Репликация методом кремации

Школа искусств в Глазго Ч.Р. Макинтоша, шедевр стиля модерн, скорее всего, будет воссоздана после своего почти полного разрушения при пожаре в прошлые выходные.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

20 Июня 2018
mainImg


Школа искусств в Глазго (1896–1899; знаменитая библиотека была создана в 1907–1909) – ключевая постройка Чарльза Ренни Макинтоша и международного стиля модерн, одинаково важная как для специалистов, так и для широкой публики: при разнообразных опросах это здание не раз оказывалось самым популярным среди британцев. Тем поразительнее то, что катастрофический пожар, замеченный около 23:20 в пятницу, 15 июня, и полностью ликвидированный лишь во вторник, стал уже вторым за несколько лет. В мае 2014-го легко воспламеняющиеся пары от монтажной пены, которую использовали студенты при изготовлении макета, вызвали взрыв проектора. Тогда огонь охватил треть здания, полностью уничтожив знаменитую библиотеку – один из символов стиля модерн, и только самоотверженность пожарных, тушивших здание с риском для жизни, позволила сократить потери.

Несмотря на сложные обстоятельства (использование опасных веществ, не успевшая заработать новая спринклерная система и т.д.), не было проведено адекватного расследования с целью наказания виновных. С немалым трудом было собрано 35 млн фунтов на реставрацию здания, включая полное воссоздание интерьера библиотеки. Ею занимались архитекторы Page/Park, и к моменту второго пожара она была почти завершена. Открыться историческое здание должно было в конце этого года, когда весь мир отмечает 150-летие со дня рождения Макинтоша.

Второй пожар возник в восточной части школы, которая совсем не пострадала в 2014. Он был гораздо серьезней по масштабу, поэтому, хотя пожарные взяли огонь под контроль в шесть утра в субботу, его скрытые очаги ликвидировали еще несколько дней. Более того, он перекинулся на два музыкальных клуба по соседству, которые в итоге оказались почти уничтожены. Если первый пожар произошел накануне выставки выпускных работ, второй случился вечером после праздника – церемонии вручения дипломов, что усугубило тяжелые чувства всех связанных со школой людей, хотя серьезной бедой это стало и для всех горожан, и для любителей архитектуры со всего мира.

Возгорание заметил проходивший мимо полицейский, что вызывает вопрос: ведь подрядчик Kier установил систему противопожарной сигнализации, в здании постоянно находилось три нанятых этой компанией охранника, также следивших и за возможностью возгорания; спринклеры, однако, вновь не успели установить. Огонь тушили 120 пожарных и 20 машин, но, несмотря на приложенные ими усилия, от здания остались лишь фасады, причем восточный, насколько можно судить без детального исследования, теперь неустойчив. Текущее состояние постройки можно оценить по фильму, сделанному с помощью дрона – см. видео ниже.



Среди удачных моментов – то, что часть спасенных при пожаре 2014 года и изготовленных заново деталей библиотеки 15 июня еще находилась на складе и потому не пострадала. Кроме того, после первого пожара была создана подробная цифровая 3D-модель школы искусств, которая позволяет при желании восстановить ее во всех деталях. Это актуально, так как после того, как немного улеглись эмоции, ключевые «игроки» – городской совет Глазго, государственное агентство по охране наследия и руководство школы – заявили о намерении ее воссоздать – несмотря на дороговизну (не менее 100 млн фунтов) и неоднозначность такого решения.

Перспектива воссоздания памятника или сноса оставшейся от него руины волнует и далеких от исполнительной власти людей, причем мнения, как обычно, разделились. Как позитивные образцы детального воссоздания его сторонниками в Глазго приводятся совершенно иные по содержанию примеры – послевоенные Варшава и города Германии. Среди других желающих видеть на месте памятника «реплику» – архитектор-традиционалист Фрэнсис Терри, специалист по Макинтошу Роджер Билклифф, а также бюро Donald Insall Associates, которое занималось восстановлением после пожара 1992 года Виндзорского замка, и британский парламентарий-лейборист Пол Суини ( в границах его избирательного участка находится школа). С другой стороны, архитектор Алан Данлоп, работающий в Глазго выпускник школы искусств, считает, что воссоздание памятника прошлого бессмысленно и возмутило бы самого Макинтоша, придерживавшегося новаторских, даже радикальных для своего времени эстетических взглядов. По мнению Данлопа, вместо сгоревшего памятника необходимо построить качественное современное здание по результатам конкурса с участием шотландских архитекторов. Такого же мнения придерживается член Королевской академии художница Барбара Рэй, которая преподавала в школе Глазго более двадцати лет. Однако стоит отметить, что новый корпус школы, работа Стивена Холла, расположенная через дорогу от пострадавшего шедевра модерна, устраивает далеко не всех и даже стала лауреатом архитектурной анти-премии, поэтому новейшее сооружение на месте любимого памятника будут готовы принять далеко не все. Позицию посередине занимает реставратор Джулиан Харрап, который работал вместе с Дэвидом Чипперфильдом над эталонным примером воссоздания без репликации – берлинским Новым музеем. По его мнению, можно вставить в существующие стены школы сдержанные по форме объемы, выделив в интерьере все сохранившиеся детали. Таким образом не будут снесены остатки уникальной постройки (что предполагается строительством полностью нового здания) и удастся избежать создания «муляжа».

Однако ключевой вопрос заключается не в этической стороне копирования памятников, хотя он сегодня очень актуален – достаточно вспомнить Пальмиру и выставку музея Виктории и Альберта на венецианской биеннале в 2016. Важнее понять, почему так уязвимы перед огнем памятники в Глазго и постройки Великобритании в целом. Среди разнообразных жертв – парусник «Катти Сарк» в Гринвиче (сгоревший тоже в ходе строительных работ), лондонская жилая башня «Гренфелл», Виндзорский замок – ключевая резиденция королевской семьи. В самом Глазго после пожара или оставления владельцами пустуют многие постройки XIX века, включая работы видного классициста Александра «Грека» Томпсона. Еще один пример: на той же улице, что и школа искусств, находится 114-летний концертный зал «Павильон», который пострадал от пожара в марте этого года (тогда огонь охватил целый квартал, который сейчас почти полностью сносится). Парламентарии обещают плотнее заняться вопросом сохранения наследия, пожарники и криминалисты планируют детальное изучение руинированной школы искусств, а всем неравнодушным пока остается только ждать.
zooming
Школа искусств Глазго. Фото до пожаров 2014 и 2018 годов с сайта gsa.ac.uk


20 Июня 2018

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.