Школа искусств в Глазго Ч.Р. Макинтоша, шедевр стиля модерн, скорее всего, будет воссоздана после своего почти полного разрушения при пожаре в прошлые выходные.
Школа искусств в Глазго (1896–1899; знаменитая библиотека была создана в 1907–1909) – ключевая постройка Чарльза Ренни Макинтоша и международного стиля модерн, одинаково важная как для специалистов, так и для широкой публики: при разнообразных опросах это здание не раз оказывалось самым популярным среди британцев. Тем поразительнее то, что катастрофический пожар, замеченный около 23:20 в пятницу, 15 июня, и полностью ликвидированный лишь во вторник, стал уже вторым за несколько лет. В мае 2014-го легко воспламеняющиеся пары от монтажной пены, которую использовали студенты при изготовлении макета, вызвали взрыв проектора. Тогда огонь охватил треть здания, полностью уничтожив знаменитую библиотеку – один из символов стиля модерн, и только самоотверженность пожарных, тушивших здание с риском для жизни, позволила сократить потери.
Школа искусств Глазго. Фото до пожаров 2014 и 2018 годов с сайта gsa.ac.uk
Несмотря на сложные обстоятельства (использование опасных веществ, не успевшая заработать новая спринклерная система и т.д.), не было проведено адекватного расследования с целью наказания виновных. С немалым трудом было собрано 35 млн фунтов на реставрацию здания, включая полное воссоздание интерьера библиотеки. Ею занимались архитекторы Page/Park, и к моменту второго пожара она была почти завершена. Открыться историческое здание должно было в конце этого года, когда весь мир отмечает 150-летие со дня рождения Макинтоша.
Второй пожар возник в восточной части школы, которая совсем не пострадала в 2014. Он был гораздо серьезней по масштабу, поэтому, хотя пожарные взяли огонь под контроль в шесть утра в субботу, его скрытые очаги ликвидировали еще несколько дней. Более того, он перекинулся на два музыкальных клуба по соседству, которые в итоге оказались почти уничтожены. Если первый пожар произошел накануне выставки выпускных работ, второй случился вечером после праздника – церемонии вручения дипломов, что усугубило тяжелые чувства всех связанных со школой людей, хотя серьезной бедой это стало и для всех горожан, и для любителей архитектуры со всего мира.
Возгорание заметил проходивший мимо полицейский, что вызывает вопрос: ведь подрядчик Kier установил систему противопожарной сигнализации, в здании постоянно находилось три нанятых этой компанией охранника, также следивших и за возможностью возгорания; спринклеры, однако, вновь не успели установить. Огонь тушили 120 пожарных и 20 машин, но, несмотря на приложенные ими усилия, от здания остались лишь фасады, причем восточный, насколько можно судить без детального исследования, теперь неустойчив. Текущее состояние постройки можно оценить по фильму, сделанному с помощью дрона – см. видео ниже.
Перспектива воссоздания памятника или сноса оставшейся от него руины волнует и далеких от исполнительной власти людей, причем мнения, как обычно, разделились. Как позитивные образцы детального воссоздания его сторонниками в Глазго приводятся совершенно иные по содержанию примеры – послевоенные Варшава и города Германии. Среди других желающих видеть на месте памятника «реплику» – архитектор-традиционалист Фрэнсис Терри, специалист по Макинтошу Роджер Билклифф, а также бюро Donald Insall Associates, которое занималось восстановлением после пожара 1992 года Виндзорского замка, и британский парламентарий-лейборист Пол Суини ( в границах его избирательного участка находится школа). С другой стороны, архитектор Алан Данлоп, работающий в Глазго выпускник школы искусств, считает, что воссоздание памятника прошлого бессмысленно и возмутило бы самого Макинтоша, придерживавшегося новаторских, даже радикальных для своего времени эстетических взглядов. По мнению Данлопа, вместо сгоревшего памятника необходимо построить качественное современное здание по результатам конкурса с участием шотландских архитекторов. Такого же мнения придерживается член Королевской академии художница Барбара Рэй, которая преподавала в школе Глазго более двадцати лет. Однако стоит отметить, что новый корпус школы, работа Стивена Холла, расположенная через дорогу от пострадавшего шедевра модерна, устраивает далеко не всех и даже стала лауреатом архитектурной анти-премии, поэтому новейшее сооружение на месте любимого памятника будут готовы принять далеко не все. Позицию посередине занимает реставратор Джулиан Харрап, который работал вместе с Дэвидом Чипперфильдом над эталонным примером воссоздания без репликации – берлинским Новым музеем. По его мнению, можно вставить в существующие стены школы сдержанные по форме объемы, выделив в интерьере все сохранившиеся детали. Таким образом не будут снесены остатки уникальной постройки (что предполагается строительством полностью нового здания) и удастся избежать создания «муляжа».
Однако ключевой вопрос заключается не в этической стороне копирования памятников, хотя он сегодня очень актуален – достаточно вспомнить Пальмиру и выставку музея Виктории и Альберта на венецианской биеннале в 2016. Важнее понять, почему так уязвимы перед огнем памятники в Глазго и постройки Великобритании в целом. Среди разнообразных жертв – парусник «Катти Сарк» в Гринвиче (сгоревший тоже в ходе строительных работ), лондонская жилая башня «Гренфелл», Виндзорский замок – ключевая резиденция королевской семьи. В самом Глазго после пожара или оставления владельцами пустуют многие постройки XIX века, включая работы видного классициста Александра «Грека» Томпсона. Еще один пример: на той же улице, что и школа искусств, находится 114-летний концертный зал «Павильон», который пострадал от пожара в марте этого года (тогда огонь охватил целый квартал, который сейчас почти полностью сносится). Парламентарии обещают плотнее заняться вопросом сохранения наследия, пожарники и криминалисты планируют детальное изучение руинированной школы искусств, а всем неравнодушным пока остается только ждать.