Баухаус: архитектурный след

К 100-летию школы Баухаус: публикуем связанные с ней здания в Веймаре, Дессау и Берлине в фотографиях Дениса Есакова.

author pht

Автор текста:
Денис Есаков

mainImg
От редактора
Школа Баухаус – во многом парадоксальное явление. Это одно из самых влиятельных учебных заведений в истории – при этом просуществовало оно всего 14 лет, с апреля 1919-го по июль 1933-го, зато идеи его распространили рассеявшиеся затем по миру профессора и выпускники. Закрылась школа под давлением нацистов, но все же, пусть формально, но на своих условиях, насколько это было возможно в той ситуации (эта история, где главную роль сыграл последний директор, Людвиг Мис ван дер Роэ, заслуживает отдельного разговора).
Мечтой основателей Баухауса было сделать качественный современный дизайн массовым, но большинство созданных там объектов массовыми не стали (возможно, кроме обоев).
Если сравнить имена его директоров (Вальтер Гропиус, Ханнес Майер, Мис) и преподавателей (Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие крупнейшие фигуры международного авангарда) с гораздо более скромным списком выпускников, то невозможно не задаться вопросом: так ли успешен был Баухаус именно как учебное заведение?
История Баухауса, казалось бы, тщательно изучена, но там до сих пор остается много белых пятен и спорных моментов, например, с авторством тех или иных работ, особенно в отношении женщин – преподавательниц и студенток.
В этой череде парадоксов свое место занимает архитектурный след школы: за исключением ее знаменитого здания в Дессау, он достаточно случаен и включает в себя такие пункты, как воссозданные в наши дни в этом городе дома профессоров Баухауса, по сути – арт-муляжи. Но этот след, как и любое историческое свидетельство, что столетней давности, что последних лет, может немало рассказать внимательному наблюдателю. Об этом – фотоэссе Дениса Есакова.

Денис Есаков:
«В октябре 2016-го года я фотографировал «музей Баухаус под открытым небом» – постройки в Тель-Авиве архитекторов, убежавших от разгорающейся в Европе войны. Некоторые из них закончили Баухаус, но далеко не все считали себя продолжателями этой школы. Использование бренда Bauhaus там напоминает подобную апроприацию этого имени немецким строительным супермаркетом. Никакого отношения к школе 1920-х из Веймара (а позже Дессау), но продавать стройматериалы, видимо, помогает.
В Тель-Авиве я снимал квартиру возле кладбища Трумпельдор в «баухаус»-доме. Владельцы, французская пара дизайнеров, ценили доставшееся им модернистское наследие. Многие оригинальные детали был сохранены: шкафы, ручки на дверцах, кондиционер и пр. Этот момент я хочу выделить как в Германии, так и в Тель-Авиве: осознание ценности в этих постройках и внимательная работа над их сохранением. Возможно, культурная спекуляция играет в этом процессе не последнюю роль.»


Государственный Баухаус в Веймаре. 1919–1925

Школа прикладного искусства. 1904–1911
Архитектор Хенри ван де Велде, директор Школы прикладного искусства, построил и ее здание. Вальтер Гропиус унаследовал его постройку и многие идеи: именно здесь в 1919 открылся Бахаус, включивший в свой состав также Высшую художественную школу. Сейчас в здании располагается Баухаус-университет.
Школа прикладного искусства в Веймаре
Фото © Денис Есаков



Образцовый дом «ам Хорн». 1923
Построен к первой выставке Баухауса по проекту его преподавателя, художника Георга Мухе, с помощью архитекторов из бюро Вальтера Гропиуса. Дом был рассчитан на трех–четырех человек, где мать семейства с помощью новейшей техники и продуманной организации пространства в значительной степени освобождена от занятий домашним хозяйством. Главная функция такого жилища – общение в семейном и дружеском кругу. Здание представляет собой квадрат со стороной 12,7 м, центральное жилое пространство – 6 м.
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков



Дом Нойферта. 1929
Автор труда «Строительное проектирование» Эрнст Нойферт учился в Баухаусе и работал в бюро Гропиуса. Дом построен им в местечке Гельмерода из дерева в соответствии с новейшими представлениями о функциональности. В плане это квадрат 10 м х 10 м.
Дом Нойферта
Фото © Денис Есаков



Высшая школа дизайна Бахаус в Дессау. 1925–1932

Здание школы Баухаус. 1925–1926
Архитектор – Вальтер Гропиус, заказчик – муниципалитет Дессау. В наши дни здесь располагаются фонд Bauhaus Dessau (включая музейное собрание и библиотеку) и университет Анхальта, бывшее студенческое общежитие используется как апарт-отель.
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 5
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 4
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    6 / 6
    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков



Дома преподавателей. 1925–1926
В дополнение к зданию школы городские власти заказали Гропиусу дом директора (то есть для него самого) и три двухсемейных дома для профессоров. Из-за бомбежек Второй мировой и строительной активности в период ГДР комплекс лишился дома директора и одного из парных домов, в котором жили Ласло Мохой-Надь и Лучия Мохой, а во второй части – Лионель Файнингер. В 2014 на их месте открылись «копии» работы берлинского бюро Bruno Fioretti Marquez. Они используются для выставок, также там установлена инсталляция художника Олафа Николаи «Цвет света», вдохновленная идеями Мохой-Надя. Сохранились парные дома Георга Мухе и Оскара Шлеммера и Василия Кандинского и Пауля Клее.
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 4
    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
  • zooming
    1 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 3
    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Тёртен. 1926–1928
Поселок из 314 сблокированных домов построен по проекту Вальтера Гропиуса и архитектурного факультета Баухауса по заказу властей Дессау. Ключевым сооружением там стало здание жилищного кооператива: пятиэтажная башня с административными помещениями и тремя квартирами на верхних этажах, соединенная с одноэтажным объемом магазина (теперь в нем открыт информационный центр).
Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков



Жилой массив Цибиг/Кнаррберг. 1926–1928
Автор проекта – бывший сотрудник Гропиуса австрийский архитектор Леопольд Фишер, ландшафтным дизайном занимался Леберехт Мигге, автор проектов озеленения многих поселков той эпохи. Он был теоретиком социального, коммунального озеленения в противовес эффектным публичным паркам, выступал за снабжение каждого жителя собственным участком земли для устройства огорода; также Мигге предвосхитил принципы «устойчивости».
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков



Ресторан «Корнхаус». 1929–1930
Построен по заказу городских властей и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer на берегу Эльбы. Архитектором выступил чертежник из бюро Гропиуса Карл Фигер. Здание и сегодня сохранило первоначальную функцию.
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков



Баухаус в Берлине. 1932–1933

Школа была вынуждена покинуть Дессау, когда к власти на муниципальных выборах там пришли нацисты. В Берлине она открылась уже как частное учебное заведение в здании телефонной фабрики на улице Биркбухштрассе в районе Штеглиц: оно до наших дней не дошло.

Баухаус-архив и музей дизайна. 1976–1979
Вальтер Гропиус задумал это здание в 1964 для Дармштадта, но в итоге оно было реализовано уже после его смерти – в Западном Берлине по доработанному сотрудником Гропиуса Алексом Цвияновичем и немецким архитектором Хансом Банделем проекту. После объединения Германии число посетителей и интерес к скромному по размеру музею резко выросли, поэтому в связи с юбилеем здание сейчас реставрируется и расширяется по проекту берлинского бюро Staab Architekten. Фолькер Штааб и его коллеги получили заказ в результате конкурса в 2015 (в первом конкурсе, 2005 года, победила мастерская SANAA, но ее проект был отменен в 2009). Открыться обновленный комплекс должен в 2022.
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков


16 Апреля 2019

author pht

Автор текста:

Денис Есаков
comments powered by HyperComments
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.