20.06.2018

Репликация методом кремации

Школа искусств в Глазго Ч.Р. Макинтоша, шедевр стиля модерн, скорее всего, будет воссоздана после своего почти полного разрушения при пожаре в прошлые выходные.

информация:

Школа искусств Глазго. Фото до пожаров 2014 и 2018 годов с сайта gsa.ac.uk
Школа искусств Глазго. Фото до пожаров 2014 и 2018 годов с сайта gsa.ac.uk



Школа искусств в Глазго (1896–1899; знаменитая библиотека была создана в 1907–1909) – ключевая постройка Чарльза Ренни Макинтоша и международного стиля модерн, одинаково важная как для специалистов, так и для широкой публики: при разнообразных опросах это здание не раз оказывалось самым популярным среди британцев. Тем поразительнее то, что катастрофический пожар, замеченный около 23:20 в пятницу, 15 июня, и полностью ликвидированный лишь во вторник, стал уже вторым за несколько лет. В мае 2014-го легко воспламеняющиеся пары от монтажной пены, которую использовали студенты при изготовлении макета, вызвали взрыв проектора. Тогда огонь охватил треть здания, полностью уничтожив знаменитую библиотеку – один из символов стиля модерн, и только самоотверженность пожарных, тушивших здание с риском для жизни, позволила сократить потери.

Несмотря на сложные обстоятельства (использование опасных веществ, не успевшая заработать новая спринклерная система и т.д.), не было проведено адекватного расследования с целью наказания виновных. С немалым трудом было собрано 35 млн фунтов на реставрацию здания, включая полное воссоздание интерьера библиотеки. Ею занимались архитекторы Page/Park, и к моменту второго пожара она была почти завершена. Открыться историческое здание должно было в конце этого года, когда весь мир отмечает 150-летие со дня рождения Макинтоша.

Второй пожар возник в восточной части школы, которая совсем не пострадала в 2014. Он был гораздо серьезней по масштабу, поэтому, хотя пожарные взяли огонь под контроль в шесть утра в субботу, его скрытые очаги ликвидировали еще несколько дней. Более того, он перекинулся на два музыкальных клуба по соседству, которые в итоге оказались почти уничтожены. Если первый пожар произошел накануне выставки выпускных работ, второй случился вечером после праздника – церемонии вручения дипломов, что усугубило тяжелые чувства всех связанных со школой людей, хотя серьезной бедой это стало и для всех горожан, и для любителей архитектуры со всего мира.

Возгорание заметил проходивший мимо полицейский, что вызывает вопрос: ведь подрядчик Kier установил систему противопожарной сигнализации, в здании постоянно находилось три нанятых этой компанией охранника, также следивших и за возможностью возгорания; спринклеры, однако, вновь не успели установить. Огонь тушили 120 пожарных и 20 машин, но, несмотря на приложенные ими усилия, от здания остались лишь фасады, причем восточный, насколько можно судить без детального исследования, теперь неустойчив. Текущее состояние постройки можно оценить по фильму, сделанному с помощью дрона – см. видео ниже.



Среди удачных моментов – то, что часть спасенных при пожаре 2014 года и изготовленных заново деталей библиотеки 15 июня еще находилась на складе и потому не пострадала. Кроме того, после первого пожара была создана подробная цифровая 3D-модель школы искусств, которая позволяет при желании восстановить ее во всех деталях. Это актуально, так как после того, как немного улеглись эмоции, ключевые «игроки» – городской совет Глазго, государственное агентство по охране наследия и руководство школы – заявили о намерении ее воссоздать – несмотря на дороговизну (не менее 100 млн фунтов) и неоднозначность такого решения.

Перспектива воссоздания памятника или сноса оставшейся от него руины волнует и далеких от исполнительной власти людей, причем мнения, как обычно, разделились. Как позитивные образцы детального воссоздания его сторонниками в Глазго приводятся совершенно иные по содержанию примеры – послевоенные Варшава и города Германии. Среди других желающих видеть на месте памятника «реплику» – архитектор-традиционалист Фрэнсис Терри, специалист по Макинтошу Роджер Билклифф, а также бюро Donald Insall Associates, которое занималось восстановлением после пожара 1992 года Виндзорского замка, и британский парламентарий-лейборист Пол Суини ( в границах его избирательного участка находится школа). С другой стороны, архитектор Алан Данлоп, работающий в Глазго выпускник школы искусств, считает, что воссоздание памятника прошлого бессмысленно и возмутило бы самого Макинтоша, придерживавшегося новаторских, даже радикальных для своего времени эстетических взглядов. По мнению Данлопа, вместо сгоревшего памятника необходимо построить качественное современное здание по результатам конкурса с участием шотландских архитекторов. Такого же мнения придерживается член Королевской академии художница Барбара Рэй, которая преподавала в школе Глазго более двадцати лет. Однако стоит отметить, что новый корпус школы, работа Стивена Холла, расположенная через дорогу от пострадавшего шедевра модерна, устраивает далеко не всех и даже стала лауреатом архитектурной анти-премии, поэтому новейшее сооружение на месте любимого памятника будут готовы принять далеко не все. Позицию посередине занимает реставратор Джулиан Харрап, который работал вместе с Дэвидом Чипперфильдом над эталонным примером воссоздания без репликации – берлинским Новым музеем. По его мнению, можно вставить в существующие стены школы сдержанные по форме объемы, выделив в интерьере все сохранившиеся детали. Таким образом не будут снесены остатки уникальной постройки (что предполагается строительством полностью нового здания) и удастся избежать создания «муляжа».

Однако ключевой вопрос заключается не в этической стороне копирования памятников, хотя он сегодня очень актуален – достаточно вспомнить Пальмиру и выставку музея Виктории и Альберта на венецианской биеннале в 2016. Важнее понять, почему так уязвимы перед огнем памятники в Глазго и постройки Великобритании в целом. Среди разнообразных жертв – парусник «Катти Сарк» в Гринвиче (сгоревший тоже в ходе строительных работ), лондонская жилая башня «Гренфелл», Виндзорский замок – ключевая резиденция королевской семьи. В самом Глазго после пожара или оставления владельцами пустуют многие постройки XIX века, включая работы видного классициста Александра «Грека» Томпсона. Еще один пример: на той же улице, что и школа искусств, находится 114-летний концертный зал «Павильон», который пострадал от пожара в марте этого года (тогда огонь охватил целый квартал, который сейчас почти полностью сносится). Парламентарии обещают плотнее заняться вопросом сохранения наследия, пожарники и криминалисты планируют детальное изучение руинированной школы искусств, а всем неравнодушным пока остается только ждать.

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Общественный центр Элк-Гроув
Заха Хадид, 2006 – 2010
Общественный центр Элк-Гроув

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Отель Square Nine
Исай Вейнфелд, 2010 – 2011
Отель Square Nine

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
другие статьи