Баухаус: архитектурный след

К 100-летию школы Баухаус: публикуем связанные с ней здания в Веймаре, Дессау и Берлине в фотографиях Дениса Есакова.

mainImg
От редактора
Школа Баухаус – во многом парадоксальное явление. Это одно из самых влиятельных учебных заведений в истории – при этом просуществовало оно всего 14 лет, с апреля 1919-го по июль 1933-го, зато идеи его распространили рассеявшиеся затем по миру профессора и выпускники. Закрылась школа под давлением нацистов, но все же, пусть формально, но на своих условиях, насколько это было возможно в той ситуации (эта история, где главную роль сыграл последний директор, Людвиг Мис ван дер Роэ, заслуживает отдельного разговора).
Мечтой основателей Баухауса было сделать качественный современный дизайн массовым, но большинство созданных там объектов массовыми не стали (возможно, кроме обоев).
Если сравнить имена его директоров (Вальтер Гропиус, Ханнес Майер, Мис) и преподавателей (Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие крупнейшие фигуры международного авангарда) с гораздо более скромным списком выпускников, то невозможно не задаться вопросом: так ли успешен был Баухаус именно как учебное заведение?
История Баухауса, казалось бы, тщательно изучена, но там до сих пор остается много белых пятен и спорных моментов, например, с авторством тех или иных работ, особенно в отношении женщин – преподавательниц и студенток.
В этой череде парадоксов свое место занимает архитектурный след школы: за исключением ее знаменитого здания в Дессау, он достаточно случаен и включает в себя такие пункты, как воссозданные в наши дни в этом городе дома профессоров Баухауса, по сути – арт-муляжи. Но этот след, как и любое историческое свидетельство, что столетней давности, что последних лет, может немало рассказать внимательному наблюдателю. Об этом – фотоэссе Дениса Есакова.

Денис Есаков:
«В октябре 2016-го года я фотографировал «музей Баухаус под открытым небом» – постройки в Тель-Авиве архитекторов, убежавших от разгорающейся в Европе войны. Некоторые из них закончили Баухаус, но далеко не все считали себя продолжателями этой школы. Использование бренда Bauhaus там напоминает подобную апроприацию этого имени немецким строительным супермаркетом. Никакого отношения к школе 1920-х из Веймара (а позже Дессау), но продавать стройматериалы, видимо, помогает.
В Тель-Авиве я снимал квартиру возле кладбища Трумпельдор в «баухаус»-доме. Владельцы, французская пара дизайнеров, ценили доставшееся им модернистское наследие. Многие оригинальные детали был сохранены: шкафы, ручки на дверцах, кондиционер и пр. Этот момент я хочу выделить как в Германии, так и в Тель-Авиве: осознание ценности в этих постройках и внимательная работа над их сохранением. Возможно, культурная спекуляция играет в этом процессе не последнюю роль.»


Государственный Баухаус в Веймаре. 1919–1925

Школа прикладного искусства. 1904–1911
Архитектор Хенри ван де Велде, директор Школы прикладного искусства, построил и ее здание. Вальтер Гропиус унаследовал его постройку и многие идеи: именно здесь в 1919 открылся Бахаус, включивший в свой состав также Высшую художественную школу. Сейчас в здании располагается Баухаус-университет.
Школа прикладного искусства в Веймаре
Фото © Денис Есаков



Образцовый дом «ам Хорн». 1923
Построен к первой выставке Баухауса по проекту его преподавателя, художника Георга Мухе, с помощью архитекторов из бюро Вальтера Гропиуса. Дом был рассчитан на трех–четырех человек, где мать семейства с помощью новейшей техники и продуманной организации пространства в значительной степени освобождена от занятий домашним хозяйством. Главная функция такого жилища – общение в семейном и дружеском кругу. Здание представляет собой квадрат со стороной 12,7 м, центральное жилое пространство – 6 м.
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков



Дом Нойферта. 1929
Автор труда «Строительное проектирование» Эрнст Нойферт учился в Баухаусе и работал в бюро Гропиуса. Дом построен им в местечке Гельмерода из дерева в соответствии с новейшими представлениями о функциональности. В плане это квадрат 10 м х 10 м.
Дом Нойферта
Фото © Денис Есаков



Высшая школа дизайна Бахаус в Дессау. 1925–1932

Здание школы Баухаус. 1925–1926
Архитектор – Вальтер Гропиус, заказчик – муниципалитет Дессау. В наши дни здесь располагаются фонд Bauhaus Dessau (включая музейное собрание и библиотеку) и университет Анхальта, бывшее студенческое общежитие используется как апарт-отель.
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    6 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков



Дома преподавателей. 1925–1926
В дополнение к зданию школы городские власти заказали Гропиусу дом директора (то есть для него самого) и три двухсемейных дома для профессоров. Из-за бомбежек Второй мировой и строительной активности в период ГДР комплекс лишился дома директора и одного из парных домов, в котором жили Ласло Мохой-Надь и Лучия Мохой, а во второй части – Лионель Файнингер. В 2014 на их месте открылись «копии» работы берлинского бюро Bruno Fioretti Marquez. Они используются для выставок, также там установлена инсталляция художника Олафа Николаи «Цвет света», вдохновленная идеями Мохой-Надя. Сохранились парные дома Георга Мухе и Оскара Шлеммера и Василия Кандинского и Пауля Клее.
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Тёртен. 1926–1928
Поселок из 314 сблокированных домов построен по проекту Вальтера Гропиуса и архитектурного факультета Баухауса по заказу властей Дессау. Ключевым сооружением там стало здание жилищного кооператива: пятиэтажная башня с административными помещениями и тремя квартирами на верхних этажах, соединенная с одноэтажным объемом магазина (теперь в нем открыт информационный центр).
Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Цибиг/Кнаррберг. 1926–1928
Автор проекта – бывший сотрудник Гропиуса австрийский архитектор Леопольд Фишер, ландшафтным дизайном занимался Леберехт Мигге, автор проектов озеленения многих поселков той эпохи. Он был теоретиком социального, коммунального озеленения в противовес эффектным публичным паркам, выступал за снабжение каждого жителя собственным участком земли для устройства огорода; также Мигге предвосхитил принципы «устойчивости».
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков



Ресторан «Корнхаус». 1929–1930
Построен по заказу городских властей и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer на берегу Эльбы. Архитектором выступил чертежник из бюро Гропиуса Карл Фигер. Здание и сегодня сохранило первоначальную функцию.
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков



Баухаус в Берлине. 1932–1933

Школа была вынуждена покинуть Дессау, когда к власти на муниципальных выборах там пришли нацисты. В Берлине она открылась уже как частное учебное заведение в здании телефонной фабрики на улице Биркбухштрассе в районе Штеглиц: оно до наших дней не дошло.

Баухаус-архив и музей дизайна. 1976–1979
Вальтер Гропиус задумал это здание в 1964 для Дармштадта, но в итоге оно было реализовано уже после его смерти – в Западном Берлине по доработанному сотрудником Гропиуса Алексом Цвияновичем и немецким архитектором Хансом Банделем проекту. После объединения Германии число посетителей и интерес к скромному по размеру музею резко выросли, поэтому в связи с юбилеем здание сейчас реставрируется и расширяется по проекту берлинского бюро Staab Architekten. Фолькер Штааб и его коллеги получили заказ в результате конкурса в 2015 (в первом конкурсе, 2005 года, победила мастерская SANAA, но ее проект был отменен в 2009). Открыться обновленный комплекс должен в 2022.
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков

16 Апреля 2019

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.