16.04.2019

Баухаус: архитектурный след

К 100-летию школы Баухаус: публикуем связанные с ней здания в Веймаре, Дессау и Берлине в фотографиях Дениса Есакова.

информация:

От редактора
Школа Баухаус – во многом парадоксальное явление. Это одно из самых влиятельных учебных заведений в истории – при этом просуществовало оно всего 14 лет, с апреля 1919-го по июль 1933-го, зато идеи его распространили рассеявшиеся затем по миру профессора и выпускники. Закрылась школа под давлением нацистов, но все же, пусть формально, но на своих условиях, насколько это было возможно в той ситуации (эта история, где главную роль сыграл последний директор, Людвиг Мис ван дер Роэ, заслуживает отдельного разговора).
Мечтой основателей Баухауса было сделать качественный современный дизайн массовым, но большинство созданных там объектов массовыми не стали (возможно, кроме обоев).
Если сравнить имена его директоров (Вальтер Гропиус, Ханнес Майер, Мис) и преподавателей (Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие крупнейшие фигуры международного авангарда) с гораздо более скромным списком выпускников, то невозможно не задаться вопросом: так ли успешен был Баухаус именно как учебное заведение?
История Баухауса, казалось бы, тщательно изучена, но там до сих пор остается много белых пятен и спорных моментов, например, с авторством тех или иных работ, особенно в отношении женщин – преподавательниц и студенток.
В этой череде парадоксов свое место занимает архитектурный след школы: за исключением ее знаменитого здания в Дессау, он достаточно случаен и включает в себя такие пункты, как воссозданные в наши дни в этом городе дома профессоров Баухауса, по сути – арт-муляжи. Но этот след, как и любое историческое свидетельство, что столетней давности, что последних лет, может немало рассказать внимательному наблюдателю. Об этом – фотоэссе Дениса Есакова.

Денис Есаков:
«В октябре 2016-го года я фотографировал «музей Баухаус под открытым небом» – постройки в Тель-Авиве архитекторов, убежавших от разгорающейся в Европе войны. Некоторые из них закончили Баухаус, но далеко не все считали себя продолжателями этой школы. Использование бренда Bauhaus там напоминает подобную апроприацию этого имени немецким строительным супермаркетом. Никакого отношения к школе 1920-х из Веймара (а позже Дессау), но продавать стройматериалы, видимо, помогает.
В Тель-Авиве я снимал квартиру возле кладбища Трумпельдор в «баухаус»-доме. Владельцы, французская пара дизайнеров, ценили доставшееся им модернистское наследие. Многие оригинальные детали был сохранены: шкафы, ручки на дверцах, кондиционер и пр. Этот момент я хочу выделить как в Германии, так и в Тель-Авиве: осознание ценности в этих постройках и внимательная работа над их сохранением. Возможно, культурная спекуляция играет в этом процессе не последнюю роль.»


Государственный Баухаус в Веймаре. 1919–1925

Школа прикладного искусства. 1904–1911
Архитектор Хенри ван де Велде, директор Школы прикладного искусства, построил и ее здание. Вальтер Гропиус унаследовал его постройку и многие идеи: именно здесь в 1919 открылся Бахаус, включивший в свой состав также Высшую художественную школу. Сейчас в здании располагается Баухаус-университет.
Школа прикладного искусства в Веймаре
Школа прикладного искусства в Веймаре
Фото © Денис Есаков



Образцовый дом «ам Хорн». 1923
Построен к первой выставке Баухауса по проекту его преподавателя, художника Георга Мухе, с помощью архитекторов из бюро Вальтера Гропиуса. Дом был рассчитан на трех–четырех человек, где мать семейства с помощью новейшей техники и продуманной организации пространства в значительной степени освобождена от занятий домашним хозяйством. Главная функция такого жилища – общение в семейном и дружеском кругу. Здание представляет собой квадрат со стороной 12,7 м, центральное жилое пространство – 6 м.
Образцовый дом «ам Хорн»
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
Образцовый дом «ам Хорн»
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков



Дом Нойферта. 1929
Автор труда «Строительное проектирование» Эрнст Нойферт учился в Баухаусе и работал в бюро Гропиуса. Дом построен им в местечке Гельмерода из дерева в соответствии с новейшими представлениями о функциональности. В плане это квадрат 10 м х 10 м.
Дом Нойферта
Дом Нойферта
Фото © Денис Есаков



Высшая школа дизайна Бахаус в Дессау. 1925–1932

Здание школы Баухаус. 1925–1926
Архитектор – Вальтер Гропиус, заказчик – муниципалитет Дессау. В наши дни здесь располагаются фонд Bauhaus Dessau (включая музейное собрание и библиотеку) и университет Анхальта, бывшее студенческое общежитие используется как апарт-отель.
Здание школы Баухаус в Дессау
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков



Дома преподавателей. 1925–1926
В дополнение к зданию школы городские власти заказали Гропиусу дом директора (то есть для него самого) и три двухсемейных дома для профессоров. Из-за бомбежек Второй мировой и строительной активности в период ГДР комплекс лишился дома директора и одного из парных домов, в котором жили Ласло Мохой-Надь и Лучия Мохой, а во второй части – Лионель Файнингер. В 2014 на их месте открылись «копии» работы берлинского бюро Bruno Fioretti Marquez. Они используются для выставок, также там установлена инсталляция художника Олафа Николаи «Цвет света», вдохновленная идеями Мохой-Надя. Сохранились парные дома Георга Мухе и Оскара Шлеммера и Василия Кандинского и Пауля Клее.
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Тёртен. 1926–1928
Поселок из 314 сблокированных домов построен по проекту Вальтера Гропиуса и архитектурного факультета Баухауса по заказу властей Дессау. Ключевым сооружением там стало здание жилищного кооператива: пятиэтажная башня с административными помещениями и тремя квартирами на верхних этажах, соединенная с одноэтажным объемом магазина (теперь в нем открыт информационный центр).
Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Цибиг/Кнаррберг. 1926–1928
Автор проекта – бывший сотрудник Гропиуса австрийский архитектор Леопольд Фишер, ландшафтным дизайном занимался Леберехт Мигге, автор проектов озеленения многих поселков той эпохи. Он был теоретиком социального, коммунального озеленения в противовес эффектным публичным паркам, выступал за снабжение каждого жителя собственным участком земли для устройства огорода; также Мигге предвосхитил принципы «устойчивости».
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков



Ресторан «Корнхаус». 1929–1930
Построен по заказу городских властей и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer на берегу Эльбы. Архитектором выступил чертежник из бюро Гропиуса Карл Фигер. Здание и сегодня сохранило первоначальную функцию.
Ресторан «Корнхаус»
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков



Баухаус в Берлине. 1932–1933

Школа была вынуждена покинуть Дессау, когда к власти на муниципальных выборах там пришли нацисты. В Берлине она открылась уже как частное учебное заведение в здании телефонной фабрики на улице Биркбухштрассе в районе Штеглиц: оно до наших дней не дошло.

Баухаус-архив и музей дизайна. 1976–1979
Вальтер Гропиус задумал это здание в 1964 для Дармштадта, но в итоге оно было реализовано уже после его смерти – в Западном Берлине по доработанному сотрудником Гропиуса Алексом Цвияновичем и немецким архитектором Хансом Банделем проекту. После объединения Германии число посетителей и интерес к скромному по размеру музею резко выросли, поэтому в связи с юбилеем здание сейчас реставрируется и расширяется по проекту берлинского бюро Staab Architekten. Фолькер Штааб и его коллеги получили заказ в результате конкурса в 2015 (в первом конкурсе, 2005 года, победила мастерская SANAA, но ее проект был отменен в 2009). Открыться обновленный комплекс должен в 2022.
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков

comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Проект из каталога (случайный выбор):

Мост и пирс острова Мон-Сен-Мишель
Дитмар Файхтингер, 2011 – 2014
Мост и пирс острова Мон-Сен-Мишель

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Винодельня Бодегас Протос
Ричард Роджерс, 2005 – 2008
Винодельня "Бодегас Протос"

Технологии:

16.05.2019

Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения, о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
14.05.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
14.05.2019

Xpress. Архитектурные системы комфорт-класса

Realit Xpress – это новая алюминиевая архитектурная серия комфорт-класса от признанного лидера отрасли. Высокое качество, лучшая цена на рынке и постоянное наличие на складе – вот основные характеристики системы Xpress.
Архитектурные системы «Реалит»
08.05.2019

Клинкерное семейство

Каждый корпус социального жилого комплекса Space-S в голландском Эйндховене получил фасад из своей сортировки клинкера Hagemeister – чтобы одновременно подчеркнуть различия и родство этих зданий. Выбирали клинкер сами жильцы.
АО «Фирма «КИРИЛЛ», Inbo
другие статьи