто-то настолько вовлекся в процесс, что даже брал на реализацию своих идей кредит – то есть поверил в выставку и инвестировал в нее.  
 
Люди вышли из зоны комфорта – мы их заставили понервничать. Это всегда дает хороший результат: понервничал – выдал, не понервничал – прошел незаметно. 

  • zooming
    1 / 8
    Бюро A61
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    2 / 8
    Бюро А4
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    3 / 8
    Бюро KRNV
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    4 / 8
    Бюро LIPMAN Architects
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    5 / 8
    ХОРА
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    6 / 8
    DOburo
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    7 / 8
    NOYD
    © фотография предоставлена GAFA
  • zooming
    8 / 8
    CIVIL ARCHITECTS
    © фотография предоставлена GAFA

Так, А61 придумали объект, который помогает незнакомым людям общаться просто так. У бюро A4 человек покидает Землю и расселяется в тубах ДомусСферы: пока Земля регенерируется, человек осваивает новые миры, но всегда держится за свои корни и однажды планирует вернуться домой. Бюро LIPMAN Architects демонстрирует возможности мицелия как архитектурного материала. Григориос Гавалидис признается, что экспозиции не хватило отведенной площади – это повод для спецпроекта NEXT поверить в себя, расширить свои границы, дать молодым больше зоны влияния. 
Спонсоры команд АрхМосква Next 2022
© изображение предоставлено GAFA

Выставка АРХ Москва пройдет с 8 по 11 июня. Зарегистрироваться можно по ссылке. Защита проектов участников NEXT состоится 9 июня в 12.30 в зале «Город». GAFA обещают: «Перфоманс будет еще тот!»
 

31 Мая 2022

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
NEXT на АРХ Москве: пять причин увидеть
Спецпроект АРХ Москвы в этом году курирует бюро GAFA, которое стремилось показать, как может выглядеть современная архитектурная выставка и продемонстрировать потенциал нового поколения. Участники воодушевились настолько, что брали кредиты на макеты, не спали ночами, изучали мицелий. Подпитать завязавшуюся дружбу и сотрудничество – одна из задач, которую видят кураторы.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.