Баухаус: архитектурный след

К 100-летию школы Баухаус: публикуем связанные с ней здания в Веймаре, Дессау и Берлине в фотографиях Дениса Есакова.

Денис Есаков

Автор текста:
Денис Есаков

mainImg
От редактора
Школа Баухаус – во многом парадоксальное явление. Это одно из самых влиятельных учебных заведений в истории – при этом просуществовало оно всего 14 лет, с апреля 1919-го по июль 1933-го, зато идеи его распространили рассеявшиеся затем по миру профессора и выпускники. Закрылась школа под давлением нацистов, но все же, пусть формально, но на своих условиях, насколько это было возможно в той ситуации (эта история, где главную роль сыграл последний директор, Людвиг Мис ван дер Роэ, заслуживает отдельного разговора).
Мечтой основателей Баухауса было сделать качественный современный дизайн массовым, но большинство созданных там объектов массовыми не стали (возможно, кроме обоев).
Если сравнить имена его директоров (Вальтер Гропиус, Ханнес Майер, Мис) и преподавателей (Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие крупнейшие фигуры международного авангарда) с гораздо более скромным списком выпускников, то невозможно не задаться вопросом: так ли успешен был Баухаус именно как учебное заведение?
История Баухауса, казалось бы, тщательно изучена, но там до сих пор остается много белых пятен и спорных моментов, например, с авторством тех или иных работ, особенно в отношении женщин – преподавательниц и студенток.
В этой череде парадоксов свое место занимает архитектурный след школы: за исключением ее знаменитого здания в Дессау, он достаточно случаен и включает в себя такие пункты, как воссозданные в наши дни в этом городе дома профессоров Баухауса, по сути – арт-муляжи. Но этот след, как и любое историческое свидетельство, что столетней давности, что последних лет, может немало рассказать внимательному наблюдателю. Об этом – фотоэссе Дениса Есакова.

Денис Есаков:
«В октябре 2016-го года я фотографировал «музей Баухаус под открытым небом» – постройки в Тель-Авиве архитекторов, убежавших от разгорающейся в Европе войны. Некоторые из них закончили Баухаус, но далеко не все считали себя продолжателями этой школы. Использование бренда Bauhaus там напоминает подобную апроприацию этого имени немецким строительным супермаркетом. Никакого отношения к школе 1920-х из Веймара (а позже Дессау), но продавать стройматериалы, видимо, помогает.
В Тель-Авиве я снимал квартиру возле кладбища Трумпельдор в «баухаус»-доме. Владельцы, французская пара дизайнеров, ценили доставшееся им модернистское наследие. Многие оригинальные детали был сохранены: шкафы, ручки на дверцах, кондиционер и пр. Этот момент я хочу выделить как в Германии, так и в Тель-Авиве: осознание ценности в этих постройках и внимательная работа над их сохранением. Возможно, культурная спекуляция играет в этом процессе не последнюю роль.»


Государственный Баухаус в Веймаре. 1919–1925

Школа прикладного искусства. 1904–1911
Архитектор Хенри ван де Велде, директор Школы прикладного искусства, построил и ее здание. Вальтер Гропиус унаследовал его постройку и многие идеи: именно здесь в 1919 открылся Бахаус, включивший в свой состав также Высшую художественную школу. Сейчас в здании располагается Баухаус-университет.
Школа прикладного искусства в Веймаре
Фото © Денис Есаков



Образцовый дом «ам Хорн». 1923
Построен к первой выставке Баухауса по проекту его преподавателя, художника Георга Мухе, с помощью архитекторов из бюро Вальтера Гропиуса. Дом был рассчитан на трех–четырех человек, где мать семейства с помощью новейшей техники и продуманной организации пространства в значительной степени освобождена от занятий домашним хозяйством. Главная функция такого жилища – общение в семейном и дружеском кругу. Здание представляет собой квадрат со стороной 12,7 м, центральное жилое пространство – 6 м.
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков



Дом Нойферта. 1929
Автор труда «Строительное проектирование» Эрнст Нойферт учился в Баухаусе и работал в бюро Гропиуса. Дом построен им в местечке Гельмерода из дерева в соответствии с новейшими представлениями о функциональности. В плане это квадрат 10 м х 10 м.
Дом Нойферта
Фото © Денис Есаков



Высшая школа дизайна Бахаус в Дессау. 1925–1932

Здание школы Баухаус. 1925–1926
Архитектор – Вальтер Гропиус, заказчик – муниципалитет Дессау. В наши дни здесь располагаются фонд Bauhaus Dessau (включая музейное собрание и библиотеку) и университет Анхальта, бывшее студенческое общежитие используется как апарт-отель.
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    6 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков



Дома преподавателей. 1925–1926
В дополнение к зданию школы городские власти заказали Гропиусу дом директора (то есть для него самого) и три двухсемейных дома для профессоров. Из-за бомбежек Второй мировой и строительной активности в период ГДР комплекс лишился дома директора и одного из парных домов, в котором жили Ласло Мохой-Надь и Лучия Мохой, а во второй части – Лионель Файнингер. В 2014 на их месте открылись «копии» работы берлинского бюро Bruno Fioretti Marquez. Они используются для выставок, также там установлена инсталляция художника Олафа Николаи «Цвет света», вдохновленная идеями Мохой-Надя. Сохранились парные дома Георга Мухе и Оскара Шлеммера и Василия Кандинского и Пауля Клее.
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Тёртен. 1926–1928
Поселок из 314 сблокированных домов построен по проекту Вальтера Гропиуса и архитектурного факультета Баухауса по заказу властей Дессау. Ключевым сооружением там стало здание жилищного кооператива: пятиэтажная башня с административными помещениями и тремя квартирами на верхних этажах, соединенная с одноэтажным объемом магазина (теперь в нем открыт информационный центр).
Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Цибиг/Кнаррберг. 1926–1928
Автор проекта – бывший сотрудник Гропиуса австрийский архитектор Леопольд Фишер, ландшафтным дизайном занимался Леберехт Мигге, автор проектов озеленения многих поселков той эпохи. Он был теоретиком социального, коммунального озеленения в противовес эффектным публичным паркам, выступал за снабжение каждого жителя собственным участком земли для устройства огорода; также Мигге предвосхитил принципы «устойчивости».
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков



Ресторан «Корнхаус». 1929–1930
Построен по заказу городских властей и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer на берегу Эльбы. Архитектором выступил чертежник из бюро Гропиуса Карл Фигер. Здание и сегодня сохранило первоначальную функцию.
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков



Баухаус в Берлине. 1932–1933

Школа была вынуждена покинуть Дессау, когда к власти на муниципальных выборах там пришли нацисты. В Берлине она открылась уже как частное учебное заведение в здании телефонной фабрики на улице Биркбухштрассе в районе Штеглиц: оно до наших дней не дошло.

Баухаус-архив и музей дизайна. 1976–1979
Вальтер Гропиус задумал это здание в 1964 для Дармштадта, но в итоге оно было реализовано уже после его смерти – в Западном Берлине по доработанному сотрудником Гропиуса Алексом Цвияновичем и немецким архитектором Хансом Банделем проекту. После объединения Германии число посетителей и интерес к скромному по размеру музею резко выросли, поэтому в связи с юбилеем здание сейчас реставрируется и расширяется по проекту берлинского бюро Staab Architekten. Фолькер Штааб и его коллеги получили заказ в результате конкурса в 2015 (в первом конкурсе, 2005 года, победила мастерская SANAA, но ее проект был отменен в 2009). Открыться обновленный комплекс должен в 2022.
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков

16 Апреля 2019

Денис Есаков

Автор текста:

Денис Есаков
comments powered by HyperComments
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни